Школьная естественно-научная конференция в гимназии как одна из форм работы учителя по новым стандартам

Разделы: Внеклассная работа


Совсем недавно, посещая школу, учащимся необходимо было выучивать большое количество конкретной информации по предмету. Для многих это казалось неинтересным и трудным. В гимназии сократили часы на изучение естественнонаучного направления. Ученики плохо представляли себе, как можно использовать знания по естественнонаучным дисциплинам, и так ли они нужны для реализации чего-то конкретного уже даже в школьном возрасте. В результате, многие школьники учились по необходимости. Не хватало осознанной заинтересованности в получении знаний, и стремление научиться было у многих достаточно формальным. Традиционное обучение школьников происходило таким образом, что лишь для немногих “готовность к будущей деятельности действительно становилась индивидуальной потребностью личности”[1].

Переход на новые стандарты основного общего образования, прежде всего, предполагает “формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии” [2], что, по мнению О.Б.Даутовой, ”позволит ребенку идентифицировать себя как целостную личность, способную реализовать себя в обществе”[3].

Одной из форм осуществления выше сказанного в практической деятельности учителя является организация в школе ежегодной учебной конференции. Идея проведения школьной конференции далеко не новая. Значимость конференции в школьной жизни и ее организация уже описаны в современной литературе. Ребята приобретают навык самостоятельной работы, учатся получать знания не только из учебника, но и использовать многочисленные другие источники информации, “грамотно, логически последовательно учатся излагать отобранный для доклада материал”[4], однако нынешнее время диктует новые особенности проведения такой конференции в школе.

Для обеспечения высокого уровня конференции, нужно, чтобы ее возглавлял знающий человек с общекультурными представлениями и широким кругозором. Конечно же, это учитель. Подготовка и проведение конференции происходит под его чутким, дружеским руководством. Он координирует действия всех участников конференции. Во-первых, организует группу из нескольких активных учеников, которые периодически собираются на совет вместе с организатором конференции и затем активно занимаются как научными, так и организационными вопросами. Большое внимание уделяется генеральному плану, по которому проводится конференция. Для этого тщательно обдумывается тема конференции, пишется текст ведущих, создается основная презентация, определяются темы докладов, последовательность и время выступлений. Оказывается помощь в редактировании текстов и презентаций выступающих, находится место для всех удачных предложений и творческих решений. Создается атмосфера чего-то удивительного и фантастически интересного, что привлекает большое количество учащихся, и они осознанно, с желанием выполняют поставленные перед ними задачи.

В гимназии основной акцент делается на изучении предметов гуманитарного направления, но всем известно, что в жизни большое значение имеют знания в естественнонаучной области. Это знания по физике, химии, биологии и географии. Организация естественно научных конференций формирует у учащихся объективное представление о единой естественнонаучной картине мира. Кроме того, у ребят появляется понимание того, что человеку необходимо взаимодействовать с этим миром, оказывая на него влияние.

В аудитории или актовом зале, где проходит конференция, нет пассивно присутствующих ребят. Большинство из них в той или иной степени участвовали в событиях, мероприятиях и различных процессах по ее подготовке. “Одиноки ли мы во Вселенной?”(к юбилею первого полета Ю.А.Гагарина в космос), “В.И.Вернадский – великий сын Земли” (посвящена 150-летию со дня его рождения), планируется к проведению ”А все-таки она вертится… ” (посвящена 450-летию со дня рождения Галилео Галилея).

Каждый раз с учащимися, присутствующими на конференции, идет серьезный разговор о жизни, как самом сложном явлении природы, стремлении ее сохранить и продолжить на нашей планете. Ребята начинают понимать, что именно от них самих очень многое зависит, что именно они могут решать, какие поступки им совершать и какие решения им принимать, поэтому такие конференции способствуют развитию у учащихся “активности, самостоятельности и ответственности”[2].

Большую помощь в процессе подготовки конференции могут оказать коллеги по работе: учителя-предметники. Это школьные учителя физики, химии, биологии и географии. Они курируют доклады и презентации учеников по соответствующим тематикам. Использование электронной почты значительно ускоряет процесс подготовки, становится возможным держать связь с большим количеством учеников, оперативно реагировать на возникшие у них вопросы, а так же общаться учителям между собой. В итоге тщательная проработка всех материалов конференции приводит к новому уровню их качества.

Наличие в кабинете или актовом зале компьютера и интерактивной доски делают возможным провести конференцию динамично, на высоком современном техническом уровне. Демонстрация презентаций предполагает не только показ слайдов, содержащих текст и визуальную информацию из интернета, но и фотографии и видео материалы, сделанные на научных экскурсиях и мероприятиях, приуроченных к этой конференции.

Очень важным является проведение научных экскурсий до соответствующей естественно научной конференции. Здесь реализуется главный принцип обучения – принцип наглядности. С помощью научной экскурсии достигается “обстоятельное осмысление и прочное усвоение изучаемого материала” [5].

В процессе подготовки к конференции “Одиноки ли мы во Вселенной?” всем стало понятно, что для исследования Вселенной нужно использовать самые последние достижения естественных наук. В связи с этим одни ученики посетили РГПУ им.А.И.Герцена лабораторию нанотехнологий, познакомились не только теоретически, но и на практике с работой электронного микроскопа, побывали на увлекательной лекции-беседе “Нанотехнологии вокруг нас”.

Другие посетили Национальный Исследовательский Университет Информационных Технологий и Оптики Института Холода и Биотехнологий (переименованный Холодильный институт). Ребята узнали о приготовлении пищи современными методами, о способах ее хранения с применением криогенной техники. Увидели жидкий азот и под руководством преподавателя сами проделали с ним опыты.

В процессе подготовки к конференции, посвященной юбилею В.И.Вернадского, посетили кафедру радиофизики СПБГУ и там же Международный Менделеевский Центр (В.И.Вернадский занимался вопросами, связанными с только что открытой радиоактивностью).

Все восхищались огромной старинной аудиторией, в которой учащимся прочитали удивительно нестандартную лекцию об истории университета и химического факультета, о судьбах людей, которые там работали; продемонстрировали счетчик Гейгера, реагирующий щелчками на радиоактивный элемент; кроме того, вскоре, в гимназии был организован 2-х часовой семинар для старшеклассников “История развития науки о радиоактивности”. Его талантливо провел сотрудник Санкт-Петербургского Института Ядерной Физики.

В библиотеке Менделеевского Центра в непосредственной близости все присутствующие увидели старинные уникальные книги, листать которые можно только в перчатках. В том же университете ребята побывали в музее-квартире Д.И.Менделеева, с которым Вернадский виделся и общался. Интересно, что единственная мемориальная доска на стене около входа в университет (где он учился и первое время работал) со стороны библиотеки Академии Наук посвящена именно В.И.Вернадскому.

Много времени В.И.Вернадский изучал геологию. Музей Горного Университета поразил побывавших там ребят богатством своих коллекций и старинным торжественным актовым залом, оснащенным современной техникой. Перед каждым сидящим в этом зале находился экран, на котором демонстрировался видео ролик о современных днях университета.

Знакомство с учеными, научными лабораториями, кафедрами ВУЗов произвели на школьников большое впечатление. Ребята убедились в том, что легкомысленно пренебрегать изучением естественнонаучных предметов, даже, если дальнейшая деятельность будет связана с гуманитарным направлением.

С большим удовольствием учащиеся оформляли стенды “На пути к научным знаниям”. Ученики всех классов и их родители могли увидеть замечательные фотографии, сделанные на этих мероприятиях, прочитать увлекательные рассказы-отчеты о том, что ребята увидели и услышали. Почти все, кто учится и работает в гимназии, изучили эти стенды, установленные в вестибюле школы. С интересом наблюдали бабушки и дедушки восторженные взгляды своих внуков - учеников младших классов. Старшеклассники, побывавшие на каком-либо из мероприятий, увидев свои фотографии, оживлялись и тут же начинали делиться своими впечатления со своими одноклассниками, делая интересные комментарии.

Необходимо отметить, что фрагменты музыки (веселой, оптимистичной, грустной и тревожной), удачно вписанные в основную презентацию, сильно влияют на эмоциональное состояние детей. Такую музыку можно использовать для придания определенного настроения на различных этапах конференции.

При наличии времени в конце конференции возможно проведение викторины или конкурса на знание тем созвучных с теми, которые обсуждались. Конечно же, необходимо наградить победителей. Использование заранее подготовленной презентации к викторине, содержащей вопросы, визуальные изображения, скрытые ответы, которые в процессе обсуждения становятся видимыми, способствует привлечению внимания всех находящихся в аудитории. У присутствующих возникает интерес поучаствовать в этой деятельности, которая утверждает в своих знаниях одних и обучает новому других.

Идет время и нынешние одиннадцатиклассники, которые были участниками вышеописанных событий говорят о том, что естественнонаучные конференции помогают раскрывать учащимся свои способности, укрепляют веру в свои силы, порождают интерес к познанию, озвучивают необходимость иметь знания по физике, химии, биологии, географии, играющие огромную роль в жизни человека, а для некоторых естественнонаучная конференция имела большое значение при выборе будущей профессии.

Таким образом, без сомнения, можно утверждать, что школьная естественно научная конференция реализует современную цель образования: “общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся в его целостной совокупности”[2].

Литература

  1. Ковалева С.Г. Внеклассная работа по физике как средство обучения учащихся умению применять знания. Дис.канд. пед. наук: 13.00.02: СПб., 2004, 175 с. РГБ ОД, 61: 05-13/720.
  2. Пурышева Н.С., Крысанова О.А., Ромашкина Н.В.. Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики. Физика в школе № 4, 2012.
  3. Даутова О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: монография. – СПб.: Изд-во “ЛЕМА”, 2010.
  4. Осичкина Л.А. Школьная учебная конференция повышает эффективность урока. urok.1sept.ru > articles/611131/
  5. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий – Реферат. htm.