До проведения мероприятия учащиеся делятся на группы:
- ОРНИТОЛОГИ (ученые, изучающие повадки птицы),
- ЭТОЛОГИ (ученые, изучающие животных, зверей),
- БОТАНИКИ (ученые, изучающие растения),
- ИХТИОЛОГИ (ученые, изучающие рыб)
и получают задания.
Цель: вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом.
Задачи:
- Удовлетворить и развивать познавательные возможности учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания об экологии.
- Учить учащихся выступать на школьных мероприятиях с презентацией своих сообщений, используя компьютерные технологии.
- Развитие навыков работы со справочниками и публицистическими материалами, учить учащихся самостоятельно вести поиск в сети Интернет.
Оформление класса: на стенах плакаты, рисунки.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация, перья маховые , пуховые, веер, рисунки животных ,растений, насекомых, лист белой бумаги; карточки со следами животных, карточки с рыбами, обитающими в Северке, жалобы животных, плакат реки Северка.
Ведущие: учащиеся 4-х классов.
Ход мероприятия
1. Экологическая сказка о рыбаке и рыбке.
Цель:
– обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни;
– познакомить с представителями водных животных, их приспособленности к обитанию
в водной среде;
Действующие лица:
– автор;
– старуха;
– альбатрос;
– золотая рыбка.
Автор.
У моря в уютной избушке
Старик проживал со своею старушкой
Старуха сучила пушистую пряжу,
В свободное время лежала на пляже.
А дед же рыбачил – любил это дело,
Забрасывал невод он в море умело
И часто с рыбешкой домой приходил,
Старухе на ужин улов приносил.
Однажды старухин он слышит приказ...
Старуха.
Сходи-ка на море, ведь праздник у нас!
Мы тридцать годков здесь, у моря, живем.
Давай этот день мы отметим вдвоем.
Но только мечтаю я, милый старик,
Чтоб стал джентльменом хотя бы на миг.
Совсем не хочу нынче рыбки простой,
Достань для меня в этот день золотой.
Автор.
С поклоном на море отправился дед
Старухе подарок поймать на обед.
Подходит он к морю, но берег, вода
В разводах от нефти... Вот это беда!
Взглянул он на небо – и тут альбатрос
Ответил ему на безмолвный вопрос...
Альбатрос.
Здесь танкер разбился, погибла среда,
Тут рыбки не будет, старик, никогда.
Автор.
Закинул он невод – да, что-то не так! –
Попался огромный дырявый башмак.
Повторно закинул – опять неудача! –
Достал чемодан он, ругаясь и плача:
Старик.
Да, что-то случилось, испортилось море.
Без рыбы – не жизнь, а безмерное горе!
Автор.
Ловил много раз – ничего не поймал.
Домой без добычи рыбак зашагал.
(Подходит к избушке.)
А тут и старушка с порога встречает,
Кричит и ругается, громко вздыхает...
Старуха.
Воды для питья я набрать не смогла!
Здесь жить невозможно – такие дела!
Как много заводы воды выпивают
И грязную в море опять выпускают!
Какой юбилей, коли нечем умыться,
В колодце и то стала мутной водица!
(Обращается к старику)
А ты чем порадуешь, добрый рыбак?
Я вижу, печален. Здесь что-то не так?
Старик.
Я рыбки тебе на обед не принес –
Вся рыба погибла, обидно до слез!
Из нефти разводы – не видно конца!
Автор.
Рыбак прокричал той старухе в сердцах.
Старуха.
Пойдем к роднику, что за сопкой журчит,
Возьми-ка с собою ведерко, старик!
Автор.
Они к роднику не спеша побрели.
Присели – и видят родник на мели.
Где били когда-то каскадом ключи,
Лишь маленькой струйкой водичка журчит.
И вот средь травы, где растут камыши,
Послышался голос в вечерней тиши:
Золотая рыбка.
Вы рыбку хотели к обеду поймать?
Ее же сегодня придется спасать –
Едва не погибла я в грязной воде!
Она стала мертвой – погибель везде!
Спасите вы рыбку: в ведерке вдвоем
Меня отнесите в такой водоем,
Где в чистой воде оживу без труда,
Покину то море и вас навсегда.
(Несут к чистому водоему и выпускают ее.)
А вам за спасенье – мой добрый совет:
Любите природу – не будет и бед!
Затем, чтобы жить, процветать и дышать,
Вам надо ее на земле охранять.
А я уплываю...
Автор.
Взмахнула хвостом,
С тревогой нырнув в голубой водоем!
Первый ведущий. Велико значение воды в жизни человека, который не может прожить без пресной воды. А её на планете всего-то 2,8% от общего объёма солёных морей и океанов.
Пресная вода для многих стран становится дороже всех сокровищ мира из-за роста населения, бесконтрольного потребления воды и загрязнения окружающей среды. Без неё не выживет ни зверь, ни растение, ни человек. Много пресной воды потребляет промышленность, сокращая при этом её запасы. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме 22 марта отмечают всемирный день водных ресурсов.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
не растопчи её полей.
Не жги её напропалую
и не исчерпывай до дна.
А помни истину простую:
нас много, а она – одна.
В.Шефнер
Второй ведущий. Давайте сохраним всё живое, иначе мы погибнем…
Защита проектов.
Первый ведущий. Все, кому не безразлична судьба нашей Земли, пытаются ей помочь.
Учащиеся нашего класса получили задания подготовить проекты по данной теме. Предоставим им слово для выступления.
1. Первая группа: Выступают ЭТИОЛОГИ. (Учёные, изучающие ЗВЕРЕЙ.)
Обыкновенная летяга.
В Московской области обитает в небольших количествах (Орехово-Зуевский, Одинцовский район). Селится в лесах. Поселяется обычно в дуплах деревьев, ведет ночной образ жизни. Может “ перелетать” с дерева на дерево на расстояние до 50 м., планируя при помощи складки кожи на боках тела.
Питается листьями и семенами деревьев и трав, почками деревьев(лиственных и хвойных), ягодами, грибами, серёжками берёзы. Весной или летом приносит потомство из 2–5 детёнышей. Вид занесён в Красную книгу МО.
Выдра.
Довольно крупный зверь: длина туловища до 90 см, хвост – до 50см. Тело вытянутое, гибкое. Хвост длинный мускулистый. Ноги короткие. Голова сильно уплощенная с короткими, слабо выступающими из меха ушами. Волосяной покров сравнительно низкий, ровный по всему телу и очень густой. Окраска меха темно – бурая, низ несколько светлее.
В прошлом встречалась по рекам. На всей территории М О численность снижается. В настоящее время всюду редка. На территории М О охраняется законодательно, добыча запрещена.
ИГРА “Угадай следы животных” (каждая группа получает задание в конверте). На карточках изображены следы животных. Дети определяют следы.
Вторая группа: ОРНИТОЛОГИ (учёные, изучающие ПТИЦ).
Зелёный дятел. (Сообщение.)
Обыкновенный зимородок. (Сообщение.)
ПРОСЛУШИВАНИЕ ГОЛОСА зимородка.
Учитель. Почему птицы могут летать по воздуху? (Ответы детей.)
Опыт. Учитель несколько раз демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкает в шарик.
– Объясните, почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно? (Вывод: лист лёгкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного летать.)
После высказываний детям даются перья для рассматривания (каждой группе – маховое и пуховое). Чем перья отличаются друг от друга?
Какое из них согревает птицу и называется пуховым? (Маленькое.)
Где на теле у птицы растут пуховые перья?
– Какое перо помогает летать и называется маховым?
– Лёгкое оно или тяжёлое? (Лёгкое.)
– Где у птицы на теле есть маховые перья? (На крыльях.)
Затем учитель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.
Третья группа: БОТАНИКИ (ученые, изучающие РАСТЕНИЯ).
Сообщения детей (Кубышка желтая, Башмачок настоящий, Рябчик).
Учитель. Как называется посёлок, где расположена наша школа? (Непецино.)
– Какая река протекает в Непецино? (Северка.)
Стихотворение сочинила ученица нашего класса – Каширина Дарья.
СТИХ “НЕПЕЦИНО”.
Я хочу вам рассказать
Про село родное,
Про Непецино своё –
Сердцу дорогое.А стоит моё село
На красивой речке,
Хоть река невелика,
Но крутые берега и холодная вода.Даже в жаркие деньки
В нашу Северку войти
Будет вам не просто.
А вокруг поля, луга и
Красивые леса.
Приезжайте в гости!
Длина Северки на территории Коломенского района 23 км. (Всего длина 98 км.) Река берёт начало у д. Мансурово Домодедовского района. Правый берег реки пологий, левый более крутой. Наблюдаются многочисленные родники, отсюда и название реки. Река Северка впадает в Москву-реку. Весеннее половодье начинается обычно в марте и заканчивается в конце апреля – начале мая.
Учитель. Какие рыбы обитают в нашей реке? (Плотва, окунь, карась, налим ,щука, густёрка, лещ, бычок, берш.)
Дети выбирают рыб (на карточках) и крепят на плакат реки Северка.
ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА: ИХТИОЛОГИ (ученые, изучающие рыб).
Стерлядь.
Рыба из рода осетровых. Средний размер не превышает 50 см. при 2–3 кг. веса. Также встречаются 5–7 кг. стерляди. Цвет рыбы изменяется в зависимости от местности и бывает то желтее, то темнее. Но спина у неё серовато-бурая, брюхо желтовато-белое, плавники серые. Длина носа тоже подлежит значительным изменениям, во многих местах рыбаки различают стерлядь остроносую и тупоносую.
Обитает в самых глубоких местах и при этом держится постоянно на дне. Любит песчаное или хрящевое дно, чистую, прохладную и быстротечную воду.
Для зимовки она избирает самые глубокие слои воды и залегает иногда на глубину до 20 метров. В большую часть зимы лежит почти неподвижно. Занесена в Красную книгу.
Чехонь.
В МО вид встречается в Оке, в водохранилищах канала имени Москвы. На территории области немногочисленна; ловится редко. Достигает 50см длины и 500–600 г. массы. Созревает на 3–4 году жизни. Нерест в мае-июне в реках. Плодовитость от 10 000 до 58 000 икринок. Питается планктоном, воздушными насекомыми, личинками и молодью рыб.
Песня-переделка "Берегите природу! На мелодию песни “Вместе весело шагать”. Песня начинается с припева, затем следует первый куплет.
1-й припев:
Ну зачем, скажите, нам губить природу,
Губить природу, губить природу!
Ведь не станет жить нам лучше год от года,
Год от года, год от года.А цветы, трава, деревья, реки, птицы –
Всё в природе на века пусть сохранится.
Очень многое зависит лишь от нас,
И поэтому всем вам даём такой наказ…
2-й припев:
Берегите травы, речку, лес и поле,
Лес и поле, лес и поле!
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,
Птиц в неволе, птиц в неволе!Посмотрите, как красиво все кругом вокруг,
Ведь природа– это тоже чей-то дом и друг!
В гнёздах птицы голосисто нам всегда поют,
А в лесах зверюшки разные пока живут!
Припев: (как второй)
Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите!
Пусть рассвет встречает небо голубое –
Будет легче на Земле нам жить с тобою!
Припев: (как первый)
Вместе.
Вас просим:
Берегите эти земли, эти ветры!
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
ДЕМОНСТРАЦИЯ: ЭКОМОДА (костюмы из обоев, целлофановых пакетов, обёрточной бумаги от букетов цветов). ЭКОПОДЕЛКИ (из бросового материала).
Спасибо всем за работу.
Приложение. Фотографии.
Литература:
- Александрова, Ласкина, Николаева. Юный эколог. Волгоград, 2011 г.
- О малой родине с огромной любовью. Артамонова, Годунова, Зиновьева. Сборник. Коломна. 2008 г.
- Бызгалина, Дедков, Добродеева. Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. Москва. Современные тетради. 2003 г.
- Николаева. Юный эколог. Москва. 2010 г.
- Энциклопедический дневник школьника Московской области.
- Скегина, Дробот, Колпакова, Авраменко. Подмосковье на юг от Москвы. Учебное пособие по родному краю для учащихся 2–4 классов. Москва. Издательский центр АЗМСК, 1998 г.
- Экологическое образование и просвещение в Московской области. Альманах выпуск 4, Москва. Современные тетради. 2008 г.
- Экологическая книга для чтения. Москва. Современные тетради. 2008 г.
- Ресурсы сети Интернет.
- Последний звонок 2012 г. № 6.
- Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста (Пособие) Часть ––I––. Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1994.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.– сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО “Издательство АСТ”. 1997.