Урок по ОРКСЭ по теме "Справедливость". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • научить учащихся разбираться в понятии “справедливость”;
  • формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;
  • развивать умение отличать хорошее от плохого.

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов.

Личностных

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Метапредметных

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в ист прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметных

Раскрыть сущность понятия “справедливость”.

Сформулировать моральные правила справедливого поступка.

очниках информации, адекватно понимать.

Ожидаемые результаты:

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

Оборудование:

  • название темы на доске;
  • словарь Ожегова;
  • тексты произведений;
  • высказывания о справедливости (на доске).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Вспомним русскую народную сказку “Лиса и рак” (читает учитель).

Лиса говорит раку:

- Давай перегоняться!

- Что ж, лиса, давай.

Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:

- А я уже давно тебя жду.

2. Обсуждение.

- Кто же оказался победителем? Почему вы так считаете? – Ответы детей.

- Как можно оценить поступок рака? Почему? – Ответы детей.

Я услышала слово несправедливо.

Что, по вашему мнению, означает слово справедливость, поступать по справедливости? – Ответы детей.

Какие ещё произведения вам известны, где герои поступают несправедливо? – (“Лиса и журавль”, “Стрекоза и муравей”, Драгунский “Он живой и светится”.

III. Сообщение темы урока.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? – о справедливости.

- Давайте посмотрим в словарь Ожегова: справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине.

Можно ли так сказать про рака? – Нет. Почему? – Ответы детей.

IV. Постановка проблемной ситуации.

1. Может ли “похожая ситуация” произойти в отношениях между людьми? – Да.

- Что же ещё мы узнаем на уроке?

– Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

2. Работа по учебнику с. 28 (читаем 1 и 2 абзац).

3. Беседа.

Каждый человек считает, что он справедливый, его действия справедливы, требует от всех справедливости, и как правило самостоятельно определяет, справедливы или не справедливы другие.

- Между людьми существуют моральные и правовые отношения.

Вот примеры справедливого отношения с точки зрения морали. На добрые слова следует отвечать благодарностью, а на добрые дела – услугой. За серьезную помощь (доброту) – платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Будет справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

4. Работа по учебнику с.28 (чтение 3 и 4 абзаца).

Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.

Каждый ученик имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам, мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.

- Было ли в вашей жизни так, что с вами поступали несправедливо?

(Дети приводят свои примеры)

5. Осмысление отношений в классе

- Давайте попробуем ответить на вопросы.

  • Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на перемене, на уроке, после уроков?
  • Чему можно поучиться у ваших одноклассников?
  • Какому качеству личности можно поучиться у вас?
  • Мешают ли вам на уроке другие ученики?
  • Какие плохие поступки одноклассников вы видели на перемене или после школы? Как вы действуете в этих ситуациях?

V. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянутся.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

6. Работа по учебнику с.28 (чтение 6 и 7 абзаца).

7. Работа с текстом.

Е.Пермяк “Самое страшное” (тексты у детей на партах).

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Ничего не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился. Да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из страшного, что только бывает на свете: Вова остался один.

Один – одинёшенек!

Проверка восприятия.

- Как относился мальчик Вова к окружающим его людям и домашним животным?

- Справедливо ли окружающие поступили с Вовой?

- Почему самое страшное на свете остаться одному?

- Как нужно себя вести, чтобы не быть похожим на этого мальчика?

8. Работа по учебнику с.29 (чтение со слов “Какими моральными правилам… и до слов устроить всех).

9. Работа с текстом (тексты перед глазами детей).

Однажды один мальчик наобещал своим товарищам, что сам купит на всех ребят билеты на новый кинофильм в кассе. Наобещал и забыл. Потом вспомнил, когда ребята стали его спрашивать, побежал в кассу, а все билеты уже проданы. Так и обманул ребят. А ребята на него обиделись и ничего ему доверять не стали.

- Справедливо ли они поступили? Объясните, почему вы так считаете.

Работа с текстом с.29 (чтение последних двух абзацев).

VI. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

1. Учитель.

Справедливость – это правильное и честное отношение (действие, решение). Справедливый человек умеет поступать в согласии с истиной и правдой даже тогда, когда это ему невыгодно и не в его интересах. Справедливый человек, принимает справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Справедливый человек поступает по совести. Справедливость – это не какое-то отдельное хорошее качество человека, это сумма всех хороших качеств человека, которые помогают ему принять правильное решение и сделать правильное действие. Если в душе человека накоплено много хороших качеств, то голос сердца, конечно, поможет человеку принять справедливое решение. А если нет? Что ещё необходимо знать человеку, чтобы принимать правильные решения и поступать по справедливости? Человек должен иметь истинные (правильные, настоящие, единственно верные) знания, а значит, он должен знать законы, которые управляют миром, чтобы следуя им, не совершать неправильных, то есть несправедливых действий.

2. Хочется завершить урок высказываниями великих людей (на доске).

Из всех добродетелей самая редкая — справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек.

Ф. Грильпарцер

Справедливость — вещь настолько ценная, что ни на какие деньги ее не купишь.

А. Лесаж