Цели:
- формирование навыков коллективного поведения;
- создание атмосферы товарищества;
- воспитание чувства юмора, умения веселиться.
Задачи мероприятия:
- Обучающая (дидактическая) задача: В увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
- Развивающая задача: Развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.
- Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.
Форма:
интеллектуально-развлекательная игра.Ход мероприятия
Ведущий 1:
Здравствуйте, дорогие зрители и участники! Разрешите поздравить вас с праздником. Вы, конечно же, можете мне возразить, что никакого праздника сегодня нет. Не спешите, ведь сегодня мы славим математику, царицу всех наук. И именно в честь неё мы устраиваем наш праздник. А проходить он будет по типу интеллектуально – развлекательной игры под названием “ Математическая вечеринка ”Ведущий 2:
– Счетный конкурс открываю,
Добрый день, мои друзья!
Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
Ученик 1.
Вот команда “Треугольник”:
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Ученик 2.
У команды второй здесь
Всех достоинств не счесть.
Номер два зовется “Кругом” –
Стойкие, и друг за друга.
Ведущий 2:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, так быстро смолкли речи,
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет,
Для постройки здания, ракеты.
Ведущий 1:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика даешь,
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Ведущий 2:
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром… Аплодисментов!Внимание! Начинаем наши состязания.
Команда “Треугольник”.
Девиз:
“Научился сам – научи другого”.Речёвка:
Раз, два, три, четыре!
Три, четыре – раз, два!
Кто шагает дружно в ряд?
Команда дружных ребят!
Всем, всем!
Добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешайте нам учиться,
Не мешайте нам трудиться,
Не отстанем мы нигде,
Ни в учебе, ни в труде!
Команда “Круг”.
Девиз:
“И опыт сын, ошибок трудных”.Речёвка:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнования;
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Теперь самое время перейти к игре. Оцениваться наши участники будут ведущими с помощью звезд, а в конце игры мы подсчитаем их общее количество и определим победителя игры.
I тур “ Разминка”.
Ученик 1.
– Тропинка к истине сложна,
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна,
Не менее чем альпинистам!
Ученик 2.
Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
Будем мы определять
Кто же первым должен стать?
Разминка (за 3 правильных ответа команда зарабатывает 1 звезду).
- От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов? (5.)
- Сколько чудес света создано людьми? (7.)
- Какую “неизвестную” букву латинского алфавита чаще всего используют на уроках математики? (х).
- Какое геометрическое тело получается, если прямоугольный треугольник вращать вокруг одной из меньших сторон? (Конус.)
- О каком виде треугольников идет речь в теореме Пифагора? (Равнобедренном, равностороннем, прямоугольном.)
- Фигура, у которой все углы прямые, а все стороны равны? (Квадрат.)
- х = 7, х2 = ? (49.)
- Единица измерения угла? (Градус.)
- Единица измерения скорости? (Км/ч.)
- Треугольник, в котором 2 стороны равны? (Равнобедренный.)
- Сумма углов в треугольнике? (1800.)
- Крыса, которая делит угол пополам? (Биссектриса.)
- Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на основание? (Высота.)
- Сколько секунд в одном часе? (3600.)
- Чему равно 12 в квадрате? (144.)
- Чему равна 1/4 часть часа? (15мин.)
- Найти 1% метра (0,01.)
- Чему равна площадь квадрата? (s = a2.)
II тур “ Расшифровка”.
На листе написаны координаты точек, задача команд как можно быстрее по данным координатам расшифровать высказывания известного немецкого математика Карла Гаусса. (Слайд.)
(11;4) | (6;1) | (1;4) | (15;5) | (11;4) | (6;1) | (1;4) | (9;6) | (2;7) | (6;1) |
(4;5) | (6;1) | (12;2) | (9;6) | (4;5) | (6;1) |
(7;4) | (6;1) | (14;1) | (2;7) |
(6;1) | (12;2) | (9;6) | (5;3) | (11;4) | (15;5) | (1;4) | (9;6) | (2;7) | (6;1) |
(4;5) | (6;1) | (12;2) | (9;6) | (4;5) | (6;1) |
(11;4) | (6;1) | (1;4) | (15;5) | (11;4) | (6;1) | (1;4) | (9;6) | (2;7) | (9;6) |
III тур “Игра со зрителями”.
Ученик 3.
– Третий тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь вопросы и загадки.
За разгадку – шоколадки!
Конкурс “Лейся песня!”
Нужно спеть 2 строчки из песни, где встречаются имена числительные.
ПРИМЕР:
“Миллион, миллион алых роз,
Из окна, из окна видишь ты…”
Каждый зритель, исполнивший песню, имеет право отдать свое очко любой из команд.
Ведущий 1:
Звучит музыка, и кажется, что может быть общего между математикой и музыкой, между сухими формулами и божественными звуками? А оказывается, есть. Вы задумывались когда-нибудь над тем, что за предмет – математика? Вот например, что изучает астрономия?Звезды.
Ведущий 2:
Они реально существуют?1-й: Да.
2-й: Что изучает биология?
1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений.
2-й: Они реально существуют?
1-й: Да.
2-й: Что же изучает математика?
1-й: Числа. Геометрические формы.
2-й: Они реально существуют? Их можно потрогать?
1-й: Нет.
2-й: Значит, математика занимается вещами, которых в действительности нет?!
1-й: Значит, это наука, существующая только в человеческих мыслях. Наука, созданная разумом человека. И кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью формул можно рассчитать полет космического корабля, “экономическую ситуацию” в стране, погоду “на завтра”, описать звучание нот в мелодии.
2-й: Хотелось бы, чтобы после сегодняшней встречи мы иначе посмотрели на математику, почувствовали её красоту и более глубоко осознали необходимость её изучения.
IV тур “Разрезай – кА”.
Разрежьте эту фигуру на 4 равные части. (Слайд.)
V тур “ Посчитай – кА”.
1. Сколько квадратов изображено на рисунке? (Слайд.)
(11)
Конкурс со зрителями “Соображай-ка”. (Слайд.)
1) Соберите разрезанную открытку. Кто быстрее и без ошибок сделает это?
2) Слова во фразе стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова переставлены местами. Поставьте буквы на свои места, прочтите и запишите получившуюся пословицу, поговорку. Например, “ПШЬОПЕШИШ-ЙЮДЛЕ ШЕСАМЬШИН” – “Поспешишь – людей насмешишь”; “ИДНО АЗ ХЕВС, И ВЕС ЗА ОГОДНО” (“Один за всех и все за одного”); “МАЫД БЗЕ НОГЯ ЕН ТЫБЕАВ” (“Дыма без огня не бывает”); “КОЛОСЬК РВОУ ИН ТАЬРОВОВ, А ТУНКА НЕ ТИНОВАМЬ” (“Сколько вору ни воровать, а кнута не миновать”)
VI тур “Десантники”.
Ведущий:
Как воздух, математика нужна
Одной отваги мало. Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнится на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья,
О подвигах, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
“Мечтать довольно! Повтори рассказ,
О свойствах круга и углов квадрата!”
И воином любовь сбережена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
Решить примеры, записанные на плакате в виде лестницы. Задача команд забраться наверх как можно быстрее и при этом правильно сосчитать.
VII тур “Склад”.
На склад привезли наглядность по геометрии. Необходимо узнать, что это за фигура и перенести их со склада в класс. Глаза у носильщиков при этом должны быть завязаны. Переносить нужно только по одному предмету. Выигрывает та команда, которая быстро определит название и не перепутает “склад” и “класс” с чужим.
VIII тур “Ночью в лесу!”
В квадрате 2х2м., обозначенном на полу, в хаотичном порядке разбросаны деньги, кубики, шарики. От каждой команды нужно по одному участнику, им завязываются глаза и по сигналу они начинают собирать предметы в мешок. Задача команд, подсчитать, сколько было собрано кубиков, шариков и денег в сумме. Кто быстрее и правильнее выполнит, тот и победит.
IX тур “Петушиный бой”.
Участвуют по одному игроку от каждой команды. На спине у игроков прикреплен номер. Задание – увидеть номер соперника, не показав при этом свой.
X тур “Финал”.
Участие принимают капитаны команд. Необходимо составит как можно больше слов из слова м а т е м а т и к а.
Ведущий: А пока анекдоты:
1. У какого ученика самый лучший слух? У того, кто, стоя у доски, может
услышать все, что ему подсказывают с последней парты.
2. Учитель “Как будет по-английски “вытирать пыль?” Ученик “Обыкновенно!
Тряпкой!”
3. Учительница спросила: “Какие боги были у древних греков?” “Греческие боги
имели разные профессии!” – ответил ученик.
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в турнире отличился?
Жюри объявляет результаты, называет команду– победителя. По итогам зрительского голосования определяется самый умный математик турнира. Награждение победителей.
Подводятся итоги игры.
Победившая, команда совершает круг почета.Экран настроения:
Учащиеся анализируют занятие, высказывают свое мнение: что понравилось, что нового он узнал. Если игра удалась, то на доску с помощью магнита каждый ученик прикрепляет желтый круг, если нет, то серый.
Литература
:- Приложение к газете “1 сентября” “Математика”, № 23 2001, № 48 2001, № 45 2001, № 22 2001, № 22 2002, № 24 2002, № 45 2004 г.
- Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. – М.: Юнисам, МДС, 1994.
- М.Б. Гельфанд, В.С. Павлович. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение, 1989.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. Издательство “Наука”, 1986 г.
- Журнал “Математика в школе”, № 3 1988 г.