Воспитательное мероприятие по теме "Великая война – Великая Победа. След Великой Отечественной войны в истории моей семьи"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Патриотическое воспитание учащихся начальных классов.

Задачи:

– Воспитание чувства любви к Родине, гордости за ратный подвиг народа;
– Формирование уважительного отношения к героическому прошлому страны;
– Развитие познавательного интереса детей к истории Родины;
– Знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;
– Подготовка индивидуальных детских проектов на тему: “След Великой Отечественной войны в истории моей семьи”.

Оборудование:

– Выставка книг о войне;
– Выставка детских рисунков на военную тематику;
– Оформление стенгазеты “Великая война – Великая Победа”;
– Презентация “Поклонимся великим тем годам.
Три решающие битвы Великой Отечественной войны”;
– Презентация “Великая Отечественная война в цифрах”.

Пояснительная записка.

Прошло 68 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Мы, поколение 60–70-ых годов храним память о войне по рассказам наших отцов, матерей. Мои родители – дети военных лет, их отцы, мои деды погибли под Сталинградом. И во мне еще живут воспоминания моих близких, их боль потери, гордость за страну, которая победила в кровопролитной войне.

Наши дети, живущие в современном мире, все меньше и меньше интересуются Великой Отечественной войной. Книги и фильмы о войне не находят у них душевного отклика, сочувствия и сопереживания. Слова “Ничто не забыто, никто не забыто” становятся, как никогда, актуальны. Чем дальше от нас Великая Отечественная война 1941–1945 года, тем больше мы должны рассказывать о ней нашим детям.

Воспитательные мероприятия патриотического содержания расширяют и формируют представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, формируют уважительное отношение к героическому прошлому страны, чувство гордости за ратный подвиг нашего народа.

Изучение истории Отечества – это неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания школьников.

В систему воспитательной работы (классные часы, викторины, посещение краеведческого музея, встречи с ветеранами, чтение рассказов и стихов о войне, работа над творческими проектами, посвященными Великой Отечественной войны) входят и мероприятия высокого гражданского звучания. Дети становятся непосредственными участниками событий далекого прошлого. Школьники начинают осознавать, что историческое прошлое неразрывно связано с нашим настоящим и будущим.

У учащихся формируется навык исследовательской деятельности, формируются коммуникативные навыки работы в группах, расширяется кругозор детей.

Классный час по теме “Великая война – Великая Победа” рассчитан на школьников 3–4 классов и является составной частью системы воспитательных мероприятий патриотической направленности.

Этап Цели Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап – Организационный момент.

 

Актуализация знаний учащихся, цель этого этапа – добиться эмоционального отклика в душах детей.

 

Звучит музыка.

2)

– Учитель задает вопросы:
– Какому событию посвящена эта песня?
– Какое настроение передает музыка?
– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
– Когда началась ВОв?
– Сколько лет длилась Вов?
– Когда наш народ отмечает День Победы?
–  Назовите города-герои.
– Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?
– Какие великие сражения той войны вы знаете?

3) Вступительное слово учителя:

“22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Фашистской Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, вероломным.

Была нарушена граница на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Стояла теплая июньская ночь выходного дня.

Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться”.

Дети входят в класс под музыку
“Вставай страна огромная...”.
Слова: Лебедева-Кумача.
Музыка: Александрова.

Ответы детей:

Великой Отечественной войне.
Печальное, грустное настроение.
22 июня 1941 года.

4 года.
9 мая 1945 года закончилась война.
Москва, Ленинград, Севастополь, Киев, Сталинград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск.
900 дней.
Битва под Москвой, битва под Сталинградом, битва под Курском, битва за Берлин.

 

2. Поэтический этап.

 

Цель: Развитие эмоционально-ценностной сферы ребенка

(культуры переживаний и ценностных ориентаций)

 

  Дети читают стихи:

1.

Заря вставала над землей,
заря вставала.
Ворвалась черная чума
в наш дом, ворвалась.
Фашизм без жалости шагал
по всей планете.
Застыли люди от беды,
притихли дети.

2.

И в бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в победу свято –
Не сломил их враг...
За березы и пригорки,
За родимый дом,
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.

3.

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
что умерли они?

4.

Живым поверка.
Павшим слава.
Салютов гром и тишина.
Победу празднует держава,
надев цветы и ордена.
От маршала и до солдата
Перед Победой все равны,
Как были ей равны когда-то
В день окончания войны.

5.

Опять война, опять блокада...
А может быть о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо раны бередить”,
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.

6.

И может показаться
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!

7. Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!

3 этап.

Групповые творческие проекты детей

“Три решающие битвы Великой отечественной войны”.

 

Цель:

Знакомство детей с решающими битвами Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за ратные подвиги народа.

 

 

Вступительное слово учителя:

“Сегодня мы поговорим о трех самых решающих битвах Вов.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники больше месяца вели непрерывные бои.

О защитниках Брестской крепости нам расскажут ...”

Просмотр презентации “Решающие сражения Великой Отечественной войны”.

Слово учителя:

“Переломным моментом в ходе войны стала Сталинградская битва. В этом году страна отмечает 70 лет Сталинградской битве.

О защитниках Сталинграда нам расскажут ...”

Вопросы викторины “Вспомнить все”.

  1. Как вы понимаете “Дорога жизни” и какой город она спасла?
  2. Где расположен “Дом Павлова”, чем он известен и почему так называется?
Выступление учащихся с докладами.
Работа в паре.
Проект.
“Защитникам Брестской крепости посвящается...”

Приложение 1.

Кадры презентации (С 1 по5 кадр)

Проект.
“Жителям Блокадного Ленинграда посвящается...”
Приложение 2.
Кадры презентации
(с 6 по 14 кадр)

Приложение 4.

Проект.
“Защитникам Сталинградской битвы посвящается...”
Приложение 3.
Кадры презентации (с 15 по 18 кадр)
По дороге Жизни, проложенной по льду Ладожского озера, зимой 1942–43 годов эвакуировали жителей блокадного Ленинграда и перевозили продукты.
В 1942 г., при обороне Сталинграда, сержант Я. Павлов с гарнизоном из 24 человек отбил у немцев и удерживал в течение нескольких суток четырехэтажное здание.

4 этап.

Индивидуальные творческие проекты детей “След Великой Отечественной войны в истории моей семьи”.

 

Цель – внимательное и заботливое отношение к памяти тех, кто защищал наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, к памяти родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, чувство сопричастности ребенка и его семьи к истории большой страны.

 

1)

Слово учителя: “Весь Советский народ как один встал на защиту Отечества.

Ваши прадеды и прабабушки тоже защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.

Давайте поговорим, что вы узнали о своих родных и послушаем ваши сочинения на тему: “След Великой Отечественной войны в истории моей семьи”.

Выступления учащихся с индивидуальными проектами по данной теме.

Приложение 5.

 

5 этап.

Заключительный этап.

Цель: Подведение итогов.

Обмен мнениями и впечатлениями детей о том, что нового узнали о Великой Отечественной войне.

 1) Просмотр презентации “Великая Отечественная война в цифрах”.

2) После просмотра презентации слово берет учитель:

“Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла более 27 миллионов человеческих жизней. Но русский народ не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади воины – победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск”.

“Пусть не будет войны никогда,
Не коснется нас больше беда!
В День Победы все песни поют.
В честь Победы сверкает салют!”

3)

Звучит музыка и слова песни “День Победы”.

Авторы: Давид Тухманов и Владимир Харитонов.

– Какое настроение передает эта
песня?
– Изменилось ли настроение?

 

 

4) Что еще мы можем сделать, чтобы память о Великой Отечественной войне жила в наших сердцах?

 

 

5) Наш классный час завершит стихотворение Роберта Рождественского “Реквием”. Прочитает стихотворение ....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Давайте минутой молчания почтим память павших в Великой Отечественной войне”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настроение меняется. Настроение радостное, торжественное.

В День Победы люди ликовали, плакали от счастья.

Ответы детей:
– Читать книги о войне;
– Посещение музеев;
– Узнать о героях, воевавших на Выборгской земле, посетить краеведческий музей;
– Просмотр видеофильмов, кинофильмов.

Выступление ученицы:
“Реквием” (отрывок)

Люди!
Покуда сердца стучаться, –
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
– пожалуйста,
Помните!
Песню свою отправляя в полет, –
Помните!
О тех, кто уже не придет, –
Помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной
земли
Помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, –
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди земли!
Мечту пронесите
через года
И жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, –
Заклинаю, –
Помните!
 

Дети встают. 

Литература

  1. Интернет – ресурсы.
  2. Поурочные разработки по курсу – Окружающий мир. 4 класс. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Москва “Вако”, 2004 г.
  3. Путешествие в Страну Поэзия в 2-ух книгах. Лениздат, 1976 г.
  4. Песня Победы. Стихотворения. Издательство “Детская Литература”, 1985 г.
  5. Михаил Дудин. Берегите Землю, берегите! Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.
  6. Сергей Алексеев. Великие битвы Великой Отечественной. Сталинградское сражение 1942–1943. Рассказы для детей. Москва, “Детская литература”, 2010 г.
  7. Сергей Алексеев. Великие битвы Великой Отечественной. Подвиг Ленинграда 1941–1944. Рассказы для детей. Москва, “Детская литература”, 2010 г.
  8. Валерий Князюк. Города-герои Брестская крепость. Москва, Изд. Политической литературы, 1988 г.
  9. В. Ф. Павлюченко, П. Л. Редькин. Музей “Дорога Жизни”. Лениздат, 1981 г.