Задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знаний о свойствах и признаках грибов взаимосвязи живой и неживой природы; помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала.
Планируемые результаты образования.
- Предметные: получат представления, почему грибы выделены в особые царства живой природы; научатся отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
- Метапредметные: ( критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –УУД).
- Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для расширения учебной задачи.
- Результативные: планировать учебную деятельность на уроке.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; работать в парах в группе; формировать собственное мнение и позицию.
- Личностные: осознают необходимость бережного отношения к грибам.
Организация пространства: фронтальная работа; парная работа.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы:
- персональный компьютер, мультимедиа-проектор, микроскопы, цифровая камера;
- учебник (Окружающий мир; учебник О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова. - М. Академкнига / учебник, 2011).
1. Организация начала урока
Учитель (обучающиеся повторяют хором):
Скажем “здравствуйте” руками!
Скажем “здравствуйте” глазами!
Скажем “здравствуйте” мы ртом!
Станет радостно кругом!
Настроение бодрое, веселое у всех?
Тогда вперед!
2. Актуализация опорных знаний
Откройте учебник и найдите оглавление. С какой главой мы закончили знакомство (культурные растения). Назовите название новой главы. Найдите номер страницы (с. 53).
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
Рассмотрите внимательно картинку, назовите представителей царства грибов (“лисички”, “опята”, “волнушки”, “маслята”).
Посмотрите на пиктограмму. Что она обозначает. Повторите пройденное. Прочитайте вопрос про себя, а потом вслух и подумайте над ответом. (Что, кроме растений, относится к миру живой природы?) – грибы, животные, насекомые, человек, бактерии, вирусы.
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит узнать много интересного и нового. Какова тема урока?
Ученик: Грибы.
Учитель: На какой вопрос предстоит сегодня ответить?
Ученик: Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
4. Открытие нового знания.
Ученик: Чтение по учебнику с. 53.
Вопросы по тексту: Могут ли грибы или животные питаться водой и углекислым газом? (Нет, только растения.)
Учитель: Посмотрите на пиктограмму, что она обозначает? (“Предположение”.) Прочитайте: “Как ты думаешь, чем питаются грибы?” (Соками деревьев, питательными веществами в почве.)
Ученик: Чтение текста с. 54.
Самостоятельная работа с. 46, № 65.
Прочитайте задание, выполните его.
Проверка задания, работа парами, обмен тетрадями, оцените работу товарища, кто нашел ошибки? (Вернули тетради друг другу).
Общая проверка:
Учитель: (Презентация. Слайд) Назовите части, которые относятся к плодовому телу. (Ножка, шляпка.) Проверьте свои записи.
Назовите основную часть гриба. (Грибница.) Проверьте свои записи.
Поднимите руку, кто справился с заданием.
Обратите внимание на следующую пиктограмму, прочитайте вопрос: “Помнишь ли ты, как деревья добывают свое питание?”.
Ответ детей: Вода всасывается корнями растений из почвы, поступает в листья. В листьях из этой воды и углекислого газа образуется основное питание зеленого растения. Углекислый газ растение берет из воздуха. Это происходит на свету.
Ученик. Чтение по учебнику с. 54 (внизу).
Слайд про грибы трутовики.
Обратите внимание на грибы, которые поселяются на деревьях и разрушают их древесину.
Учитель. Слайд. А знаешь ли ты, что в парках мы можем встретить грибы, похожие на чашки, цветы, кусты. Эти грибы – несъедобные, но у них своя большая роль в природе. Питаются они остатками гниющих растений, разрушают погибшие или больные деревья, улучшают плодородие почвы, тем самым давая пищу зеленым растениям.
Учитель. Обратите внимание на следующую пиктограмму (с. 55), прочтите вопрос “А знаешь ли ты о грибах, которые не относятся к шляпочным, ты их видел много раз?” (Плесень.)
Учитель. Показ слайда.
Ученик. Чтение по учебнику с. 55.
Учитель. Дома вы провели опыт. Расскажите о нем.
Ученик. В тарелку на влажную салфетку положил (а) кусочек белого хлеба. Накрыл(а) другой тарелкой и поставил (а) в теплое, темное место. Через четыре дня на хлебе появился кусочек плесени.
Учитель. Оказывается, это вырос плесневелый гриб – мукор. Невероятно! Почему на кусочке хлеба вырос гриб?
У нас на парте есть микроскоп. С помощью этого прибора, если мы будем очень внимательны, то сможем ответить на вопрос: “Почему на кусочке хлеба вырос гриб?”
Рассмотрите его. Кто может сказать, какой гриб мы увидели? (Мы увидели гриб мукор.) Что мы видим на концах нитей?
Ученик. Черные точки.
Учитель. Слайд через микроскоп. Это головки со спорами. Когда созревают споры, головки лопнут. Потоки воздуха разнесут споры по всему помещению. Вот кто их посеял на кусочке хлеба.
Учитель. А на кусочках хлеба мы видим эти головки со спорами? (Нет. Их можно увидеть только через микроскоп.)
Обратите внимание на пиктограмму “осторожно” на странице 56, внимательно прочтите ее. (Чтение вслух.)
5. Включение в систему знаний и повторение
Учитель. Работа в печатной тетради с. 46, № 64.
Прочитайте задание к № 64, выполните его.
Назовите те, которые вы отметили значком, какие названия грибов вы подчеркнули?
Среди этих названий растений и грибов есть еще название одного гриба – это дрожжи, выглядят они так, но бывают они и сухие. Как вы думаете, для каких целей их используют? (Для теста, для выпечки, в медицине, дрожжи содержат витамины B и D.)
Сейчас мы их рассмотрим через микроскоп и поймем как они выглядят.
Опишите их. (Это дрожжевые грибки выглядят голубовато-зелеными бусинками.)
Учитель. А есть ли у них шляпка, ножка как у шляпочных грибов?
Ученик. Нет.
Откройте учебник, найдите в содержании раздел “Грибы”, назовите номер страницы (с. 67), на которой находится текст под названием “Как грибы помогают человеку?” На уроке мы ознакомимся с первыми тремя абзацами этого текста (чтение по абзацам).
Пользуясь текстом определите, с каким грибом мы ознакомились. (Дрожжевые грибки.)
А теперь вернемся к первому вопросу:
Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
Ученики хором. Можно!
Учитель. Как этот гриб называется?
Ученики хором: Мукор!
Учитель: А можно ли есть есть испорченные плесенью продукты?
Ученики хором: Есть нельзя, так как ими можно отравиться!
6. Рефлексия деятельности
Что нового вы узнали на уроке о грибах?
Мы узнали, что есть грибы шляпочные, плесневые и дрожжевые грибки.
Испорченные плесенью продукты есть нельзя, так как ими можно отравиться.
Кто может привести пример грибов не имеющих шляпки и ножки? (Дрожжевые грибки.)
Д/з. Прочитать в хрестоматии продолжение рассказа “Как грибы помогают человеку? с. 67–68. Подготовить ответы на вопросы по тексту.