Развивающая среда на участке в летний период для детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Помочь воспитателям в организации прогулки детей раннего возраста.

Задачи:

  • Дать педагогам возможность использовать игры, потешки, стихи в системе, наглядно.
  • Преобразовать территорию участка в пространство с наличием новых зон, привлекательных для детей.
  • Познакомить детей с домашними и дикими животными, с насекомыми, птицами и цветами.
  • Познакомить со способами их передвижения и питания.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности.
  • Обогащать чувственный и практический опыт.
  • Формировать интерес и бережное отношение к природе.
  • Формировать интерес к трудовой деятельности, ручному труду.
  • Формировать умения правильно вести себя с объектами живой и не живой природы.
  • Пополнять пассивный словарь.
  • Активизировать речь.
  • Развивать двигательную активность.

Почему именно пластиковые бутылки:

1. Поделки эстетичны.
2. Материал для изготовления применяется в пищевой промышленности.
3. Поделки помогут занять ребенка в любом месте и в любое время года.
4. Давая “вторую жизнь” пластиковым бутылкам, мы уменьшаем количество мусора на нашей планете.
5. Материал достаётся совершенно бесплатно.
6. Работа не требует привлечения мужской силы.
7. Пластиковые бутылки просты в работе.
8. Работать можно дома.

Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время.

Однотонный ритм жизни ребят обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.

Лето – эффективное средство укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей.

Поэтому полноценное развитие детей раннего возраста невозможно без создания на участке соответствующей предметно-развивающей среды и правильно организованной деятельности.

Участок, на котором гуляет наша группа, был как у всех, стандартно оборудован: качели, горка, домик и не очень подходил для работы с детьми раннего возраста.

Мы решили дополнить стандартное оснащение участка и внести в его оформление что-то новое, оригинальное и необходимое в работе.

Присмотрев различные сайты, сначала, мы решили дополнить оборудование поделками из дерева и шин. Они были очень красивы, но:

1. Для работы с деревом и шинами нужна мужская сила.
2. Шины опасны для детей.
3. Все эти материалы, установив однажды нельзя переносить с места на место или это очень трудоёмко.
4. Работа с ними трудоёмка.
5. Изготавливать поделки нужно прямо на месте.
6. Для работы нужны дорогостоящие и специальные инструменты.

Тогда мы стали искать другой материал и нашли. Этим материалом стали пластиковые бутылки.

В чём ценность пластиковых бутылок для нас – воспитателей:

1. Поделки из пластиковых бутылок эстетичны.
2. Материал для изготовления применяется в пищевой промышленности и если обработать края поделок, то изделия из пластиковых бутылок будут безопасны.
3. Такие поделки из пластиковых бутылок помогут занять ребенка в любом месте и в любое время года.
4. Давая “вторую жизнь” пластиковым бутылкам, мы уменьшаем количество мусора на нашей планете.
5. Этот материал для творчества достаётся нам совершенно бесплатно.
6. Работа с пластиковыми бутылками не требует привлечения мужской силы, что для нас очень актуально.
7. Для такой работы не требуется какого-то обязательного умения. Пластиковые бутылки просты в работе.
8. Работать можно дома.

Целью нашей работы было преобразование территории участка в пространство с наличием новых зон, привлекательных для детей, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих возможностей и развивающих его личность.

Помочь воспитателям в организации прогулки детей раннего возраста: развивать их двигательную активность, обогащать впечатлениями, пополнять активный и пассивный словарь.

Дать педагогам возможность использовать игры, потешки, стихи в системе, используя наглядность.

Также мы ставили перед собой и следующие задачи:

  • Познакомить детей с домашними и дикими животными, с насекомыми, птицами и цветами.
  • Познакомить со способами их передвижения и питания.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности.
  • Обогащать чувственный и практический опыт.
  • Формировать интерес и бережное отношение к природе.
  • Формировать интерес к трудовой деятельности, ручному труду.
  • Формировать умения правильно вести себя с объектами живой и не живой природы.
  • Пополнять пассивный словарь.
  • Активизировать речь.
  • Развивать двигательную активность.

Сначала мы разработали план – схему участка (Приложение 1), которая характеризуется наличием разнообразных зон, принципиальной новизной и созданием оригинальной среды на территории участка.

В соответствии с обозначенными направлениями были выделены несколько зон:

– “теремок”;
– зона воды;
– зона песка;
– зона двигательной активности;
– зайка в огороде;
– веранда-аквариум;
– птичья столовая;
– метеорологический уголок;
– цветники.

“Теремок”. Фото можно получить у автора статьи.

Известно, что в раннем возрасте дети с удовольствием слушают ритмичные потешки, сказки с повторяющимся сюжетом, так же их привлекает передача образов героев.

На небольшой поляне рядом с участком и домиком-теремком установили 5 пеньков с фигурками животных (кошка, собака, поросёнок, мышка, цыпленок).

На поляне, дети могут слушать потешки, участвовать в небольших, подходящих по возрасту, организованных играх-драматизациях и играх-забавах.

Зона воды: Эта зона предполагает наличие мини бассейна, который мы установили около веранды, на солнечной стороне и “пустили” туда пластиковые цветы.

Благодаря бассейну дети могут оздоравливаться в течение всего лета и иметь возможность получения новых ощущений.

“Зайка в огороде”.

Композиция предполагает инсценировку небольшого стихотворения: фигурка зайца в огороде, около “грядок с овощами”.

Она способствует развитию детской любознательности.

Цветник.

Цветники являются источником не только эстетических переживаний для детей, но также содержат в себе познавательный аспект.

Мы, рационально распределили различные виды цветочных композиций, и максимально используя территорию участка, сделали их более доступными и познавательными для детей раннего возраста.

С этой целью разбито 5 цветников и посажено 2 одиночно стоящих крупных цветочных куста. Рядом с композицией “Зайка в огороде” 2 цветника с красными и жёлтыми цветами – “Разноцветные клумбы” – помогают детям ориентироваться в цвете.

Также посажены одиночные кусты пионов – дети смогут ориентироваться в количественных представлениях (один-много).

У входа на участок разбит цветник “Карлики и великаны”– дети узнают, что цветы бывают не только разного цвета, но и высоты. На клумбе “летают” пластиковые бабочки.

Перед входом на участок установлена арка, со временем её оплетёт растение-вьюн Девичий виноград. На арке “сидят” пластиковые птички.

Веранда-аквариум.

Обычная веранда стала аквариумом.

Её окрасили в ярко голубой и зелёный цвета с изображением различных рыбок.

Изготовили фигурки рыб из пластиковых бутылок.

Приобрели зеркало-рыбку, чтобы дети могли рассматривать себя, а также вертушку-лягушку.

Все эти вещи поддерживают общую композицию и помогают в развитии детей. Веранда-аквариум способствуют релаксации и раскрепощению детей, даёт им новые ощущения.

Зона песка.

Зона игр с песком предполагает наличие песочницы.

Она не только развлечение, но и толчок к развитию творческих игр, ведь пластиковые ведёрки, савочки, машинки, мельницы этому способствуют.

Птичья столовая.

Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. И это особенно актуально для детей, растущих в Домах ребёнка. Именно комплекс ощущений и связанных с ними условных и безусловных рефлексов в психологии называется первой сигнальной системой. Ребёнок обследует объекты окружающего мира, дотрагиваясь до них руками, тянет в рот– это естественно, но если объект нельзя реально обследовать посредством всех каналов восприятия, это надо сделать на уровне воображения. А для детей, воспитывающихся в Домах ребёнка это не всегда просто. Поэтому именно наши дети больше всего зависят от новых впечатлений, от эмоционального общения с взрослыми.

С целью развития познавательных способностей детей, оборудована птичья столовая.

В этой зоне дети знакомятся с разнообразием птиц и учатся заботиться о них.

Метеорологическая площадка.

Площадка научит детей определять погоду, используя для этого специальные приборы: осадкомер и флюгер. Клумба – барометр поможет детям научиться определять погоду по цветам.

Двигательная зона.

Двигательная зона названа так условно, т.к. оборудование для развития двигательной активности размещено по всей территории участка.

В двигательной зоне находиться горка – скат, корзинка для метания, профилактическая дорожка, что позволяет подбирать различное сочетание движений. Предлагаемое нами оборудование рассчитано на то, чтобы у детей вырабатывались стереотипные и ситуационные движения.

Свободное рациональное расположение специального оборудования в доступных местах на участке даёт возможность детям организовать деятельность по интересам, не мешая друг другу.

Разработанный нами проект ориентирован на возраст детей с 1года до 2 лет.

Прилагаемая к проекту “книжка-путеводитель” (Приложение 2) призвана помочь воспитателю в организации деятельности детей на прогулке.

Всё оборудование осенью мы помыли и убрали на хранение.

В начале лета мы взяли контрольную группу детей, состоящую из 5 малышей, возрастом с 1года до 1.6мес., провели с ними диагностику (“Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” М.: 1983.Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт):

1-й ребёнок ниже V группы

2-й детей – V группы

2 детей – IV группы.

Проработав лето в такой обстановке, пользуясь оборудованием и “книжкой-путеводителем”, проведя в сентябре диагностику, мы увидели, что наша задумка работает:

3 детей с V и ниже V группы получили IV группу развития

2 детей с IVгруппой так на ней и остались, но продвинулись сразу на два эпикриза по движениям и действиям с предметами.

И тогда мы решили поделиться своим опытом со всеми желающими.

Конечно, кто-то может сказать, что в условиях дома ребёнка всё это не очень уместно и тяжело выполнимо. Но именно наши дети больше всего зависят от эмоционального общения со взрослыми, от тактильных прикосновений, от новых впечатлений. И это в наших силах. Давайте попробуем.

Приложение 3. Калькуляция проекта.

Приложение 4. Практическое пособие для изготовления игровых форм.