Тема урока "Многоликий углерод"

Разделы: Химия


План урока

Цель: изучение свойств, строения и применения углерода.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока.

а) Образовательные

Закрепить теоретические знания о строении атома, полученные в 8 классе, на примере углерода. Повторить явление аллотропии. Дать понятия об алмазе, графите, фуллеренах, графене. Разобрать химические свойства углерода.

Уметь применять теоретические знания. Контролировать и корректировать умения извлекать информацию при наблюдении за химическим опытом.

Продолжить формирование умений и навыков по составлению уравнений реакций.

б) Воспитательные

Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

в) Развивающие

Развить у учащихся умение сравнивать и анализировать сведения, полученные в ходе объяснения, логически излагать свои мысли.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И. Менделеева, проектор, интерактивная доска, опорные схемы, модели кристаллических решеток алмаза и графита, активированный уголь, перманганат калия, песок.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (мультимедийное наглядное пособие, демонстрация, наблюдения учащихся); практический (опыт).

Используемые технологии на уроке: Технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Этапы урока

1. Организационный момент

Цель – положительный настрой на урок (сообщение темы, цели урока)

2. Объяснение нового материала

Цель – повторить строение атома и явление аллотропии на примере углерода, дать понятие об адсорбцией, применением этого явления и аллотропных модификаций.

а) Строение атома углерода.

б) Аллотропия углерода (сообщения учащихся, презентация, кристаллические решетки, сделанные руками детей).

в) Адсорбция углерода (демонстрационный опыт).

г) Химические свойства углерод (слайды).

д) Физкультминутка (упражнения для глаз).

3. Закрепление нового материала

Цель – закрепить полученные первоначальные знания учащихся.

4. Домашнее задание

Ход урока

1. Орг. момент (учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в классе, сообщает тему и цель урока).

(Слайд №1). Презентация

2. Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя:

“Восславим вечный углерод, первооснову жизни бренной, о нем мой стих, души полет. И отголосок всей вселенной. Кирпичик малый мирозданья. Ключ к пониманию бытия. Частица нашего сознанья. Едины мы - и он, и я”.

(Слайд №2)

Сегодня наш урок о химическом элементе и простом веществе углероде. Как химический элемент углерод был признан в 1789 г. А. Лавуазье. Роль углерода в живой природе уникальна. Углерод относится к биогенным элементам, достаточно сказать, что все живое на Земле- от мельчайших амеб и вирусов до гигантов растительного мира состоит из углеродных органических веществ. Сейчас я попрошу одного из вас выйти к доске и, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева дать полную характеристику углерода, как химического элемента в свете теории строения атома.

    • Устанавливается положение элемента углерода в периодической системе.
    • Заполните соответствующие поля в тетради.
    • Положение элемента в ПСХЭ и строение его атома.
    • Характер простого вещества.
    • Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами.
    • Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по подгруппе элементами.
    • Состав высшего оксида, его характер.
    • Состав высшего гидроксида, его характер.
    • Состав летучего водородного соединения.

В 8-ом классе вы знакомились с таким понятием, как аллотропия. Кто помнит определение этого термина? Аллотропия- это существование двух или более простых веществ одного и того же химического элемента. Углерод образует очень много аллотропных модификаций. Сообщения о них подготовили ваши одноклассники. (Перед выступлениями учеников, учитель ставит проблемный вопрос “Почему аллотропные видоизменения углерода имеют одинаковую формулу, но разное строение?”.

Ученик №1: (сообщение об алмазе, сообщение сопровождается показом слайдов, ученик демонстрирует кристаллическую решетку алмаза, сделанную своими руками).

Алмаз - бесцветные кристаллы, вещество имеет тетраэдрическое строение, очень твердый, не проводит электрический ток. Атом углерода в алмазе находится в возбужденном состоянии, поэтому образует 4 прочные ковалентные связи. Недаром алмаз- самое твердое вещество в природе. В переводе с греческого алмаз означает “несокрушимый”. Кристаллическая решетка в алмазе – атомная.

(Слайды №3, 4, 5, 6, 7, 8).

Ученик №2: (сообщает о второй модификации углерода- графите, показывает кристаллическую решетку, сделанную своими руками и слайды, в которых отражено применение графита и свойства).

(Слайды № 9, 10).

Графит – темно-серое жидкое на ощупь, кристаллическое вещество с металлическим блеском. Графит широко проводит электрический ток и в отличие от алмаза мягкий. Его мягкость обусловлена слоистой структурой.

В кристаллической решетке графита атомы углерода, лежащие в одной плоскости, прочно связаны в правильные шестиугольники. Связи между слоями малоподвижны.

Из графита изготавливают электроды, стержни для карандашей, твердые смазки.

(Слайд №11).

Учитель: Ребята, также известны новейшие модификации углерода – это карбин, фуллерен и графен (учитель показывает слад, обращая внимание учеников на строение этих веществ). К аллотропной модификации углерода относится и уголь.

(Слайд №12)

После прослушивания сообщений и наблюдении кристаллических решеток, ученики самостоятельно могут ответить на проблемный вопрос. Свойства веществ разное, т.к. разное строение)

А одно из свойств угля - это адсорбция, т.е. способность поглощать различные вещества. (Учитель демонстрирует адсорбцию).

Методика опыта: в воронку учитель помещает слой ваты и таблетки растертого активированного угля и песок. Через воронку вливает разбавленный раствор перманганата калия. Для собирания жидкости, прошедшей через слой адсорбента, под воронку помещают стакан. В него стекает бесцветная, прозрачная жидкость.

В аптеке продаются таблетки специально приготовленного адсорбента (поглотителя) – активированного угля. Эти таблетки принимают для удаления из желудка и кишечника вредных веществ при пищевых отравлениях. И готовые угольные таблетки, и простой древесный уголь (лучше всего березовый) бывалые туристы советуют использовать для быстрой очистки питьевой воды в походе, а опытные домохозяйки – для того, чтобы избавится от неприятного запаха в домашнем холодильнике или кладовке.

Чтобы изучить химические свойства элемента углерода, вряд ли стоит использовать очень дорогие алмазы. Обычно, химики берут графит или уголь. Так поступим и мы. Только наши “эксперименты” с углеродом будут в основном воображаемыми. А еще нам придется постоянно помнить: углерод в любой модификации имеет очень прочную и устойчивую атомную кристаллическую решетку. Значит, чтобы он начал реагировать с какими бы то ни было другими веществами, нужно предварительно его кристаллическую решетку “расшатать”, например, путем нагревания. (Объясняя материал, учитель показывает слайды).

(Слайд № 13, 14)

Углерод ведет себя как окислитель, реагируя с элементами меньшей, чем у него самого, электроотрицательности – с металлами или водородом. Чтобы углерод взаимодействовал с водородом, надо поднять температуру до 600 °С и воспользоваться катализатором. Только при таких условиях начнется реакция. Еще более высокой начальной температуры (1500 °С) требует реакция углерода с алюминием.

Но гораздо чаще углерод становится восстановителем. Он отдает свои электроны более электроотрицательному элементу – например фтору, сере или кислороду. Правда и такие реакции тоже требуют предварительного нагревания до нескольких сотен градусов.

Трудно сказать, какой из химических талантов углерода для нас более полезен. Углерод как восстановитель, сгорая, дает нам тепло и помогает выделять из минералов и руд разные металлы – железо, свинец, олово. А углерод в роли окислителя позволяет получить разнообразные органические вещества.

Физкультминутка (упражнение для глаз)

3. Закрепление нового материала.

Учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов:

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Чем вызваны различные свойства алмаза, графита, фуллерена?
  • Что такое адсорбция?
  • Чем объясняется не высокая химическая активность углерода?
  • Какая из модификаций углерода наиболее химически активна? 

4. Домашнее задание. (Учитель комментирует домашнее задание)

П. 29, упр.5-8 стр.172.

Список литературы

  1. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян., М “Дрофа”, 2008 г. – 267 с.
  2. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов., М.:   “Дрофа”, 2002 г. – 400 с.
  3. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. / Л.Ю. Аликберова, М.: “Аст-Пресс”, 2002 г. – 560 с.

Приложение