Методические рекомендации по чтению нот с листа для преподавателей детских школ искусств с начинающими пианистами (диагностика развития навыка чтения нот с листа, анализ нотного текста, подбор репертуара).
Целью первого начального этапа по формированию навыка чтения нот с листа у начинающего пианиста является определение исходного уровня развития данного навыка.
Игра с листа оценивается по следующим критериям:
- зрительно-слуховой анализ нотного текста;
- непрерывность исполнения;
- точность расшифровки и воспроизведения авторского текста: звуковысотность, метроритм, фразировка, динамика, штрихи;
- аппликатурные навыки;
- топография: умение свободно ориентироваться на клавиатуре, не
глядя на руки; - выразительность исполнения: эмоциональная отзывчивость, осмысленность формы произведения, выявление жанровых особенностей.
Оценка выполнения каждого критерия, проводится по пятибалльной системе. Пять баллов выставляется за задание, выполненное полностью безукоризненно; четыре балла − выполненное, но с одной или двумя неточностями; три балла – выполненное наполовину; два балла − выполненное меньше, чем наполовину. В итоге подсчитывается общий бал.
Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является анализ нотного текста. Необходимо разработать план подготовки к чтению с листа (ученик должен принимать в этом деле активное участие):
- определить тональность, ключевые и встречные знаки;
- анализ структуры произведения: ритмические и мелодические
повторы, части, разделы; - простучать ритм;
- проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;
- продумать аппликатуру;
- определить темп;
- обратить внимание на штрихи, динамику.
Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения её на инструменте [8, с. 66].
Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. Для того чтобы грамотно исполнить произведение с листа, пишет Г. И. Шахов [8, с. 66], необходимо предварительное прочтение нотного текста глазами, что без сомнения очень развивает внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр - “Марш”, “Маленькая полька”, “Вальс”, “Ласковая просьба”, “Петрушка” и т.д.
Формирование навыка чтения с листа является главным условием развития самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста. Для решения этой задачи необходимо подбирать яркий музыкальный материал, который мог бы вызвать интерес у учащегося.
Одна из основных и важнейших задач начального этапа музыкального обучения − привить ребенку любовь к музыкальной речи, научить его понимать содержание произведения и выразительность языка. Простейшая мелодия была и остается основой начального музыкального воспитания и обучения игре на любом инструменте. На образцах простейших народных детских песенок ученики постепенно осваивают принципы чтения нотного графика и под руководством преподавателя вырабатывают прочные первоначальные навыки интонирования голосом и на фортепиано по нотам − навыки, которые крайне необходимы для самостоятельной творческой работы по освоению музыкальной литературы.
Первоочередная задача − сделать занятия по чтению нот с листа увлекательными. Нетрудные переложения классических произведений, музыка из мультфильмов развивает музыкальный кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа.
Необходимо вырабатывать у ребенка следующие умения: определять тональность произведения, понимать ритмический рисунок, видеть и осознавать мелодическую линию, расстояние между звуками по вертикали в интервалах, аккордах, проводить элементарный анализ строения музыкального произведения.
Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов − от “простого к сложному”, от лёгких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т. д.
Наиболее сложной задачей для ребенка является чтение с листа двумя руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать пьесы, для которых характерно параллельное движение голосов в октаву. Далее, необходимо развивать у учащегося умение осмысленно читать нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали. Для этого подбираются произведения с мелодией в одной аппликатурной позиции и выдержанными звуками, интервалами или аккордами в аккомпанементе.
Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-первых, свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-вторых – аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре гамм, аккордов, арпеджио, а также в процессе транспонирования.
Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом необходимо придерживаться жанрово-стилевого подбора произведений для чтения с листа. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский опыт и музыкальный кругозор ученика.
Следует читать с листа больше мелодий, пьес и ансамблей построенных на материале русских народных песен, песен советских композиторов, произведений классиков русской музыки и песен других народов. Сверх того, включать в репертуар ряд музыкальных произведений западноевропейских композиторов, музыку из детских мультфильмов, популярные и джазовые пьесы.
Подбор нотного материала необходимо осуществлять с установкой на многообразие, опорой на различные метры, ритмические обороты и лады. Желательно обеспечивать широкую “начитанность” в разных стилях фортепианной музыки и с другой стороны – развивать динамичное музыкальное мышление, воспитывать установку на всевозможные повороты и сюрпризы музыкального текста.
Успех работы зависит от следующих условий и факторов:
– регулярности и систематичности занятий по чтению с листа;
– хорошо подобранного (интересного и разнообразного) репертуара для чтения нот с
листа, не превышающего по своей сложности уровень способностей и
подготовленности данного ученика;
– хорошей теоретической подготовки ученика;
– развития внутренних слуховых представлений.
Эффективной формой работы является игра в ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Это придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно концентрировать свое внимание.
Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы необходимо подбирать обширный репертуар, включающий - народные песни, классику, детскую музыку, песни для голоса и фортепиано, джазовую и популярную музыку.
Примерный репертуарный список.
I. Народные песни.
- Висла. Польская народная песня.
- Ехал казак. Украинская народная песня (ансамбль).
- Здравствуй, гостья зима. Русская народная песня (ансамбль).
- Каравай. Русская народная песня.
- Козлик. Русская народная песня.
- Пчела. Чешская народная песня.
- У Мэри был ягненок. Японская народная песня.
II. Классика.
- Бетховен Л. Ода “К радости” (отрывок).
- Брамс И. Колыбельная.
- Брамс И. Петрушка.
- Глинка М. Марш Черномора (ансамбль, отрывок).
- Глинка. Ты, соловушка.
- Прокофьев С. Петя. Из симфонической сказки “Петя и волк” (ансамбль).
- Чайковский П. Отрывок из балета “Лебединое озеро”.
- Чайковский П. Колыбельная песнь в бурю (отрывок).
III. Пьесы.
- Гедике А. На черных клавишах.
- Лемуан А. Вечный двигатель.
- Лефельд Я. Кошечка.
- Рамо Ж. Тамбурин.
- Сигмейстер Э. Прыг-скок.
- Слонов Ю. Матрешки.
- Тетцель Э. Прелюдия.
- Хватал Ф. Маленькие друзья.
IV. Детская музыка.
- Гладков Г. Песенка львёнка (ансамбль).
- Савельев Б. Две песенки кота Леопольда (ансамбль).
- Островский А. Спят игрушки.
- Уотт Д. Три поросёнка (ансамбль).
- Шаинский В. Кузнечик.
V. Популярная музыка.
- Дмитриевская П. Рождественский гимн (ансамбль).
- Легран М. Мелодия (ансамбль).
- Штраус Р. Вальс.
VI. Джазовые пьесы.
- Градески Э. Задиристые буги.
- Игнатьев В. Песенка-марш барбоса.
- Прима Л. Пой, пой (ансамбль).
- Роджерс Р. Голубая луна (ансамбль).
- Шеринг Д. Колыбельная.
- Шмитц М. Буги (ансамбль).
VII. Песни для голоса и фортепиано.
- Дунаевский М. 33 коровы.
- Калинников В. Кисонька.
- Кикта В. Я на скрипочке играю.
- Компанеец З. Весёлый поезд.
- Кочурбина М. Мишка с куклой.
- Красев М. Маленькой ёлочке.
- Крылатов Е. Это знает всякий.
- Эрнесакс Г. Едет, едет паровоз.
Методическая литература
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А.Баренбойм – М.: Советский композитор, 1973. – 270 с.
- Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / Т.Л. Беркман – М.: Просвещение, 1977. – 104 с.
- Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] / Ф.Д. Брянская – М.: Музыка, 1971. – 56 с.
- Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа [Текст] / Р.З. Верхолаз – М.: АПН РСФСР, 1960. – 45 с.
- Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. – 95 с.
- Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М.О. Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. – М.: Музыка, 1971. – С.68–76.
- Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано.
Интенсивный курс [Текст] / Т.И. Смирнова – М.: ЦСДК, 1994. – 55 с. - Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в
классе баяна. [Текст] / Г.И. Шахов – М.: Музыка, 1996. – 189 с. - Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез. [Текст] / Т.Б. Юдовина – Гальперина – СПб: Союз художников, 1996. – 237 с.