Цель: Патриотическое воспитание учащихся начальных классов.
Задачи:
– Воспитание чувства любви к Родине, гордости за ратный подвиг народа;
– Формирование уважительного отношения к героическому прошлому страны;
– Развитие познавательного интереса детей к истории Родины;
– Знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;
– Подготовка индивидуальных детских проектов на тему: “След Великой
Отечественной войны в истории моей семьи”.
Оборудование:
– Выставка книг о войне;
– Выставка детских рисунков на военную тематику;
– Оформление стенгазеты “Великая война – Великая Победа”;
– Презентация “Поклонимся великим тем годам.
Три решающие битвы Великой Отечественной войны”;
– Презентация “Великая Отечественная война в цифрах”.
Пояснительная записка.
Прошло 68 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Мы, поколение 60–70-ых годов храним память о войне по рассказам наших отцов, матерей. Мои родители – дети военных лет, их отцы, мои деды погибли под Сталинградом. И во мне еще живут воспоминания моих близких, их боль потери, гордость за страну, которая победила в кровопролитной войне.
Наши дети, живущие в современном мире, все меньше и меньше интересуются Великой Отечественной войной. Книги и фильмы о войне не находят у них душевного отклика, сочувствия и сопереживания. Слова “Ничто не забыто, никто не забыто” становятся, как никогда, актуальны. Чем дальше от нас Великая Отечественная война 1941–1945 года, тем больше мы должны рассказывать о ней нашим детям.
Воспитательные мероприятия патриотического содержания расширяют и формируют представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, формируют уважительное отношение к героическому прошлому страны, чувство гордости за ратный подвиг нашего народа.
Изучение истории Отечества – это неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания школьников.
В систему воспитательной работы (классные часы, викторины, посещение краеведческого музея, встречи с ветеранами, чтение рассказов и стихов о войне, работа над творческими проектами, посвященными Великой Отечественной войны) входят и мероприятия высокого гражданского звучания. Дети становятся непосредственными участниками событий далекого прошлого. Школьники начинают осознавать, что историческое прошлое неразрывно связано с нашим настоящим и будущим.
У учащихся формируется навык исследовательской деятельности, формируются коммуникативные навыки работы в группах, расширяется кругозор детей.
Классный час по теме “Великая война – Великая Победа” рассчитан на школьников 3–4 классов и является составной частью системы воспитательных мероприятий патриотической направленности.
Этап | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап – Организационный момент.
|
Актуализация знаний учащихся, цель
этого этапа – добиться эмоционального отклика в душах детей.
|
Звучит музыка. 2) – Учитель задает вопросы: 3) Вступительное слово учителя: “22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Фашистской Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, вероломным. Была нарушена граница на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Стояла теплая июньская ночь выходного дня. Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться”. |
Дети входят в класс под музыку “Вставай страна огромная...”. Слова: Лебедева-Кумача. Музыка: Александрова. Ответы детей: Великой Отечественной войне. 4 года.
|
2. Поэтический этап.
|
Цель: Развитие эмоционально-ценностной
сферы ребенка (культуры переживаний и ценностных ориентаций)
|
Дети читают стихи: 1. Заря вставала над землей, 2. И в бой за Родину солдаты 3. Весь под ногами шар земной. 4. Живым поверка. 5. Опять война, опять блокада... 6. И может показаться 7. Я не напрасно беспокоюсь, |
|
3 этап. Групповые творческие проекты детей “Три решающие битвы Великой отечественной войны”.
|
Цель: Знакомство детей с решающими битвами Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за ратные подвиги народа.
|
Вступительное слово учителя: “Сегодня
мы поговорим о трех самых решающих битвах Вов. О защитниках Брестской крепости нам расскажут ...” Просмотр презентации “Решающие сражения Великой Отечественной войны”. Слово учителя: “Переломным моментом в ходе войны стала Сталинградская битва. В этом году страна отмечает 70 лет Сталинградской битве. О защитниках Сталинграда нам расскажут ...” Вопросы викторины “Вспомнить все”.
|
Выступление учащихся с докладами. Работа в паре. Проект. “Защитникам Брестской крепости посвящается...” Кадры презентации (С 1 по5 кадр) Проект. Проект. |
4 этап. Индивидуальные творческие проекты детей “След Великой Отечественной войны в истории моей семьи”.
|
Цель – внимательное и заботливое
отношение к памяти тех, кто защищал наше Отечество в годы Великой
Отечественной войны, к памяти родных, воевавших на фронтах Великой
Отечественной войны, чувство сопричастности ребенка и его семьи к
истории большой страны.
|
1) Слово учителя: “Весь Советский народ как один встал на защиту Отечества. Ваши прадеды и прабабушки тоже защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. Давайте поговорим, что вы узнали о своих родных и послушаем ваши сочинения на тему: “След Великой Отечественной войны в истории моей семьи”. |
Выступления учащихся с индивидуальными
проектами по данной теме.
|
5 этап.
Заключительный этап. |
Цель: Подведение итогов. Обмен мнениями и впечатлениями детей о том, что нового узнали о Великой Отечественной войне. |
1) Просмотр
презентации “Великая Отечественная война в
цифрах”. 2) После просмотра презентации слово берет учитель: “Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла более 27 миллионов человеческих жизней. Но русский народ не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм. 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади воины – победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск”. “Пусть не будет войны никогда, 3) Звучит музыка и слова песни “День Победы”. Авторы: Давид Тухманов и Владимир Харитонов. – Какое настроение передает эта
4) Что еще мы можем сделать, чтобы память о Великой Отечественной войне жила в наших сердцах?
5) Наш классный час завершит стихотворение Роберта Рождественского “Реквием”. Прочитает стихотворение ....
“Давайте минутой молчания почтим память павших в Великой Отечественной войне”. |
Настроение меняется. Настроение радостное, торжественное. В День Победы люди ликовали, плакали от счастья. Ответы детей: Выступление ученицы: Люди! Дети встают. |
Литература
- Интернет – ресурсы.
- Поурочные разработки по курсу – Окружающий мир. 4 класс. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Москва “Вако”, 2004 г.
- Путешествие в Страну Поэзия в 2-ух книгах. Лениздат, 1976 г.
- Песня Победы. Стихотворения. Издательство “Детская Литература”, 1985 г.
- Михаил Дудин. Берегите Землю, берегите! Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.
- Сергей Алексеев. Великие битвы Великой Отечественной. Сталинградское сражение 1942–1943. Рассказы для детей. Москва, “Детская литература”, 2010 г.
- Сергей Алексеев. Великие битвы Великой Отечественной. Подвиг Ленинграда 1941–1944. Рассказы для детей. Москва, “Детская литература”, 2010 г.
- Валерий Князюк. Города-герои Брестская крепость. Москва, Изд. Политической литературы, 1988 г.
- В. Ф. Павлюченко, П. Л. Редькин. Музей “Дорога Жизни”. Лениздат, 1981 г.