Цели урока:
- дать понятие о культурных и дикорастущих растениях;
- назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;
- расширить кругозор учащихся о культурных и дикорастущих растениях;
- развивать речь учащихся;
- формировать познавательный интерес.
Оборудование: учебник, хрестоматия, тетради, картинки и фотографии с изображением растений, карточки для работы в парах, компьютер, экран, мультимедийный проектор, смайлики для рефлексии.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент | Установочная беседа. | Дети делятся на две группы. Подготовка рабочего места |
2. Постановка цели, актуализация знаний в начале урока | Знакомство учащихся с целью
урока. Учитель предлагает задание “Третий лишний”: Берёза, крапива, кукуруза. |
Дети определяют, какое растение лишнее и почему, обсуждают тему урока и выясняют, чем будут заниматься |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Учитель предлагает найти в учебнике тему урока. Всем ученикам предлагается подумать над вопросом учителя: чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений? | Ученики высказывают своё мнение.
Читают и находят отличие в учебнике |
4. Применение теоретических
положений в условиях выполнения упражнений и
решения задач. 5. Физминутка. |
Работа в группах 1) Какие бывают растения? Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями? (Слайд 2). Презентация 2) Какие растения называются культурными? (Рассказ учеников и учителя) |
Работа в группах. Наблюдение,
сравнение. Ученики высказывают своё мнение. Обсуждают в группах картинки. Ученики высказывают своё мнение и делают вывод. Работа со слайдами. Наблюдение, сравнение, вывод. Сообщение – доклад Карцевой Яны “О культурных и дикорастущих растениях”. Ученик сообщает о своём исследовании |
6. Самостоятельная работа в
тетрадях. Взаимопроверка |
Учитель предлагает выполнить работу в тетради для самостоятельной работы | 1) Дети самостоятельно выполняют
задание. 2) Взаимопроверка тетрадей. Ученики обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа и оценивают её, комментируя свой выбор |
7. Использование сформированных умений и навыков | Работа в парах Учитель
предлагает ученикам игру “Найди пару”: 1 - культурные, 2 - дикорастущие. |
В парах выполняют задание,
анализируя фотографии на карточках находят и
обсуждают отличия. Затем делают вывод |
8. Динамическая пауза. Работа в группах | Работа в группах по презентации. - Для чего люди выращивают культурные растения? |
В группах выполняют задание, сообщают о своих наблюдениях, делают выводы: для чего человек выращиваются культурные растения? |
9. Обобщение усвоенного и
включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. 10. Работа с учебником |
Работа в группах. Учитель задаёт загадки о дикорастущих и культурных растениях. 1) У закутанных девиц 2) Это зелье ты не тронь: 3) Стоят в поле сестрички: 4) Беленькие горошки 5) С неба |
Дети определяют и доказывают, к
какому виду относится данное растение.
Определяют, где используются эти растения. 1) Ответ: Кукуруза (культурное, используется в пищу) 2) Ответ: Крапива (дикорастущее, используется в пищу, медицинских целях) 3) Ответ: Ромашка (дикорастущее, медицинских целях) 4) Ответ: Ландыш (дикорастущее, в парфюмерии) 5) Ответ: Пшеница (культурное, используется в пищу) Учащимся предлагается прочитать информацию по теме в учебнике. Вывод читается хором. |
11. Домашнее задание | Учитель даёт задание по учебнику для всех и индивидуально | Подготовить сообщение о культурном или дикорастущем растениях , по желанию выполнить иллюстрации по этой теме. |
12. Рефлексия деятельности | Учитель предлагает
проанализировать работу, выполненную на уроке. Подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников. |
Ученики дают оценку личного вклада в урок, с помощью смайликов. |
13. Мотивация оценок | Учитель предлагает каждому
ученику поставить оценки самостоятельно. Учитель внимательно анализирует мотивацию каждой оценки и по надобности корректирует оценки выставленные учениками. |
Дети выставляют оценки и мотивируют своё решение. |