Цель: Познакомить с группами существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Дать более глубокое представление о словах, которые отвечают на вопросы кто? и что? Задания подобраны так, чтобы характер учебной деятельности носил творческий характер в атмосфере увлеченности и удовлетворенности детей учением.
Задачи.
Образовательная:
1. Выделить группы слов, отвечающих на вопрос кто? что?
2. Найти отличительные особенности каждой группы, запомнить их.
3. Сформулировать правило для определения вопроса, на который отвечает слово.
Развивающая:
1. Способствовать развитию орфографической зоркости.
2. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление) и
речи.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
1. Способствовать воспитанию умения слушать одноклассников, учителя.
2. Способствовать воспитанию умения действовать с опорой на правило.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слышите, звенит звонок?
Говорит, начнем урок.
Девизом к нашему уроку я предлагаю такие слова:
“Думай, да чтобы не передумывать” (запись на экране).
Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
а) На доске записаны слова. Прочитайте их.
р__бята
б__реза
в_рона
с_поги
Что объединяет все эти слова?
Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова и запишите каждую группу слов в отдельный столбик, орфограммы выделите.
б) На какие группы разделили слова? Почему?
Сверьте работу по эталону (на экране).
Кто догадался, какая тема нашего урока?
Какую цель мы поставим? (Расширить знания о словах-предметах.)
3. Открытие новых знаний. Работа в группах.
Для каждой группы я приготовила задания в конвертиках. Возьмите их. Играет музыка и на экране появляется Шапокляк. Конвертов нет. Дети находят конверты, прикрепленные к столам.
Задание: из слов, которые лежат в конвертах, выбрать слова, которые относятся к вашей группе, приклеить их, выбрать нужный вопрос и приклеить в верхней части листа.
Один из участников группы прикрепляет работу на доску и объясняет выполнение работы. Другие группы задают вопросы. На доске появляется запись:
Кто? люди артист повар девочка |
Что? растения пшеница клен тополь |
Кто? насекомые жук бабочка муравей |
Что? явления природы дождь роса молния |
Что? животные медведь заяц корова |
Проблемная ситуация. В какой столбик запишем слово лютик?
Дети предлагают свои варианты и приходят к выводу, что нужно знать значение слова. Находят значение слова в словаре, записывают слово в нужный столбик.
Давайте попробуем сделать вывод, когда же мы будем ставить вопрос кто? и что? Посмотрим, совпадет ли наш вывод с тем, что в учебнике. Откройте учебник на странице 45. Сегодня мы сделали еще одно маленькое открытие.
4. Физкультминутка.
А сейчас мы поиграем. Если вы услышите предмет, отвечающее на вопрос кто? – прыгаем на месте, если это предмет, отвечающий на вопрос что? – приседаем. Будьте внимательными. (Слова: лампа, снежок, медведь, туман, зайчонок, собака, линейка, тетрадь, воробей, вьюга.)
5. Примение новых знаний.
На экране слова. По цепочке один читает слово, все вместе ставим вопрос: парта, цветок, мама, летчик, синица, самолет, звонок, дом, школа, учитель, тетрадь, машина, скворец, пенал, лисица
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание 1. На парте у вас лежат листочки двух цветов. На них записаны задания. Выберите то, которое хотите выполнить.
а) Записать слова в два столбика (дорога, погода, собака, человек, ребенок, мак).
б) Замени в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?
(Коса, мак, капля, сон.)
Проверка по эталону.
Задание 2.
а) На листочках у вас записано стихотворение. Прочтите его. Найдите и подчеркните слова, которые отвечают на вопрос кто? зеленым карандашом, а слова, которые отвечают на вопрос что? синим карандашом.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка и лесок
В поле-каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Все что рядышком со мною, –
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!
б) Коллективная проверка.
7. Рефлексия.
– Что нового узнали?
– Какие слова-предметы отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
– Где можно применить эти знания?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
Оцените свою работу на дереве успехов. Если вы хорошо работали и у вас получился хороший результат, прикрепите желтый листочек, если хорошо работали, но что-то не получилось, прикрепите зеленый листочек, если было много ошибок, надо задуматься прикрепите красный листочек.
8. Домашнее задание.
Нарисовать предметы, отвечающие на вопросы кто? и что?
Упражнение 49, страница 43.