Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человечеству и его здоровью.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
В силу этих причин проблема сохранения здоровья взрослых и детей становится особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной деятельности, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования службы здравоохранения, не принесла ощутимых результатов. Используя только достижения медицины последних десятилетий, мы забывали о многовековом опыте врачевания наших предков, которых сама жизнь учила познавать целебные свойства всего, что нас окружает. В этом им помогала сама природа.
Исходя из своего жизненного опыта, мы все больше и больше убеждаемся, что наше здоровье находится в наших руках, и никто нам не поможет, если мы сами себе не поможем.
Если мы взрослые понимаем необходимость заботы, укрепления своего здоровья, необходимость вести здоровый образ жизни, то дети еще не осознают. И это вполне объяснимо. Ведь у большинства из них не накопился тот груз болезней, который приходится нести по жизни взрослым. Малышу трудно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.
И поэтому основными задачами являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей.
- Совершенствование их физического развития.
- Воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
- Повышение сопротивляемости и защитных свойств детского организма.
- Воспитание потребности и привычки в здоровом образе жизни.
Для реализации этих задач мы начали искать нестандартные формы работы, новые подходы к формированию у детей привычки к здоровому образу жизни, изучать и анализировать новые достижения в нетрадиционной медицине.
Свою работу мы ведем по трем основным направлениям:
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Работа с педколлективом.
В своей группе мы ведем кружок “Помоги себе сам”. Работаем по перспективному плану, в который включаем различные виды деятельности – это и чтение художественной литературы, с последующим обсуждением, и коллективное рисование, и конкурсы, и мини-спектакли. Все это проводится в игровой форме. Материал мы используем из различных источников печати, таких как книги:
“Копилка семейного здоровья” Рената Равича;
“30 уроков здоровья”, автор Обухова;
“Долго ли до беды?”, авторов Макеевой и Лысенко И. А.;
“Ваш ребенок и народная медицина”, автор Н.А.Фролова;
журналы: “Детство”; “Дошкольное педагогика”; “Здоровье”;
газеты: “Наш домашний доктор”; “Здоровье детей”; “Ребенок в детском саду”; “Вестник “ЗОЖ””.
В этих источниках можно найти богатейший материал о ведении здорового образа жизни, об укреплении и сохранении здоровья, о профилактике простудных заболеваний. И мы хотим остановиться на наиболее интересных для детей результативных формах работы. Так как дети в дошкольном возрасте часто подвержены простудам, гриппу мы каждый год проводим большую работу по их профилактике, используя возможные комплексы оздоровительных мероприятий.
С этой же целью мы, например, взяли из “Вестника “ЗОЖ”” некоторые упражнения по профилактике простудных заболеваний, которые дают неплохие результаты.
Например, есть такое упражнение у йогов, оно называется “Поза льва”, которое делают для профилактики ангины. Суть его в том, что нужно с напряжением высунуть язык и произносить звук “а-а-а”. Мы это упражнение проводим в форме игры, которую назвали “Дразнилки”. Дети массируют себе мочки ушей и дразнят друг друга, высовывая языки. Упражнение “Поза льва” дети делают и когда полощут рот водой после еды в детском саду и дома, когда чистят зубы.
Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей делаем упражнение “Лёвушка”. Эта игра у нас называется “Лев ищет добычу” – первая часть; “Лев нашел добычу” – вторая часть. Вначале дети, сидя на пятках, поворачиваются в левую сторону до предела, одновременно проведя языком по верхним зубам влево, затем то же самое в правую сторону. После этого дети встают на колени, пальцы сгибают как когти, сильно напрягают, глаза смотрят вверх и рычат – со звуком, – беззвучно. Эти игры детям очень нравятся.
Еще наши дети с удовольствием исполняют “Три упражнения для здоровья”, разработанные врачами Бутейко и Микулиным.
Первое упражнение называется “Втягивание живота”. Оно применяется для стимулирования работы всех внутренних органов. Второе упражнение: “Выдохнул и не дыши” – оно используется для профилактики многих болезней. Третье упражнение – “Удары пятками”. Нужно приподняться на носки, а потом резко опуститься на пятки: 20 подъемов и 20 ударов 10 секунд перерыв и так три раза. На пятках находятся все биологически активные точки, которые регулируют работу всех органов и систем человека.
Мы стараемся включить многие упражнения во все режимные моменты. Например, во время умывания мы играем в игру “Стиральная доска”. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготкам другой. Это упражнение оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.
В после сонный период делаем упражнение “Втягивание живота” и упражнение из системы йогов “Поза кошечки” и т.д.
Второе направление нашей работы – это работа с родителями. Здесь она по большей части информационного характера. То есть мы проводим индивидуальные и подгрупповые консультации, применяем наглядную информацию. На родительских собраниях проводим деловые игры по обучению детей тем или иным приемам выполнения упражнений, которые мы выполняем с детьми. Ведь наибольшая эффективность в работе достигается только благодаря совместным усилиям.
Третье направление – работа с педколлективом.
У нас в детском саду существует партия “Желающих быть здоровыми”. На заседании партии мы делимся личным опытом, даем советы и рекомендации сотрудницам по укреплению здоровья; делаем выставки книг, газет и журналов; знакомим их с новшествами в области нетрадиционной медицины; проводим деловые игры; делимся опытом работы с детьми и родителями.
В заключении хотим вам всем пожелать крепкого здоровья и вечной молодости.
Всем желаем дружбы с “ЗОЖем”.
И с природою дружить.
И тогда мы точно сможем
О здоровье не тужить.
На людей не надо злиться
И в семье блюсти покой.
Надо чаще веселиться,
На беду махнуть рукой.