Разработка урока музыки по теме "Мир человеческих чувств". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.

Задачи:

  1. Формировать представления учащихся о взаимосвязи разных видов искусств посредством знакомства с произведением Т. Альбинони “ Адажио”.
  2. Развивать устную и письменную речь в процессе исполнения и прослушивания музыкальных произведений.
  3. Воспитывать интерес к классической музыке.

Формирование личностных УУД:

  • Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении, при слушании музыкальных произведений.
  • Уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
  • Понимать жизненное содержание музыкального произведения.

Формирование познавательных УУД:

  • Сравнивать разное исполнение музыкального произведения.
  • Выявлять выразительные возможности музыки.
  • Обнаруживать общность музыки и других видов искусств
  • Усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

  • Владеть умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
  • Планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.

Формирование коммуникативных УУД:

  • Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
  • Исполнять песни с группой одноклассников.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности на уроке: вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, работа в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, музыкальные записи, фильм Гарри Бардина “Адажио”, учебник “ Музыка”(Т. И. Науменко, В. В. Алев) для 5 класса.

Планируемый результат деятельности: оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.

Приложение 1. Технологическая карта урока

Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

Презентация. Слайд 1.

2. Объявление темы урока.

Слушание притчи С. Копыловой “Дар Богу”.

– Что вы можете сказать об этом произведении?
– Какие чувства оно у вас вызвало?
– Почему для Бога слезинка грешника – дороже всех даров?
– Что такое раскаяние? (Чувство.)
– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О чувствах.)
– Какие чувства бывают? (Любовь , ненависть, радость…)
– Каждый ли человек может чувствовать?
– Встречали ли людей бесчувственных?
– Нужно ли учиться чувствовать?
– Что нам поможет испытать разные чувства? (Искусство.)

Да, действительно, искусство– это отражение жизни. Все, что чувствует человек, он выражает в произведениях живописи, музыки, литературы.

Слайд 2.

Давайте сформулируем тему урока. Учитель подводит ребят к теме урока: “Мир человеческих чувств”.

3. Сообщение целей и задач. (Целеполагание.)

– Для чего нам надо изучить эту тему?
– Что даст нам изучение этой темы?

4. Планирование

– Как мы будем изучать тему? (Слушать, размышлять, догадываться…)

5. Практическая деятельность учащихся

Задание по группам:

Откройте учебник на странице 10–11.

Рассмотрите репродукции картин А. Куинджи “ Березовая роща”, И. Шишкина “ В лесу графини Мордвиновой”, И. Айвазовского “ Черное море”.

– Как художники выражают свои чувства? (Ребята обсуждают в группах, отвечают.)

Слайд 3.

Посмотрите на этот портрет (портрет Томмазо Альбинони).

– Можно ли по внешнему виду узнать в какое время жил этот человек?
– Чем занимался? (Ответы ребят, учитель обращает внимание на костюм, прическу, выражение лица.)

Учитель: Это Томмазо Альбинони, сын Антонио Альбинони (1634–1709), богатого купца и венецианского патриция. Изучал скрипку и пение. О его жизни известно относительно мало. Известно, что в 1694 году он посвятил свой Opus 1 соотечественнику-венецианцу Пьетро, кардиналу Оттобони (внучатому племяннику папы Александра VIII). Оттобони был влиятельным в Риме покровителем нескольких композиторов. В 1700 году Альбинони поступил на службу к герцогу Мантуи Фернандо Карло в качестве скрипача. Ему он посвятил свой Опус 2, собрание инструментальных пьес. В 1701 году он написал Опус 3, ставший очень популярным, и посвятил его Великому Герцогу Тосканскому Фердинанду III.

Он добился своей первоначальной славы как оперный композитор во многих города Италии – таких, как Венеция, Генуя, Болонья, Мантуя, Удина, Пьяченца Неаполь. Одновременно он в большом количестве создавал инструментальную музыку. До 1705 года он писал преимущественно трио сонаты и скрипичные концерты, позже, до 1719 года сочинял соло сонаты концерты для гобоя.

В отличие от большинства композиторов того времени, насколько известно, он никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. В 1722 году Максимилиан II Эмануил, курфюрст Баварии, которому Альбинони посвятил цикл из 12 сонат, пригласил его руководить своей оперой.

1742 году собрание скрипичных сонат Альбинони было опубликовано во Франции в виде посмертного издания, поэтому исследователи долгое время полагали, что к тому времени Альбинони был мертв. Позже выяснилось, однако, что он жил в Венеции в безвестности: запись из прихода Св. Варнавы, где он родился, утверждает, что Томмазо Альбинони умер в 1751 году, “в возрасте 84 лет” (вероятно, ошибка), по всей видимости, от диабета.

Альбинони написал около 50 опер, 28 из которых были поставлены в Венеции между 1723 и 1740 гг., однако большая их часть не дошла до нас (в том числе значительный корпус рукописных партитур, собранных в Дрездене, погиб во время бомбежки в 1944 году), а потому сегодня композитор известен благодаря инструментальной музыке, особенно концертам для гобоя.

Его инструментальная музыка привлекла серьёзное внимание Иоганна Себастьяна Баха, который написал по крайней мере две фуги на темы Альбинони и постоянно использовал его басовые партии для упражнений своих учеников в гармонии.

Значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки, поэтому мало что известно о его жизни и музыке после середины 1720-х.

Самым популярным произведением Т. Альбинони стало “ Адажио”. Многие музыканты исполняли его, делая различные интерпретации. Я предлагаю вам посмотреть фильм Гарри Бардина “Адажио”.

Просмотр фильма. Видеофильм можно получить у автора статьи.

Что вы поняли из этого фильма?

– О чем рассказывает музыка?

– Бывает ли так в жизни?

(Беседа по фильму, дети могут ответить, что люди в большинстве случаев отрицательно относятся к людям, непохожим на них и этим людям бывает плохо.)

Слайд 4.

6. Рефлексия. Ученики пишут синквейн, некоторые зачитывают его.

Учитель: музыка и фильм помогли нам почувствовать ощущения человека, его переживания, помогли понять, что человек способен чувствовать и сочувствовать другим.

7. Практическая деятельность учащихся.

Слайд 5.

Исполнение песни “Не отнимайте солнце у детей”

– С каким чувством вы исполняли песню?

8. Осуществление контроля.

– Что не получилось?

– Почему?

9. Оценивание учащихся.

(Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей.)

10. Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

– Что ещё хотели бы узнать?

11. Домашнее задание.

Слайд 6.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

– Найти музыкальные произведения по теме урока.

– Найти афоризмы по теме урока

– Спросить родителей: оказывала ли музыка когда-либо влияние на ваше самочувствие.

Слайд 7.

Приложение 4.