Тема урока "Правила переноса слов". 1-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (943 кБ)


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели:

  • Образовательные: познакомить детей с правилами переноса слов; сформировать представление о правилах переноса слов;
  • Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь; формировать опыт работы с учебником; развивать  речь, мышление, воображение;
  • Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению.

УУД:

  • Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
  • Познавательные умения: переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.
  • Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий; формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
  • Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  • Предметные умения: усвоение правил переноса слов; умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.
  • Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение

Задачи:

  • Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.

Оборудование:

  • “Русский язык (первые уроки)”, 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., образовательная система “ШКОЛА 2100”, изд. “Баласс”, М., 2011 г.
  • Рабочая тетрадь для 1 класса
  • Ноутбук, мультимедийный проектор, выход в Интернет.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, постановка учебных задач. У нас сегодня необычный урок. К нам пришёл гость, а кто он, вы угадайте сами:

Я верный человека  друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал  - (Собака)

(1 слайд)

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.

III. Чистописание.

Пальчиковая гимнастика под музыку

1. Тетрадь, с.9, рисунок.

- Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?

- Нарисуем улитку на строчке.  

(Учитель на доске показывает последовательность выполнения работы.)

Дети рисуют самостоятельно.

2. - Назвать буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак, твёрдый знак, ы.)

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу, показанному учителем на доске).

IV. Словарная работа.

- Что такое слог?

- Как определить, сколько в слове слогов?

- Прочитай слоги.

- Составь из этих слогов трёхсложные слова, запиши их.

- Поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

- Как называются слоги с безударными гласными?

- Как называется слог, в котором ударный гласный звук?

Под диктовку запиши словарные слова и раздели их по слогам:

Ре-бя-та, ря-би-на, са-по-ги.

Запишем новое словарное слово и запомним его правописание: собака

Разделим его по слогам: со-ба-ка

V. Формулировка учебной задачи как темы урока.

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Работа в тетради.

Учащиеся записывают в тетради слова с комментированием. Слово на строке не помещается.

Постановка проблемного вопроса

- Вы начали писать слово, а места на строке не хватает.

- Как вы поступите? (предположения детей.)

- Что же делать?

- Слово надо перенести.

- Что значит перенести?

- Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

(2 слайд)

Тема нашего урока: “Перенос слов”

Прочитайте слова и разделите их для переноса (слайд 3)

Почему собака так возмущена? (слайд 4) Ответы детей.

VI. Музыкальная физкультминутка

VII. Знакомство с новым материалом.

1. Всё тайное становится явным. (слайд 5 – 6))

2. Работа у доски под руководством учителя.

- Спишите предложение. Разделите каждое слово на слоги.

Бродит стадо по лугам.

Сигнальные карточки для самооценки:

Справился без ошибок – зеленая карточка

Не справился – красная карточка.

Микроитог.

- Как надо переносить слова?- Запомним это правило:

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

Вывод: Первое правило переноса (слайд7)

3. Работа по группам. Сейчас вы будите работать в группах. Значит в каждой группе нам надо выбрать лидера (ассистента учителя ) Какова его роль? (следить, чтобы каждый выражал своё мнение)

1 группа. - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 2 правило переноса слов. (Слайд 8, 9)

Вывод: Второе правило переноса слов (слайд 10)

2 группа. - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 3 правило переноса слов. (Слайд 11)

Вывод: Третье правило переноса слов (слайд 12)

3 группа. - Вашей группе необходимо помочь одноклассникам усвоить 4 правило переноса слов. (Слайд 13)

Вывод: Четвёртое правило переноса слов (слайд 14)

Микроитог. - Сравните свои выводы с правилами переноса в учебнике стр. 21.

VIII. Реализация построенного проекта: структурирование полученных знаний. Построение нового способа действий

Сколько правил мы открыли?

Проговорим их ещё раз. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

Составьте алгоритм: как будите действовать если надо перенести слово. (слайд 15)

IX. Физкультминутка (тренажер для снятия зрительного утомления)

Закройте глаза, на счет три – открываем.

Упражнения для глаз с помощью лазерной указки.

X. Первичное закрепление нового способа действия

1. Найди слова, которые можно переносить и запиши их в тетрадь. (слайд 16) (чайка, рябина, имя, Анна, кольцо)

Взаимопроверка

2. Найди ошибки в переносе слов и исправь их.(слайд 17)

Проверить вслух. Записать слова, правильно разделяя их для переноса.

XI. Закрепление пройденного.

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику стр. 21  упр.21. Пошаговое задание.

Взаимопроверка.

XII. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?- Где и когда могут пригодиться нам эти знания?

- Расскажите о правилах переноса слов.

- Оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.(слайд 18)

Приложение.

Лист для самооценки

………. формулировал тему и цель урока с помощью учителя
………. работал по предложенному плану
……… высказывал своё предположение
……… участвовал в составлении алгоритма
……… научился переносить слова с помощью алгоритма