Цель: нравственное воспитание школьников.
Задачи.
Обучающая: сформировать систему знаний, умений и навыков пользования общественным транспортом.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, самостоятельность мышления.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Коррекционная: расширение словаря новыми названиями и терминами.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа о правилах поведения на дороге и в транспорте.
3. Игра “На остановке”.
4. Анализ ситуаций игры: На остановке”.
5. Игра “В автобусе”.
6. Анализ игры “В автобусе”.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Дети готовятся к уроку. Ученики рассаживаются за парты по одному. (Знакомятся с игрой “Час пик”, рассматривают карту игры, которая вывешена на доске).
Беседа о правилах дорожного движения.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге, в транспорте. Посмотрите на карту дорог (на доске висит карта дорог игрушечного города), познакомимся со стихами и картинками к ним о дорожных знаках для пешеходов.
Приложение 2 (Слайд 1, 2, 3, 4, 5) (просматриваем и совместно читаем , используя дактиль ). Мы видим, что на дороге встречаются разные дорожные знаки. Переход надземный, переход подземный, светофоры. Остановка автобусная, такси. Запишите новые слова, обозначающие дорожные знаки, которые вам помогут ориентироваться на дороге. (Списывают с доски словарь: светофор, надземный переход, зебра, подземный переход, перекресток, остановка транспорта, такси, автобус, микроавтобус, пешеход, пассажир.)
Кто такие пешеходы?
Дети отвечают, всё, что знают об этом слове.
Учитель: Пешеход - человек, который ходит пешком (корень -пеш- выделить на доске при письме). Что обозначает слово остановка?
Ученики: Отвечают всё, что знают.
Учитель: Остановка – место, где останавливается транспорт (-стан-корень). А теперь поиграем.
Игра “На остановке”.
Дети парами подходят на “остановку”. Учитель наблюдает за поведением детей. Кто-то толкнул товарища. Учитель останавливает ход игры. Обращает внимание на ошибку. Подъезжает автобус. Ребята по команде учителя входят в импровизированный автобус. Мальчики отталкивают девочек. Учитель останавливает ход игры, указывает на ошибку. Дети понимают и исправляют. Игра закончена, все садятся за парты, и начинаем обсуждать результаты игры.
Анализ ситуации игры “На остановке”
Учитель: Какие ошибки были во время игры?
Ученики: Шалили на остановке, толкались, играли.
Учитель: Вы будете шалить, играть, толкаться на дороге, на остановке?
Ученики: Нет. Нельзя. Мы поняли ошибки.
Учитель: Как нужно входить в автобус?
Ученики: Нужно уважать взрослых. Пропускать вперёд: девочек, бабушек, дедушек, взрослых людей, больных.
Учитель: Молодцы! Мне приятно, что поняли свои ошибки.
Игра “В автобусе”.
Учитель: А сейчас игра - “В автобусе”. Встаньте. Пройдите в автобус. (В инсценированном автобусе одно сидячее место.) Дети бегут к инсценированному автобусу. Кто первый сядет на стул. Сел Булат, остальные стоят, толкаются. Учитель останавливает ход игры. Указывает, что была ошибка. Дети сами исправляют её. Но мальчики продолжают толкаться, играть. Учитель останавливает ход игры. Указывает на ошибку. Дети исправляют её. Игра продолжается. Входит старушка. Дети не реагируют. Учитель останавливает игру. Указывает на ошибку. Дети исправляют ошибку. Входит старичок. Дети сами усаживают старика рядом со старушкой.
Учитель: Игра останавливается. Ученики рассаживаются.
Анализ игры “В автобусе”
Учитель: Давайте поговорим, что было во время игры. Назовите ошибки.
Ученики:1. Нельзя садиться мальчикам, если рядом стоит девочка. 2. Нужно уступать место старым людям. Уважать взрослых. 3. Уступать место беременным женщинам.
Подведение итогов урока.
Учитель: Посмотрите на эти карточки. (У учителя в руках карточки, которые она показывает по очереди.)
Приложение 2 (Слайд 6) - Что вы будете делать на остановке, если подошёл автобус, а на остановке старушка?
Дети: Пропустим. Подадим руку.
Учитель: Молодцы!
Приложение 2 (Слайд 7). Посмотрите (человек с гипсом, на костылях).
Ученики: Нужно помочь войти в транспорт.
Учитель: Хорошо!
Приложение 2 (Слайд 8) (Человек с багажом). Что вы будете делать?
Ученики: Не знаем.
Учитель: Нужно помочь, если в руках тяжёлые или вещи, которые неудобно держать в руках. Что будете делать, если вошёл человек с цветами и тортом, или тяжёлой сумкой.
Ученики: Не уступим место.
Учитель: Вы можете уступить место, или взять на руки цветы, торт, тяжёлую сумку. Нужно помочь, как сможете.
Учитель: Вы поняли?
Ученики: Да. Поняли.
Учитель: Давайте проговорим (показывает на текст, который записан на доске).
1. Нужно быть вежливым пешеходом, пассажиром.
2. Нужно уважать взрослых, стариков, малышей, больных людей.
3. Помогать тем, кто нуждается в вашей помощи.
4. Соблюдать правила поведения на дороге и в транспорте.
Учитель: Вы согласны?
Ученики: Да. Будем воспитанными пешеходами и пассажирами. Давайте проверим, как вы усвоили материал урока (тест на знание правил дорожного движения).
Приложение 1. Сегодня все молодцы! Получаете положительные оценки.
Учитель: Запишите правила в своих тетрадях. И запомните. Тогда о вас будут говорить, что вы воспитанные, вежливые дети! (Дети записывают правила в тетрадях). В конце урока дети ставят свои подписи под правилами поведения на весенних каникулах.
Домашнее задание: Запомнить правила поведения и выполнять их.