Группа детей со сложными дефектами – разновозрастная, поэтому воспитанники выпускаются из коррекционного детского сада не одновременно и прибывают также по мере комплектования.
Для наших воспитанников этот день, конечно, праздничный, вместе с тем – волнительный. Это день значительных перемен для маленького человека, которому предстоит приобрести в нашем дошкольном образовательном учреждении не только новые знания, а прежде всего новых друзей среди своих сверстников, подружиться с доброжелательными специалистами: учителем-дефектологом, логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, руководителем физкультуры, заботливой няней. Все эти работники помогут детям, особенно вновь прибывшим, безболезненно влиться в детский коллектив, помочь справиться со страхами и комплексами, познать себя как личность, наладить контакт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Путём различных педагогических приемов, особенно игровых, привить детям интерес к разным видам продуктивной деятельности, пополнить их знания об окружающем мире, развить мелкую моторику, обогатить речь и т.д.
Первое сентября – это день знакомства с тем, что окружает их в группе, с теми, кто окружает его заботой и лаской, создает уют.
Так как дети приходят с разным уровнем развития, опытом восприятия информации, мы используем для ознакомления детей с режимными моментами календарь дня. Знакомые ключевые предметы, расположенные в последовательности их применения в тех или иных режимных моментах помогают детям быстрее адаптироваться в группе, понять когда нужно играть, а когда кушать или гулять.
Очень важно дать понять ребёнку, что у него, как и у каждого из воспитанников, прибывших в детский сад ранее, есть что-то своё, индивидуальное: свой шкафчик с маркировкой, понятной ребёнку, своё место за столом, стульчик, полотенце и конечно кровать с той же самой маркировкой – картинкой.
Чтобы детей не перегружать, особенно в первый день их прибивания в детском саду, лучше всего основную часть времени провести с детьми в игровой комнате. Познакомиться с игрушками. Провести игру “Кто на какой полочке живёт?”, опираясь в основном на опыт детей, которые посещают группу не первый год. Воспитателю при этом важно уловить настроение ребёнка, попытаться понять какая игрушка заинтересовала его больше всего, предоставить время на её обследование и свободную игровую деятельность.
Музыкальная пауза тоже не будет лишней. Дети любят кружиться с ленточками (Рисунок 1).
Заинтересует игра в воздушные шарики, которые будут являться подарком по случаю начала посещения детского сада. Если есть возможность выбора шарика каждым – это нужно использовать. Затем помочь взрослому надуть этот выбранный шар, вместе поиграть, подключить других детей.
Можно предложить детям игру в мыльные пузыри. Нужно только помнить, что эти игры не должны перенасыщать режимные моменты, не проводить их в один день или одну половину дня, а использовать разумно в дополнение к дидактической игре, после занятия или в качестве физкультминутки, которую так же обыгрывает воспитатель.
Есть такая поговорка: “Как встретишь Новый Год (в нашем случае новый учебный год), так и проживешь весь год.
Для вновь прибывшего ребенка 1-е сентября, является, безусловно, адаптационным. Настроение этого дня сохраняется в его душе ещё некоторое время. Вместе с тем, на мой взгляд, является более важным и существенным индивидуальный подход педагогов, проявление заботы, ласки, внимания, использование личного педагогического опыта каждым работником группы, не только в первые дни учебного года, а на протяжении всего периода их обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении (Рисунок 2).
“Я и моя семья”.
Проведению праздника “Я и моя семья”, предшествовала большая работа, в которой принимали участие и педагоги, и родители, и сами дети.
На занятиях “Социальное развитие”, детей знакомили с взаимоотношениями в семье, правилами поведения (этикета) в той или иной ситуации. Создавали обстановку семейных праздников, говорили об обязанностях детей, т.е. той посильной помощи, которую они могут оказать не только своим родителям, но и братьям, сёстрам, бабушкам и дедушкам. Для активизации восприятия материала по данной теме широко использовались иллюстрации и красочные сюжетные картинки, куклы Би-ба-бо, настольный театр. Вспомнили с детьми сказки, в которых герои живут дружно одной семьёй, помогают друг другу преодолевать трудности, в том числе о животных, а именно: “Репка”, “Теремок”, “Три медведя” (Рисунок 3).
Воспитатель группы и учитель-дефектолог провели совместное занятие по изодеятельности в нетрадиционной технике рисования – детская ладошка, пальчики которые изображали членов семьи. Самые близкие и дорогие люди получились очень нарядными и забавными: мамы с сумочками или букетами цветов, а папы – важные, в головных уборах, за руки ведущие своих дочек или сыновей (Рисунок 4).
Родители детей тоже не остались безучастными к предстоящему празднику. Некоторые, дома, вместе с детьми нарисовали тематические рисунки, например: “Семья посещает зоопарк” или как семья проводит выходные на дачном участке. Выставочный стенд с работами оказался внушительным, красивым и ярким. На нём нашлось место и семейным и групповым фотографиям (Рисунок 5).
Сам праздник проводился в два этапа: сперва для детей, а затем совместно с родителями – “День открытых дверей”. Время проведения оказалось тоже удачным – третья неделя сентября.
Вновь прибывшие в детский сад дети, имели возможность скорейшей адаптации в детском саду. Они были постоянно окружены заботой взрослых, по приобщению их к творческой деятельности, играм, общению. Дети второго и третьего года обучения и воспитания и их радители более свободно общались с ведущей – Чуленко Е.И. и любознательным Буратино – Булековой Н.М., которые неожиданно подбрасывали им всё новые и новые задания: то построить дом для семьи из мягких модулей, то показать свою ловкость, пропрыгав в мешке до “сюрприза”, а то и продемонстрировать свои артистические способности, одев на голову шапочку Михайло – Потапыча или платочек Настасьи – Петровны.
На празднике были подведены итоги конкурса рисунков “Я и моя семья” и других работ (аппликации, лепки) детей и взрослых. Были вручены грамоты. Совместные игры, аттракционы, конкурсы родителей и детей, причём двух команд одновременно, внесли в праздник такой соревновательный задор, веселье и активность, что и сами родители вспомнили своё детство, зарядились жизненной энергией (рисунок 6).
Тараданова Дарья Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вмести им совсем нескучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
Музыкально-интегрированный досуг “Осень в гости к нам пришла”.
С самого начала, сценарий праздника “Осень в гости к нам пришла” в группе детей со сложными дефектами задумывался как музыкально-интегрированный досуг, так как несколько детей нашей группы воспитываются в ГБОУ №1742 третий год, поэтому они уже имеют определённые навыки и знания, усвоили правила поведения на музыкальных занятиях и на индивидуальных занятиях со специалистами группы. На этих более “опытных” детей и ориентируются вновь прибывшие с сентября дети. По опыту работы известно, что дети от своих сверстников учатся гораздо быстрее, чем от педагогов.
Музыкальным руководителем Зыбиной Татьяной Эдуардовной в основу досуга было положено доступное для понимания наших детей (группа детей разновозрастная) “путешествие по осеннему лесу”.
Сюрпризным моментом стало появление нарядного персонажа “Осени”, с которым успешно справилась учитель-дефектолог группы Рожкова Наталья Анатольевна. Роль Ведущей исполняла родной детям воспитатель Чуленко Елена Ивановна (Рисунок 7).
Дети с удовольствием кружили с осенними листочками в хороводе вместе с красавицей “Осенью” (Рисунок 8). Путешествовали на паровозе по осеннему лесу, на опушке которого играли в “огород”. В этой игре каждый ребёнок мог проявить себя индивидуально, соотнося картинку овоща у себя на груди с предметом на “гряде”, в тоже время двигаться в танце под музыку (Рисунок 9).
На одной из станций дети играли с эхом. Это игра на развитие внимания и на воспроизведение громкости звука.
Очень понравилась детям коллективная игра вместе с Ведущей на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию.
Эта игра предусматривала знакомый детям не только на музыкальных занятиях, но и на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом, приём выбора предметов из предложенных трех, по тем или иным признакам.
Элементы продуктивной деятельности по изображению красных и жёлтых листочков на осеннем дереве под непосредственным сопровождением воспитателя, позволили детям проявить себя творчески. Результаты этой коллективной изобразительной деятельности вызвали радость и улыбки на лицах детей. Эта работа стала подарком для “Осени”. Она, в свою очередь, угостила детей сладкими грибочками из “осеннего леса”.
Удачно подобранный музыкальным руководителем сценарий, музыкальное сопровождение, атмосфера доброжелательности, которую поддерживали на протяжении всего праздника “Осень” и Ведущая, позволили детям отдохнуть и насладиться Детством (Рисунок 10).
Неделя игры.
Игровая деятельность детей в режимных моментах ежедневно занимает самый длительный промежуток времени в разное время суток (кроме сна), в том числе, во время утренних и вечерних прогулок, поэтому план мероприятий составляется специалистами: учителем-дефектологом, воспитателем, психологом, социальным работником, музыкальным руководителем и преподавателем физвоспитания совместно, учитывая уровень развития детей (со сложными дефектами), их возрастной интерес и способность усваивать предлагаемое в рамках программы обучения и воспитания дошкольников, а также общесадовских мероприятий, типа “Праздник шаров” или “Мои любимые игрушки”.
Педагоги стараются в повседневную жизнь детей, насыщенную различными мероприятиями и играми, внести какой-то новый элемент. Например, в первый же день игровой недели, к детям приходит незнакомая кукла – Аня, которая знакомится с детьми, вместе с ними играет, гуляет, занимается. Детям, в непринуждённой обстановке, предлагается знакомить куклу со всеми режимными моментами, принимать в них непосредственное участие. Воспитатель формирует к кукле особое эмоциональное отношение, т.к. она занимает особое место среди игрушек, является заместителем человека в играх детей. Уделяя внимание действиям с куклой, педагогу легче формировать у детей конкретные игровые умения, подражая ему при обыгрывании сюжетных игр, в которых более старшие дети частично берут на себя роль, озвучивают свои действия, а воспитатель помогает сохранить сюжет до конца игры, поддерживает эмоциональное отношение к происходящему, поощряя детей словами: “Молодец, ты сделал хорошо. Видишь, кукла Аня улыбается…”. Также важно давать поощрительную оценку действиям ребёнка по подсказке взрослого, так как во время любого вида игровой деятельности взрослый выступает в этом процессе посредником и организатором положительного взаимодействия детей.
Проводя сюжетно-ролевую игру “У дочки Ани – день рождения”, воспитатель привлекает к игре и детей младшего возраста, прося их выполнить несложные действия: повязать нагрудничек, поставить чашку, что-то убрать… Важно, чтобы каждый получил удовольствие от участия в игре, почувствовал свою нужность, т.к. даже самая незначительная деятельность ребёнка приобретает смысловую нагрузку, способствует игровой ситуации, появлению эмоционального удовлетворения от игры (Рисунок 11).
Детям свойственно брать предметы, бросать, ставить рядом или друг на друга. Но для того, чтобы “что-то” стало на “что-то” похоже, важно детей подготовить, поудобнее расположить на ковре. Необходимо предложить детям понаблюдать за действиями взрослого. Затем постепенно привлекать в игру то одного, то другого ребёнка. И лишь объединив всех детей общим замыслом в конструировании, например, “строительство дома для друзей”, дать детям возможность строить самостоятельно, не значительно корректируя их действия. Таким образом, у детей формируется умение играть не только рядом, но и вместе (рисунок 12).
На игровой неделе целесообразно привлекать детей к коллективному конструированию, так как они уже имеют некоторый опыт и умение в выполнении такого рода деятельности. Замысел и корректировка игровой деятельности детей находится под эмоциональным настроением воспитателя. Важным в этом процессе является формирование коллективного творчества при непосредственном участии каждого. Играя, мы обучаем детей аккуратности, старанию, терпению. Прививаем ответственность и, самое главное, – умение трудиться в коллективе на единый результат, который не заставит себя долго ждать.
По завершении постройки – основного игрового действия, важно похвалить каждого и объяснить детям закономерность развития игрового действия, которое являлось подготовительным по отношению к другому, т.е. продолжением игры с любимыми игрушками, которые и живут в этом доме. Так у детей появляется жизненный опыт и желание добиваться результата (Рисунок 13).
Часто от взрослых можно услышать, что дети шумят, кричат, балуются, а это чревато последствиями травматизма. Чтобы этого не допустить, мы ищем такие подходы, когда озорство детей превращается под мудрым, творческим подходом взрослых в интересную, забавную игру, например: “Кто гуляет на лугу?”. Детям предлагается импровизировать то или иное животное: походкой, поведением и конечно громким голосом, подражая звукам животного. На лугу могут гулять и коровы и козы, и лошади, даже собаки, куры, гуси и д.р. животные. Так дети познают окружающий мир, учатся передавать эмоциональное состояние, а заодно и выплёскивают свою энергию.
Педагог, задумав сюжет подвижной игры предлагает детям найти флажок, пройдя по лабиринту из кеглей, и только потом пойти на прогулку. Дети успокаиваются, сосредотачиваются, радуются находке, сопровождая громкими эмоциями, а значит игра удалась.
Даже в ненастную дождливую погоду можно скрасить досуг детей, предложив им перепрыгивать через “ручеёк” или включив весёлую музыку потанцевать с разноцветными, как радуга ленточками (Рисунок 14). От этого у детей на душе появляется “солнышко”, а на устах – улыбка и весёлый ребячий смех.
Дети дошкольного возраста любят слушать сказки, а ещё больше любят смотреть игру драматизацию, происходящую пусть и на маленькой сцене. Когда куклы “Би-ба-бо” появляются из-за ширмы и вступают в роль, педагог озвучивая их учит детей передавать и воспринимать одновременно эмоциональное состояние персонажей: радость, печаль, тревогу, страх и удивление.
Чтобы добиться большего успеха взрослый обращается с просьбой помочь ему. Говорим все вместе: “Тянем, потянем… вытянуть не можем” или поём песенку Колобка…
Таким образом и с художественной литературой ознакомили детей и способствовали их развитию речи и пополнению словарного запаса, а также формированию мышления и памяти (Рисунок 15).
К окончанию недели игры дети тоже готовятся, ожидая завершения праздника. Вместе со взрослыми готовят своими руками игрушки, принимают участие в оформлении выставки. Можно сделать вертушку, а затем взять её на прогулку и понаблюдать за стремительным движением её лопастей. А может быть, птичку, надув резиновые перчатки и приклеив их к разноцветному тельцу из картона. Можно сделать разноцветные шарики – попрыгунчики из мятых бумажных салфеток. Да мало ли какая творческая мысль придёт к воспитателю в голову. Главное – чтобы пришла (Рисунок 16).
Дети веселятся и играют на празднике вместе с весёлыми персонажами – любимыми игрушками, которые стали большими и “ожили”.
С большим удовольствием они играют в подвижные игры, водят хоровод, поют песенки, рассказывают стихи о своих любимых игрушках.
Игра в разноцветные шары добавляет радости, а вкусные мармеладки усиливают в детских душах хорошее настроение и удовольствие приятного мироощущения от праздника (Рисунок 17).
Благодаря взрослым, дети даже не заметили как они учились играя, а играя – учились и взрослели!