Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Решение задач с помощью уравнений”.
Задачи.
Образовательные:
- Формировать у учащихся навыки и умения применять знания на практике.
- Выработать умение составлять уравнения для решения задач.
Развивающие:
- Развитие логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
- Повышение эмоционального настроя учащихся путем привлечения наглядности и технических средств обучения (компьютер).
Воспитательные:
- Прививать устойчивый интерес к изучению математики.
- Воспитывать точность и аккуратность в оформлении решений.
- Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению культуры математической речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Учебно-методический комплекс.
- Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Учебник. Математика. 5 класс, 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
- Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В., Учебник. Математика. 5 класс, 12-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
- Смыкалова Е. В. Сборник задач по математике для учащихся 5 класса. СПб: СМИО Пресс, 2013.
Оборудование: ПК, презентация, печатный материал.
Ход урока
I.. Организационный момент.
Учитель здоровается с учащимися, проверяет присутствующих на уроке.
II. Объявление темы и цели урока. Слайд 1. (Приложение 1).
На этом уроке мы повторим и закрепим знание и умение решения задач с помощью уравнений.
III. Актуализация знаний учащихся.
Устные упражнения:
а) Слайд 2. (Приложение 1)
Что называется уравнением?
Что называют корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
б) Слайд 3. (Приложение 1)
Найдите квадраты чисел 2; 5; 7; 8; 15; 10.
Найдите кубы чисел 3; 5; 4; 10.
Какой цифрой заканчивается квадрат числа 156739? 109537?
в) Слайд 4. (Приложение 1)
Квадрат какого числа равен 4; 16; 36; 81; 900?
Куб какого числа равен 8; 64; 125; 27000?
г) Слайд 5. (Приложение 1)
Угадайте корень уравнения: = 243
д) Слайд 6. (Приложение 1)
Задача. Алёша задумал число. Он прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое число задумал Алёша?
Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.
е) Слайд 7. (Приложение 1)
Упростите:
- 2a + 3a 3) 4a + 90a 5) 209n + n
- m + 16m 4) 86b – 77b 6) 15x + 5x – 12x
ж) Слайд 8. (Приложение 1)
Запишите в виде равенства предложение: 4a больше, чем a, на 48;
Составим схему:
В тетрадь учащиеся записывают три варианта равенства, отметив, что самым удобным для решения является первый: 4а-а=15; 4а-15=а; а+15=4а.
IV. Решение задач.
а) Слайд 9. (Приложение 1)
Задача. В саду яблонь больше, чем слив, в 7 раз, или на 420. Сколько яблонь и сколько слив в саду?
Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.
б) Слайд 10. (Приложение 1)
Задача. В двух бочках 80 литров воды. Если из первой бочки перелить во вторую 10 л, то в первой будет в 3 раза меньше воды, чем во второй. Сколько воды в каждой бочке?
Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.
в) Слайд 11. (Приложение 1)
Задача. Бронза содержит 41 часть меди, 8 частей олова и 1 часть цинка. Сколько будет весить кусок бронзы, в котором цинка на 1 кг 484 г меньше, чем олова?
Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.
г) Слайд 12. (Приложение 1)
Задача.
Дети играли в лото на орехи. Ване очень не везло: он сыграл 4 партии и, проиграв их все, отдал 255 орехов, при этом в каждой новой партии проигрывал вчетверо больше орехов, чем в предыдущей. Сколько орехов проиграл Ваня в последней партии?
Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили знания по теме “Решение задач с помощью уравнений”
VI. Объяснение домашнего задания. Слайд 13. (Приложение 1)
Домашнее задание предложено в виде печатного материала. (Приложение 2)
VII. Окончание урока.