Тема проекта: “Успеваемость”.
Проблема: проследить, как изменилась качественная успеваемость учащихся по изучаемым предметам на конец 5 класса и первой четверти 6 класса.
Возраст: 6 класс.
Время работы: 2 урока, внеурочное время между уроками.
Цели:
- Образовательная – научить пользоваться приобретенными знаниями; выявить умение работать самостоятельно.
- Воспитательная – ответственность за выполнение работы, умение общаться.
- Развивающая – развивать умения применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, умение применять информационные технологии для решения прикладных задач.
Задачи:
- Пробудить интерес к теме проекта.
- Организовать самостоятельную работу учащихся.
- Следить за ходом самостоятельной работы.
- Помочь применить имеющиеся знания в практической ситуации.
- Организовать презентацию деятельности учащихся.
Два плана учебного проекта.
I. Видимый для учащихся.
Тема проекта: “Успеваемость”.
Проблема: Проследить, как изменяется качественная успеваемость по предметам в конце 5 класса и первой четверти 6 класса.
Задачи:
- Составить таблицы успеваемости в конце 5 класса и первой четверти 6 класса.
- Составить столбчатые диаграммы изменений.
- Выполнить расчеты качественной успеваемости в процентах.
- Оформить работу в виде слайдов презентации.
II. Невидимый для учащихся.
Тема: “Успеваемость”.
Цели:
- Образовательная – уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; выявить умение самостоятельно работать над проблемой.
- Воспитательная – воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы; навыки делового общения.
- Развивающая – развивать умение применять полученные знания на практике; умение планировать; умение принимать решения.
Необходимый перечень ЗУНов:
- Понимать смысл термина “Процент”.
- Знать, что такое столбчатая диаграмма.
- Понимать смысл термина “частота”.
- Уметь решать простейшие задачи на проценты.
- Уметь выполнять вычисления.
- Уметь обращать обыкновенные дроби в десятичные и обратно.
- Уметь составлять частотную таблицу.
- Уметь строить столбчатые диаграммы.
- Уметь систематизировать и выполнять подсчет данных.
Необходимые специфические умения и навыки.
Самостоятельно работать.
- Вести сбор необходимой информации.
- Систематизировать информацию.
- Планировать деятельность.
- Вести самоанализ.
- Представлять результат.
- Обеспечение проекта.
1. Составление расписания занятий.
2. Учет работы завуча по учебной части, секретаря школы, компьютерного класса.
Материально-техническое: компьютеры, программа для создания презентаций Microsoft Office PowerPoint.
Организационные формы обеспечения проекта: классная и внеурочная деятельность.
Осуществление проекта.
1-й этап – погружение в проект.
Учитель предлагает предварительно просмотреть дневники за 5 класс. Обратить внимание, какие отметки в конце года, с какими оценками закончили первую четверть 6 класса. Таким образом, произошло вживание в ситуацию.
Учитель конкретизирует проблему. Выяснить, какова успеваемость по предметам в 5 классе и первой четверти 6 класса.
Дети делятся на пары и работают над следующими задачами:
1. Составить таблицу частот отметок по предметам:
1-я пара – русский язык.
2-я пара – литература.
3-я пара – математика.
4-я пара – история.
5-я пара – природоведение.
6-я пара – иностранный язык.
7-я пара – изобразительное искусство.
8-я пара – информатика.
2. Данные таблицы представить в виде столбчатой диаграммы.
3. С помощью диаграмм вычислить качественную успеваемость в процентах по формуле: число учащихся с “4”, “5” разделить на число всех учеников и умножить на 100%.
4. Сравнить полученные результаты.
2-й этап – организация деятельности.
В каждой группе 2 человека: один составляет таблицу частот, а второй строит диаграмму. Оформляют один слайд общей презентации “Успеваемость”.
Учитель обобщает задание: каждой паре составить столбчатую диаграмму успеваемости, изменения качественной успеваемости представить в процентах.
3-й этап – осуществление деятельности.
Ребята работают в парах над поставленными задачами. Один в паре выполняет расчеты, а другой чертить диаграмму. Вместе создают слайд для презентации. Данные берутся из дневников или классных журналов. По необходимости посещают завуча или секретаря школы в свободное от занятий время с целью уточнения оценок.
4-й этап – презентация.
Ребята составляют презентацию из слайдов со столбчатыми диаграммами. Каждая пара комментирует диаграммы результатами своих исследований. Учитель просит рассказать, что было самым интересным в проекте, описать возникающие трудности и как они были преодолены.
Затем учитель вместе с учащимися подводит итог, что диаграммы из слайдов показывают изменения успеваемости в лучшую или худшую сторону по предметам из-за разного рода причин.