Оборудование: изображения Бабы Яги, бабушки, корзинки с частями речи, карточки со словами, карточки с изображением внуков с шарами, карточка со словом дисциплина, карточки с домашним заданием.
Цели:
- повторение и закрепление изученного в конце года;
- повторение частей основных речи;
- развитие внимания, памяти, орфографической зоркости, аккуратности;
- воспитание ответственности, доброго отношения к пожилым людям и к одноклассникам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем повторять части речи, повторим правописание изученных орфограмм; будем развивать внимание, память, поработаем над орфографической зоркостью; будем воспитывать в себе аккуратность и старательность.
II. Чистописание.
На доске:
1 строчка – буква Бб;
2 строчка – слова Баба Яга, бабушка, бабуля, бабка.
3 строчка – предложение.
Дисциплину держать – значит побеждать.
- В каких словах встречаются орфограмма?
- Какая?
- Как её проверить?
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое дисциплина?
- А нам на уроках нужна дисциплина?
- Нужна ли дисциплина на прогулке?
- Нужна ли дисциплина при выполнении домашнего задания?
- А дома?
III. Словарная работа.
- Хорошее слово, очень нужное и в школе и дома, но трудное для запоминания. Запишем его в наш словарик.
(На доске карточка со словом дисциплина. Дети записывают слово в словарик, проговаривают и запоминают.)
- Составьте с этим словом словосочетания.
- Составьте и запишите предложение с этим словом.
IV. Работа над частями речи.
1. – Чем различаются слова бабушка и бабка?
– К каким частям речи они относятся?
2. – У вас на столе лежат карточки со словами. Вам надо вставить пропущенную букву, назвать орфограмму, доказать её написание, определить часть речи и поместить в нужную корзину на доске.
(На доске прикреплены три изображения корзин с подписями частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Рисунок 1. Приложение)
Слова на карточках: дв_ры, с_сна, т_пло, гн_здо, гр_бы, сп_шит, цв_тёт, н_сёт, б_жит, л_жит, з_лёный, к_сой, скр_пучий, б_льшой, см_шной, св_тло, м_лыш, д_ждливо, в_село, т_мно.
(Ученики по одному выходят к доске со своей карточкой, говорят проверочное слово, называют букву, которую вставили, выбирают нужную корзинку и прикрепляют на магните слово под корзинкой.)
3. – Проверка.
- Что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
- Каким словам не хватило корзинки?
- Какая это часть речи?
V. Физкультминутка.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Встать, умыться, кашу съесть,
Поскакать, за парту сесть,
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
- Слова какой части речи я называла?
- Что вы при этом выполняли?
VI. Продолжение работы над частями речи.
- На доске перед вами портреты Бабы-Яги и бабушки. (Рисунок 2 и 3. Приложение). Вам надо подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные для каждой старушки и написать их в два столбика.
- Подумайте, какое прилагательное может подойти к обеим старушкам?
VII. Работа над правописанием безударной гласной в корне слове.
- Возьмите карточки с изображением мальчиков с шарами.
- Какую букву надо вставить в шарик, который в руках первого внука?
- Почему?
- Какую букву надо вставить в шарик, который в руках второго внука?
- Почему?
- Запишем в тетрадь эти слова с проверочными словами и запомним их:
Сидеть – сидя, седеть – седенький.
К каким частям речи принадлежат эти слова?
- Теперь вам надо определить, где чей улетевший шарик, для этого надо вставить нужную букву и выделить корень.
VIII. Письмо по памяти.
(Текст написан заранее на обратной стороне доски. Вначале проводится орфографическая подготовка.)
Дед и Бабка, с ними Внучка,
Кошка, Мышка, пёсик Жучка –
Все тянули ту, что крепко
Упиралась. Это ___________.
IX. Итог урока.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
- Кто доволен собой?
X. Домашнее задание.
Списать текст про внуков с карточки, разделив его на предложения и подчеркнуть главные члены предложения.
Миша и Глеб по доро_ке пришли в лес на п_ляне росли кре_кие ду_ки мальчики сели отдохнуть под д_ревьями нашли куч_ку гр_бков они были свеж_е, кре_кие на шля_ках л_жали лист_я хорошие будут пиро_ки с гр_бами.