Методические рекомендации по чтению нот с листа для преподавателей Детских школ искусств с начинающими пианистами

Разделы: Музыка


Методические рекомендации по чтению нот с листа для преподавателей детских школ искусств с начинающими пианистами (диагностика развития навыка чтения нот с листа, анализ нотного текста, подбор репертуара).

Целью первого начального этапа по формированию навыка чтения нот с листа у начинающего пианиста является определение исходного уровня развития данного навыка.

Игра с листа оценивается по следующим критериям:

  • зрительно-слуховой анализ нотного текста;
  • непрерывность исполнения;
  • точность расшифровки и воспроизведения авторского текста: звуковысотность, метроритм, фразировка, динамика, штрихи;
  • аппликатурные навыки;
  • топография: умение свободно ориентироваться на клавиатуре, не
    глядя на руки;
  • выразительность исполнения: эмоциональная отзывчивость, осмысленность формы произведения, выявление жанровых особенностей.

Оценка выполнения каждого критерия, проводится по пятибалльной системе. Пять баллов выставляется за задание, выполненное полностью безукоризненно; четыре балла − выполненное, но с одной или двумя неточностями; три балла – выполненное наполовину; два балла − выполненное меньше, чем наполовину. В итоге подсчитывается общий бал.

Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является анализ нотного текста. Необходимо разработать план подготовки к чтению с листа (ученик должен принимать в этом деле активное участие):

  • определить тональность, ключевые и встречные знаки;
  • анализ структуры произведения: ритмические и мелодические
    повторы, части, разделы;
  • простучать ритм;
  • проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;
  • продумать аппликатуру;
  • определить темп;
  • обратить внимание на штрихи, динамику.

Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения её на инструменте [8, с. 66].

Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. Для того чтобы грамотно исполнить произведение с листа, пишет Г. И. Шахов [8, с. 66], необходимо предварительное прочтение нотного текста глазами, что без сомнения очень развивает внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр - “Марш”, “Маленькая полька”, “Вальс”, “Ласковая просьба”, “Петрушка” и т.д.

Формирование навыка чтения с листа является главным условием развития самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста. Для решения этой задачи необходимо подбирать яркий музыкальный материал, который мог бы вызвать интерес у учащегося.

Одна из основных и важнейших задач начального этапа музыкального обучения − привить ребенку любовь к музыкальной речи, научить его понимать содержание произведения и выразительность языка. Простейшая мелодия была и остается основой начального музыкального воспитания и обучения игре на любом инструменте. На образцах простейших народных детских песенок ученики постепенно осваивают принципы чтения нотного графика и под руководством преподавателя вырабатывают прочные первоначальные навыки интонирования голосом и на фортепиано по нотам − навыки, которые крайне необходимы для самостоятельной творческой работы по освоению музыкальной литературы.

Первоочередная задача − сделать занятия по чтению нот с листа увлекательными. Нетрудные переложения классических произведений, музыка из мультфильмов развивает музыкальный кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа.

Необходимо вырабатывать у ребенка следующие умения: определять тональность произведения, понимать ритмический рисунок, видеть и осознавать мелодическую линию, расстояние между звуками по вертикали в интервалах, аккордах, проводить элементарный анализ строения музыкального произведения.

Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов − от “простого к сложному”, от лёгких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т. д.

Наиболее сложной задачей для ребенка является чтение с листа двумя руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать пьесы, для которых характерно параллельное движение голосов в октаву. Далее, необходимо развивать у учащегося умение осмысленно читать нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали. Для этого подбираются произведения с мелодией в одной аппликатурной позиции и выдержанными звуками, интервалами или аккордами в аккомпанементе.

Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-первых, свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-вторых – аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре гамм, аккордов, арпеджио, а также в процессе транспонирования.

Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом необходимо придерживаться жанрово-стилевого подбора произведений для чтения с листа. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский опыт и музыкальный кругозор ученика.

Следует читать с листа больше мелодий, пьес и ансамблей построенных на материале русских народных песен, песен советских композиторов, произведений классиков русской музыки и песен других народов. Сверх того, включать в репертуар ряд музыкальных произведений западноевропейских композиторов, музыку из детских мультфильмов, популярные и джазовые пьесы.

Подбор нотного материала необходимо осуществлять с установкой на многообразие, опорой на различные метры, ритмические обороты и лады. Желательно обеспечивать широкую “начитанность” в разных стилях фортепианной музыки и с другой стороны – развивать динамичное музыкальное мышление, воспитывать установку на всевозможные повороты и сюрпризы музыкального текста.

Успех работы зависит от следующих условий и факторов:
– регулярности и систематичности занятий по чтению с листа;
– хорошо подобранного (интересного и разнообразного) репертуара для чтения нот с листа, не превышающего по своей сложности уровень способностей и подготовленности данного ученика;
– хорошей теоретической подготовки ученика;
– развития внутренних слуховых представлений.

Эффективной формой работы является игра в ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Это придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно концентрировать свое внимание.

Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы необходимо подбирать обширный репертуар, включающий - народные песни, классику, детскую музыку, песни для голоса и фортепиано, джазовую и популярную музыку.

Примерный репертуарный список.

I. Народные песни.

  1. Висла. Польская народная песня.
  2. Ехал казак. Украинская народная песня (ансамбль).
  3. Здравствуй, гостья зима. Русская народная песня (ансамбль).
  4. Каравай. Русская народная песня.
  5. Козлик. Русская народная песня.
  6. Пчела. Чешская народная песня.
  7. У Мэри был ягненок. Японская народная песня.

II. Классика.

  1. Бетховен Л. Ода “К радости” (отрывок).
  2. Брамс И. Колыбельная.
  3. Брамс И. Петрушка.
  4. Глинка М. Марш Черномора (ансамбль, отрывок).
  5. Глинка. Ты, соловушка.
  6. Прокофьев С. Петя. Из симфонической сказки “Петя и волк” (ансамбль).
  7. Чайковский П. Отрывок из балета “Лебединое озеро”.
  8. Чайковский П. Колыбельная песнь в бурю (отрывок).

III. Пьесы.

  1. Гедике А. На черных клавишах.
  2. Лемуан А. Вечный двигатель.
  3. Лефельд Я. Кошечка.
  4. Рамо Ж. Тамбурин.
  5. Сигмейстер Э. Прыг-скок.
  6. Слонов Ю. Матрешки.
  7. Тетцель Э. Прелюдия.
  8. Хватал Ф. Маленькие друзья.

IV. Детская музыка.

  1. Гладков Г. Песенка львёнка (ансамбль).
  2. Савельев Б. Две песенки кота Леопольда (ансамбль).
  3. Островский А. Спят игрушки.
  4. Уотт Д. Три поросёнка (ансамбль).
  5. Шаинский В. Кузнечик.

V. Популярная музыка.

  1. Дмитриевская П. Рождественский гимн (ансамбль).
  2. Легран М. Мелодия (ансамбль).
  3. Штраус Р. Вальс.

VI. Джазовые пьесы.

  1. Градески Э. Задиристые буги.
  2. Игнатьев В. Песенка-марш барбоса.
  3. Прима Л. Пой, пой (ансамбль).
  4. Роджерс Р. Голубая луна (ансамбль).
  5. Шеринг Д. Колыбельная.
  6. Шмитц М. Буги (ансамбль).

VII. Песни для голоса и фортепиано.

  1. Дунаевский М. 33 коровы.
  2. Калинников В. Кисонька.
  3. Кикта В. Я на скрипочке играю.
  4. Компанеец З. Весёлый поезд.
  5. Кочурбина М. Мишка с куклой.
  6. Красев М. Маленькой ёлочке.
  7. Крылатов Е. Это знает всякий.
  8. Эрнесакс Г. Едет, едет паровоз.

Методическая литература

  1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А.Баренбойм – М.: Советский композитор, 1973. – 270 с.
  2. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / Т.Л. Беркман – М.: Просвещение, 1977. – 104 с.
  3. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] / Ф.Д. Брянская – М.: Музыка, 1971. – 56 с.
  4. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа [Текст] / Р.З. Верхолаз – М.: АПН РСФСР, 1960. – 45 с.
  5. Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. – 95 с.
  6. Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М.О. Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. – М.: Музыка, 1971. –  С.68–76.
  7. Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано.
    Интенсивный курс [Текст] / Т.И. Смирнова – М.: ЦСДК, 1994. – 55 с.
  8. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в
    классе баяна. [Текст] / Г.И. Шахов – М.: Музыка, 1996. – 189 с.
  9. Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез. [Текст] / Т.Б. Юдовина – Гальперина – СПб: Союз художников, 1996. – 237 с.