Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
Слово учителя:
Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).
Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).
Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.
- Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.
Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.
- Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?
(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)
- Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?
(Ребята перечисляют известные им языки)
- Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).
На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.
- Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.
- В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими (учитель может объяснить, почему это происходит).
- Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”
- Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).
- Ребята, а как нужно относиться к слову?
К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
- Послушайте, как выражена эта мысль в пословицах русского народа (слайд № 11):
- Слово не стрела, а в сердце язвит.
- Недоброе слово что огонь жжёт.
- Звон не молитва, крик не беседа.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Ласковое слово и кость ломит.
- Хорошую речь хорошо и слушать.
- Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.
- А теперь немного поиграем. Есть такая пословица “Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь”. Но вы всё – таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы (слайд № 12).
Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.
- А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).
- Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?
(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)
- Какая речь есть у всех народов?
(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)
- Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?
(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)
- Какой речью мы пользуемся чаще?
(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)
- И наконец, слово, заявленное в теме урока, - это “человек”. Давайте посмотри, как связаны человек с языком и речью. Удивительно, но каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова (слайд № 16).
- Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?
(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).
- Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?
(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).
Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- в мире существуют “бессловесные” языки
- словесный язык универсален
- в мире множество языков
- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми с помощью слов, речи
- речь бывает письменная и устная
- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
- для развития человека необходимо общение с другими людьми
Дополнительный материал для урока:
Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:
- При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.
Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)
Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)
...Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий... В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)
Список использованной литературы.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011
- С.И.Львова. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2002
- Е.В.Любичева, Л.И.Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – СПб.: “Паритет”, 2005
- А.П.Пасхалов. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004
- В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н.Пташкина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011