Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели:
- Образовательные: познакомить детей с правилами переноса слов; сформировать представление о правилах переноса слов;
- Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь; формировать опыт работы с учебником; развивать речь, мышление, воображение;
- Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению.
УУД:
- Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
- Познавательные умения: переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий; формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
- Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- Предметные умения: усвоение правил переноса слов; умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.
- Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Задачи:
- Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.
Оборудование:
- “Русский язык (первые уроки)”, 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., образовательная система “ШКОЛА 2100”, изд. “Баласс”, М., 2011 г.
- Рабочая тетрадь для 1 класса
- Ноутбук, мультимедийный проектор, выход в Интернет.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, постановка учебных задач. У нас сегодня необычный урок. К нам пришёл гость, а кто он, вы угадайте сами:
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал - (Собака)
(1 слайд)
II. Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.
III. Чистописание.
Пальчиковая гимнастика под музыку
1. Тетрадь, с.9, рисунок.
- Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?
- Нарисуем улитку на строчке.
(Учитель на доске показывает последовательность выполнения работы.)
Дети рисуют самостоятельно.
2. - Назвать буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак, твёрдый знак, ы.)
- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу, показанному учителем на доске).
IV. Словарная работа.
- Что такое слог?
- Как определить, сколько в слове слогов?
- Прочитай слоги.
- Составь из этих слогов трёхсложные слова, запиши их.
- Поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки.
- Как называются слоги с безударными гласными?
- Как называется слог, в котором ударный гласный звук?
Под диктовку запиши словарные слова и раздели их по слогам:
Ре-бя-та, ря-би-на, са-по-ги.
Запишем новое словарное слово и запомним его правописание: собака
Разделим его по слогам: со-ба-ка
V. Формулировка учебной задачи как темы урока.
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Работа в тетради.
Учащиеся записывают в тетради слова с комментированием. Слово на строке не помещается.
Постановка проблемного вопроса
- Вы начали писать слово, а места на строке не хватает.
- Как вы поступите? (предположения детей.)
- Что же делать?
- Слово надо перенести.
- Что значит перенести?
- Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
(2 слайд)
Тема нашего урока: “Перенос слов”
Прочитайте слова и разделите их для переноса (слайд 3)
Почему собака так возмущена? (слайд 4) Ответы детей.
VI. Музыкальная физкультминутка
VII. Знакомство с новым материалом.
1. Всё тайное становится явным. (слайд 5 – 6))
2. Работа у доски под руководством учителя.
- Спишите предложение. Разделите каждое слово на слоги.
Бродит стадо по лугам.
Сигнальные карточки для самооценки:
Справился без ошибок – зеленая карточка
Не справился – красная карточка.
Микроитог.
- Как надо переносить слова?- Запомним это правило:
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
Вывод: Первое правило переноса (слайд7)
3. Работа по группам. Сейчас вы будите работать в группах. Значит в каждой группе нам надо выбрать лидера (ассистента учителя ) Какова его роль? (следить, чтобы каждый выражал своё мнение)
1 группа. - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 2 правило переноса слов. (Слайд 8, 9)
Вывод: Второе правило переноса слов (слайд 10)
2 группа. - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 3 правило переноса слов. (Слайд 11)
Вывод: Третье правило переноса слов (слайд 12)
3 группа. - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 4 правило переноса слов. (Слайд 13)
Вывод: Четвёртое правило переноса слов (слайд 14)
Микроитог. - Сравните свои выводы с правилами переноса в учебнике стр. 21.
VIII. Реализация построенного проекта: структурирование полученных знаний. Построение нового способа действий
Сколько правил мы открыли?
Проговорим их ещё раз. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
Составьте алгоритм: как будите действовать если надо перенести слово. (слайд 15)
IX. Физкультминутка (тренажер для снятия зрительного утомления)
Закройте глаза, на счет три – открываем.
Упражнения для глаз с помощью лазерной указки.
X. Первичное закрепление нового способа действия
1. Найди слова, которые можно переносить и запиши их в тетрадь. (слайд 16) (чайка, рябина, имя, Анна, кольцо)
Взаимопроверка
2. Найди ошибки в переносе слов и исправь их.(слайд 17)
Проверить вслух. Записать слова, правильно разделяя их для переноса.
XI. Закрепление пройденного.
Самостоятельная работа.
Работа по учебнику стр. 21 упр.21. Пошаговое задание.
Взаимопроверка.
XII. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?- Где и когда могут пригодиться нам эти знания?
- Расскажите о правилах переноса слов.
- Оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.(слайд 18)
Приложение.
Лист для самооценки
………. формулировал тему и цель урока с помощью учителя |
………. работал по предложенному плану |
……… высказывал своё предположение |
……… участвовал в составлении алгоритма |
……… научился переносить слова с помощью алгоритма |