Цели урока:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием “витамин”;
- углубить знания о роли витаминов в жизни человека;
- расширять кругозор детей;
Развивающие:
- развивать умение детей работать с текстом;
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать умение работать сообща, критически оценивать свою работу - способность к рефлексии;
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;
- воспитывать любознательность;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе работы в группах.
1. Организационный момент. Дети рассаживаются по группам.
2. Стадия вызова. На столе у каждой группы лежат конверты.
Откройте 1 конверт. Прочитайте определения.
Подумайте, что это могут быть за вещества.
__________- группа органических соединений химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами, но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности. (Большая Советская энциклопедия)
__________- азотистое вещество, содержится в растительной и животной пище, необходимое для правильного питания.(Толковый словарь Ушакова)
__________- органическое вещество, источником которого обычно служат растения, оно необходимо для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества. (Толковый словарь Ожегова)
Подсказки:
Органический - относящийся к растительным и животным организмам.
Легендой кажется рассказ о кораблях, которые носились по воле волн. Вся команда погибла. А между тем в трюмах стояли бочки солонины, мешки зерна, бочонки сала. Не было только овощей. И почему-то без них выносливые моряки болели и умирали. Почему? Что же за вещества прячутся в нашей еде?
Вывод: витамины.
Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. За века человечество накопило опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия люди гибли. Почему? На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 г. русский ученый Николай Лунин не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, состоящую из известных частей, чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. “Из этого следует, что в молоке ... содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания”, - сделал вывод ученый.
Но первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911г. Год спустя он же придумал название - от латинского vita — жизнь.
Откройте 2 конверт. В этом конверте — таблица.
Что знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке |
В первой колонке запишите, что вы уже знаете о витаминах, читали, слышали. Фронтально.
У вас есть какие-то знания, кому-то этого достаточно. Но кто-то хочет побольше узнать по этой теме.
Запишите во второй колонке, что бы вам хотелось еще узнать о витаминах. (какие бывают, где содержатся,чем полезны, можно ли запастись витаминами)
3. Работа с текстом. Откройте 3 конверт. Тексты - на каждого ученика. Прочитайте текст с пометками:
+ - знаю
н — новое
? - не понял, возникли вопросы
4. Стадия осмысления.
Что было вам известно?
Запишите в третью колонку таблицы, что нового узнали о витаминах в тексте. (с помощью солнца в листьях растений возникают витамины, микробы изготавливают витамины и обогащают ими почву и воду, человек не способен образовывать витамины, существуют различные группы витаминов- А, В, С, Е)
Дополнительный материал есть в 4 конверте. Последняя колонка - пустая. Как вы думаете, что можно записать в эту колонку? (может быть составить список самых полезных продуктов, богатых витаминами)
На доску вывешиваются карточки со словами:
- авитаминоз
- гиповитаминоз
- гипервитаминоз
Подумайте, как они связаны со словами:
- избыток
- недостаток
- отсутствие
Оказывается и отсутствие, и недостаток, и избыток витаминов опасны для здоровья.
Вернемся к нашей легенде. Почему люди гибли при достаточном количестве продовольствия? (отсутствие витамина С вызывает цингу).
Более 100 лет назад в русских деревнях к весне, когда запасы мяса и овощей кончались, начиналась повальная болезнь “куриная слепота” - слабость зрения в сумерках. (недостаток витамина А).
А у городских детей, живших в подвальных помещениях без солнечного света были кривые ножки и большая голова на слабом тельце. Какого витамина не хватало? (недостаток витамина D вызывает рахит).
5. Стадия рефлексии.
На экскурсии в Царскосельский лицей нам рассказали, что один из лицеистов, ставший потом известным государственным деятелем, говорил, что день, когда он не узнал ничего нового, прожит зря. Если сегодняшний день прожит не зря, попробуйте продолжить любую фразу:
- Я сегодня понял, что ...
- Я открыл для себя ...
- Меня удивило ...
Откуда берутся витамины?
Откуда берутся в мякоти плодов и овощей витамины?
Как образуются они в теле животных? В почве притаилось несметное количество бактерий. Микробы - самые распространенные обитатели Земли. Они захватили воздух и заселили водоемы. Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими почву и воду.
И маленькая былинка, и вековой дуб ловят листьями солнечные лучи - источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый лист и погаснет, но не пропадет, с его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества, возникнут и витамины.
Витамины нужны всем. Разница только в том, что одни организмы могут сами образовывать витамины, а другие должны получать их с пищей. Человек не способен образовывать витамины. Он всех их получает с пищей.
Есть такие животные и растения, которые специализировались на изготовлении определенных витаминов. Шиповник, рябина, черная смородина, красный перец - самые старательные поставщики витаминов А и С. Дрожжи в больших количествах производят витамины группы В. Витамина Е больше всего образуется в зародышах пшеничных зерен, в листьях шпината. Высушенные красные плоды шиповника раз в тридцать богаче витамином С, чем апельсин.
В плодах рябины больше витаминов А и С, чем в лимонах.
Витамин А
Улучшает зрение, состояние кожи, волос, зубов и десен; необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения, укрепляет иммунитет и является неотъемлемой частью процесса борьбы с инфекцией. Содержится в моркови, зеленых овощах, желтых фруктах, печени, яйцах, молоке. Витамин А необходимо принимать вместе с витамином Е, т.к. его недостаток препятствует усвоению витамина А.
Витамины группы В (В1, В2, В6, В5, В12)
Группа витаминов нормализует работу нервной системы, мышц и сердца; улучшает умственную деятельность; помогает нормализовать кровяное давление, преодолеть бессонницу.
Содержится в цельной пшенице, овсяном толокне, в большинстве овощей, в молоке, мясе, рыбе, дрожжах.
Витамин С
Оказывает общеукрепляющее действие; увеличивает устойчивость к инфекциям; помогает заживлению ран, ожогов.
Содержится в цитрусовых, помидорах, картофеле, в квашеной капусте, черной смородине, яблоках, землянике, плодах шиповника.
Витамин D
Обеспечивает нормальный рост и развитие костей; предупреждает слабость мускулов; повышает иммунитет; препятствует росту раковых клеток. Содержится в соевых бобах, растительных маслах, шпинате, злаках,яйцах, икре, рыбьем жире, образуется под действием солнечных лучей в коже.