Цель: создать условия для раскрытия творческого потенциала, развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников через обучение нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
Образовательные: учить детей рисовать листья разных пород деревьев, используя нетрадиционную технику рисования – “ печать по трафарету”; совершенствовать навыки работы гуашевыми красками.
Развивающие: развивать умение самостоятельно выбирать цвета, смешивать краски прямо на листе бумаги для получения новых цветов и оттенков. Расширять и активизировать словарь (оттиск поролоном, трафарет, техники рисования и др.)
Воспитательные: воспитывать уверенность, инициативу в освоении новых нетрадиционных материалов и способов работы с ними. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Материалы, инструменты, оборудование: наглядные материалы: плакат с изображением ковриков с различным характером группировки листьев, репродукции картин с осенними пейзажами, осенние листья (дуб, клён, берёза).
Дидактическая игра “Собери листья”, аудиозапись музыки П.И.Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года ”, аудиозапись музыки ноктюрн Ф.Шопена, аудиозапись “Звуки осеннего леса”.
Цветная бумага формата А 4 (синего, голубого или фиолетового цвета), трафареты с осенними листочками, гуашь, беличьи кисточки, тампоны из поролона, стаканчики для воды, салфетки.
Интеграция разных видов деятельности: наблюдение за деревьями на прогулке, рассматривание осенних листьев. Чтение рассказов, стихов на осеннюю тематику. Рассматривание рисунков, на которых изображены осенние листья.
Содержание изодеятельности:
Психологический настрой:
Педагог: Какой сегодня чудесный день! Давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу!
Отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья?
Конечно, осень!
Педагог вешает на мольберт портрет Осени.
А вы знаете, что сегодня утром к нам в изостудию заглянула сама волшебница – осень!
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отварилась
И тихонько затворилась.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
Волшебница – осень передала нам этот подарок-посылку. Посылка не простая, а волшебная! Чтобы её открыть, нужно назвать признаки осени. Какие вы знаете признаки осени? (Осенью дует холодный ветер, идёт дождь, листья меняют свой цвет, идёт листопад, птицы улетают на юг).
Давайте теперь попробуем открыть посылку! Кто мне поможет? Что же приготовила для нас осень?
Звучит мелодичная музыка ноктюрн Ф.Шопена.
Ребёнок открывает посылку.
Правильно, в посылке осенние листочки! Посмотрите, какие они красивые и очень разные по цвету, размеру и форме.
Игра “Кто самый внимательный”?
Посмотрите на листья и определите, какому дереву они принадлежат?
Это лист какого дерева? Правильно, дуба! Форма листа плавная, похожа на волну. На что он похож? (На ёлочку, на тучку и т.д..) В какой цвет осень окрасила этот листок? (В жёлтый цвет и добавила несколько пятнышек бежевого.)
А этот небольшой лист? Правильно, это лист берёзы! На что он похож? (На капельку, на сердечко.) Какие краски припасла осень для этого листочка? (Жёлтые, светло-зелёные краски.)
А этот красивый крупный лист, вы его все хорошо знаете? Конечно, кленовый! Какой он красивый, резной, разноцветный! На что он похож? (На корону, на ладошку и т. д..) В какие цвета окрасила его волшебница осень? Правильно, в жёлтый цвет и добавила несколько пятнышек оранжевого и бардового цвета.
Педагог берёт в руки листья и рассыпает их на цветной бумаге, по – разному их группируя.
Листья могут собираться группами или лежать в одиночку. Могут лежать ровно, вдоль дорожек, закружиться и лечь по кругу. Посмотрите, какие красивые коврики получились!
Дети рассматривают наглядное пособие – изображение ковриков с различным характером группировки листьев.
Волшебница осень приготовила вам ещё один подарок. Она приглашает вас в осенний лес! Закройте глаза … Представьте, что вы в осеннем лесу. Послушайте внимательно, а потом расскажите мне, что вы “ увидели” и услышали?
Звучит аудиозапись “Звуки осеннего леса”.
Что же вы услышали?
(Правильно, крик улетающих птиц, шуршание листьев под ногами, шум ветра и дождя.)
Понравились вам подарки волшебницы – осени?
А давайте мы тоже сделаем подарок волшебнице – осени, нарисуем коврик из осенних листьев! Но сначала мы поиграем в интересную игру.
Дидактическая игра “Собери листья”.
У детей на столах лежат вырезанные из цветного картона и разрезанные пополам листья (кленовые, дубовые, берёзовые).
Педагог: В волшебный осенний лес прилетел ветер – озорник и устроил там полный беспорядок! Он сорвал листья с деревьев и порвал их! Соберите из двух половинок осенние листочки.
Дети выполняют задание и обосновывают свои ответы.
Физкультминутка “Листики осенние”.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Педагог: Для того, чтобы сделать коврик из осенних листьев нам нужен будет трафарет, цветная бумага, краска гуашь… Ой, ребята, посмотрите на свои столы, кажется у нас чего-то не хватает для нашей работы? (Нет кисточек)! Да, у нас пропали кисточки! Что же нам делать? А вы знаете, что художники большие фантазёры, они умеют рисовать не только кисточками, красками и карандашами, но и самыми необычными материалами. И мы сегодня будем рисовать необычным, волшебным материалом-поролоном. Техника рисования называется – “печать по трафарету”.
Педагог показывает способ рисования коврика из осенних листьев, используя новую нетрадиционную технику рисования – “печать по трафарету”.
Дети самостоятельно выполняют работу.
Звучит аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.
В конце занятия педагог и дети объединяют все рисунки и составляют большую коллективную работу.
Выставка и анализ работ.
Волшебница – осень: Какой красивый, большой, яркий получился коврик из осенних листьев!!! Спасибо, дети, вы настоящие художники!
Волшебница – осень предлагает детям придумать название коллективной работы, затем все вместе выбирают наиболее удачное, например, “Волшебный коврик” или “Осенняя сказка” и т.д.
Педагог: Как вам удалось нарисовать такие красивые листочки? Почему это у вас получилось? Кому помогали? Какими материалами мы сегодня рисовали? С какой нетрадиционной техникой рисования вы сегодня познакомились?
Педагог: Спасибо волшебница – осень, мы узнали сегодня много нового, интересного! Приходи к нам ещё!