Данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, таким образом можно существенно увеличить прочность усвоения нового материала, так как задействованы одновременно слуховой и визуальный каналы восприятия. Происходит подача текстовой информации с экрана и имеется возможность многократного повторения. А это важно, так как новый материал включает много новых понятий. Это урок изучения нового материала, который включает в себя большой объем информации и за счет того, что через мультимедийный проектор можно отобразить схему, задание для групповой работы и осуществить самопроверку его выполнения происходит экономия времени. Кроме этого презентацией могут воспользоваться учащиеся, по той или иной причине пропустившие урок, для самостоятельной работы.
Переход к различным этапам урока происходит по содержанию (“меню” урока) с изменением цвета отработанных элементов. Благодаря этому учитель может перейти к любому эпизоду урока и появляется возможность одновременно заполнять схему “Типы биотических взаимоотношений”, рассматривать иллюстрированный пример одного из типов и, обсуждая его формулировать определение одной из форм взаимоотношений. На этапе контроля и самопроверки знаний наглядно представлено задание и после обсуждения его в группах и представления ими своего продукта выводится верный ответ, благодаря чему происходит быстрая и объективная проверка, самопроверка и коррекция результатов работы.
Предмет – биология
Класс – 9
Тип урока – изучение нового материала
Цель: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей для решения экологических задач.
Задачи:
1. Способствовать
- формированию понятий: “нейтрализм”, “аменсализм”, “комменсализм”, “симбиоз”, “протокооперация”, “мутуализм”, “конкуренция”, “хищничество”, “паразитизм”;
- развитию экологического мышления. (Умения решать экологические задачи на применение экологических закономерностей и приводить примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях).
2. Способствовать развитию умений и навыков групповой самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы, умений применять схемы для решения учебных задач.
3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны:
- знать определения понятий “нейтрализм”, “аменсализм”,
- “комменсализм”, “симбиоз”, “протокооперация”, “мутуализм”, “конкуренция”, “хищничество”, “паразитизм”;
- иметь представление о многообразии различных форм межвидовых отношений;
- уметь приводить примеры межвидовых взаимоотношений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- формулировать выводы;
- применять схемы для решения учебных задач;
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные результаты обучения
- признание права каждого на собственное мнение.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, мультимедийная презентация
Цели и задачи дидактического материала
- Создание условий для формирования новых понятий.
Содержание - презентация состоит из 18 слайдов, которые содержат: понятия - “нейтрализм”, “аменсализм”, “комменсализм”, “симбиоз”, “протокооперация”, “мутуализм”, “конкуренция”, “хищничество”, “паразитизм”; примеры, иллюстрирующие эти понятия; обобщающие схемы.
Ресурсы – фотографии и рисунки, иллюстрирующие различные типы взаимоотношений организмов в экосистеме, обобщающие схемы для изучения нового материала и контроля и самопроверки знаний. Анимационные эффекты.
Технологическая карта урока (Приложение 1)
1. Мотивация учащихся
Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Верите ли вы что один организм, одна популяция и даже целый вид способны к изолированному существованию? (слайд №4). Приведите кратко доказательства.
(варианты ответов: гриб – паразит чага, птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями, гнездящиеся в кроне дерева и т.д.).
На слайде № 5 схема “типы биотических связей” (4 прямоугольника) в них вписаны только значки “++”, “+0”, “+-”, “- -”, учитель просит по аналогии с человеческим обществом назвать типы взаимоотношений
(варианты ответов:
- ++ взаимополезные,
- +0 полезно-нейтральные,
- + полезно
- - вредные,
- -- взаимовредные).
Учащиеся начинают заполнять схему в тетрадях.
С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что на уроке будем изучать основные типы межвидовых взаимоотношений, для чего это необходимо знать, чему они научаться на уроке.
2. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.
Учитель просит учащихся назвать уже известный им тип взаимоотношений. Предлагает для ответа на поставленный вопрос игру “Снежный ком” - один учащийся называет слово, другой предложение, следующий формулирует вопрос и последний ученик отвечает на него.
Варианты ответов:
- Симбиоз;
- Совместное взаимополезное сожительство организмов;
- Какие вы знаете примеры симбиоза?
- Бобовые растения и азотофиксирующие бактерии, микориза (осина и подосиновик).
Так же и другие известные термины, связанные с темой урока.
Учащиеся с помощью учителя делают вывод, что все известные им типы взаимоотношений приводят к одному главному результату: обеспечение пищей. А с другими типами взаимодействия организмов им предстоит познакомиться на уроке.
3. Изучение нового материала.
В процессе объяснения учитель через каждые несколько минут задает интересные короткие задания на понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов.
1 Тип - взаимополезные. Мутуализм. Пример: муравьи-листорезы выращивают грибы в своих гнездах, снабжая их субстратом для развития (пережеванными листьями) и оберегают эти плантации от вторжения сорных грибов. В свою очередь, грибы служат пищей и взрослым насекомым и их личинкам (Слайд №7).
Вопросы для обсуждения:
- Какое взаимоотношение организмов наблюдаем в этом примере?
- Является ли оно непременным условием существования обоих видов?
- Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
Пример: раки - отшельники селятся в пустых раковинах моллюсков и возят их на себе вместе с коралловым полипом - актинией. Перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком. Актиния защищает рака от хищников (слайд №8)
Вопросы для обсуждения:
- Является ли взаимодействие организмов, в рассматриваемом примере необходимым для этих видов?
- Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
В процессе обсуждения формулируется определение мутуализм – более тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным.
2. Полезно-нейтральные. Комменсализм. Пример: личинки многих жуков усачей могут развиваться только в древесине, богатой гифами грибов-разрушителей, эти личинки питаются не столько самими гифами, сколько полуразрушенной грибом древесиной (слайд №9).
Вопросы для обсуждения:
- Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
- Сформулируйте определение этой формы взаимоотношений.
В процессе обсуждения формулируется определение комменсализм (нахлебничество) – форма взаимоотношений при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда ни пользы.
Квартиранство. Пример: Под зонтиками крупных медуз часто можно встретить мальков рыб. Мальки рыб прячутся под защитой щупалец медуз, снабженных стрекательными нитями (слайд №10).
Вопросы для обсуждения:
- Сформулируйте определение квартиранства.
- Приведите доказательства того, что квартиранство является формой комменсализма.
В процессе обсуждения формулируется понятие квартиранство – использование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве своих убежищ или жилищ
3. Полезно-вредные. Паразитизм. Пример: миноги, присосавшись к телу крупных рыб и даже китов, могут находиться на них несколько дней и даже недель. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, и даже недель (слайд №11).
Вопросы для обсуждения:
- Сформулируйте определение паразитизма.
- Почему этот тип взаимоотношений назвали полезно-вредным?
В процессе обсуждения формулируется понятие паразитизм – такие биотические отношения, при которых организмы одного вида (паразита) живут за счет питательных веществ или тканей другого вида (хозяина).
Хищничество. Пример: у всех хищников есть предпочитаемые виды жертв, но иногда массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет переключаться именно на них. Так соколы сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая добычу с земли (слайд №12).
Вопросы для обсуждения:
- Сформулируйте определение хищничества.
- Какую роль играет эта самая распространенная форма взаимоотношений в биоценозах?
- Что позволяет хищникам использовать самую разную пищу?
В процессе обсуждения формулируется понятие хищничество – особи одного вида питаются особями другого, умерщвляя их.
4. Взаимо-вредные. Конкуренция. Пример: Копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, оставшиеся после других травоядных (слайд №13).
Вопросы для обсуждения:
- Что является существенным во взаимоотношениях организмов в рассматриваемом примере?
- Сформулируйте определение конкуренции.
- На приведенном примере поясните, что позволяет совместно уживаться в биогеоценозе копытным африканских саванн?
- Где проявляется конкуренция сильнее внутри вида или между разными видами?
В процессе обсуждения формулируется понятие конкуренция – отношения между совместно обитающими видами с одинаковыми потребностями. Оба вида угнетаются. В результате часто один вид вытесняет другой.
Так учащиеся последовательно дополняют ассоциативную схему, (слайд №6), которую начали заполнять в начале урока, в процессе обсуждения примеров формулируют определения различных форм взаимоотношений, сравнивают их с эталоном, который появляется на слайде после обсуждения и записывают в тетрадь (слайды с №7 по №13).
4. Первичная проверка усвоения знаний.
Учащиеся вспоминают все новые термины урока в форме игры “Слабое звено” - первый ученик называет одно понятие, второй предварительное и свое, третий предварительных два и свое и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то следующий говорит “слабое звено” и продолжают без него.
5. Контроль и самопроверка знаний.
Класс разбивается на 2 или несколько групп, в зависимости от количества учащихся. Группам дается задание (слайд №14). Задание: назовите возможные пары биотических отношений между организмами в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную схему). После выполнения задания группы защищают свои схемы. Осуществляют самопроверку (слайд №15)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Совместная формулировка вывода: многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе лежит в основе его устойчивости и неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Учащиеся высказываются по следующей схеме (слайд №16):
- узнал...
- понял....
- самый большой мой успех – это...
- наибольшую трудность я почувствовал....
- я не умел, теперь, я умею
- я изменил свое отношение к ....
- на следующем уроке я хочу....
7. Информация о домашнем задании.
Учащимся предлагается выбрать задание: (слайд №17):
1. Прочитать параграф учебника и ответить на вопросы к нему;
2. Составить собственные вопросы к параграфу;
3. Составить кроссворд по изученным терминам;
4. Написать мини-сочинение, сказку о взаимоотношениях организмов, например: в лесу, море или пруду (используя новые понятия);
5. Проиллюстрировать ассоциативную схему “Типы биотических взаимоотношений”, составленную на уроке рисунками и фотографиями (можно в форме презентации)
Использованные источники и литература.
1. Садкина В.И., Изучение основных понятий и объяснение новой темы. Методические приемы. ИГ “Основа”, 2009.
2. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Москва., “Дрофа”, 2012.
3. Н.Грин. У. Стаут, Д. Тейлор. Биология, т 2. Москва., “Мир”, 1990.
4. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. Москва., “Вако”, 2006.