Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Пояснительная записка.

Курс “Основы здоровья” рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества.

Выработать у учащихся жизненную позицию, в которой каждый человек должен укреплять и сохранять свое здоровье и беречь здоровье других.

В данном курсе учащиеся познакомятся с организмом человека, правилами гигиены, с факторами риска окружающей среды. Правилами умственного и физического труда, правилами поведения в экстремальных ситуациях и поведением в обществе. Практическая часть программы направлена на проработку отдельных действий в ситуациях угрожающих здоровью человека, развитие логического мышления, развитие умения наблюдать, анализировать. Формирование материалистического мировоззрения, поиск различных выходов из разных ситуаций.

В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по завершению изучения курса.

Требования к результатам обучения.

1. Личностные результаты

– воспитание ценностного отношения к окружающей действительности к себе и другим людям;
– формирование ответственного отношения к учению и высокую мотивацию обеспечивают практические задания, организующие проведение самонаблюдений;
– организация проектной деятельности и представление результатов собственной исследовательской деятельности развивают умения самостоятельно планировать пути достижения целей.

2. Метапредметные результаты

– умение самостоятельно определять цели своих проектов и исследований при изучении своего организма, составление рациона питания;
– умение выражать свои чувства, мысли и потребности при обсуждении поведения в различных ситуациях;
– умение соотнести свои действия с планируемыми результатами, сохранение своей жизни и жизни окружающих.

3. Предметные результаты

– формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия неграмотного отношения к природным объектам;
– оценивание влияния факторов риска на здоровье человека;
– формирование представлений о значении знаний биологических наук для решения проблем, представляющих угрозу здоровью человека.

Требования к уровню знаний.

Знать:

– системы органов человека;
– правила гигиены одежды, кожи органов чувств;
– виды стихийных бедствий и их последствие;
– правила сохранения здоровья и защиты организма человека от стихийных бедствий;
– ядовитые: растения, грибы, животные;
– правила организации умственного и физического труда;

Уметь:

– изучать свой организм;
– составлять рацион питания;
– оказывать первую помощь при ушибах, солнечных и тепловых ударах, других повреждениях организма;
– различать съедобные и ядовитые растения, и грибы;
– распознавать ядовитых животных;
– предусматривать и планировать свои действия при стихийных бедствиях;
– сохранять здоровье в черезвучайных ситуациях;
– уметь планировать режим дня.

Содержание программы.

Введение: Здоровье – это одна из важнейших ценностей нашего общества факторы, влияющие на здоровье. Академик Амосов рассуждал так, т.к. “мода – это великий двигатель! Вот если бы удалось моде – быть худым, спортивным, не курить и даже не стареть”. Культ здоровья и красоты должен войти в наш образ жизни, войти смолоду! Сохранять и укреплять здоровье – это жизненная позиция, необходимость и нравственная догма каждого. Знакомство с науками изучаемыми организм человека, местом человека в животном мире. Методы изучения человека. Ориентирование в среде обитания.

Общественная и личная гигиена. Гигиенические требования к одежде и обуви, которыми пользуется человек в разные времена года и разных ситуациях. Гигиена кожи и кожных образований, без которых человек не может существовать, так велика их роль в адаптации организма. Роль закаливания в сохранении здоровья. Правила гигиены необходимы для сохранения органов чувств, через которые человек воспринимает окружающий мир.

Экологическое состояние природной среды, которая нас окружает; и помещений, в которых мы проводим половину нашей жизни.

Биотические факторы и их влияние на организм человека. Формирование представления о значении биотических факторов в жизни человека. Знакомство с морфологическими особенностями растений, грибов и животных. Распознание ядовитых растений и грибов и меры направленные на профилактику отравлений. Значение животных в жизни человека. Правила обращения с животными в природе. Особенности содержания домашних и декоративных животных. Развитие психических особенностей человека при уходе за животными. Инфекционные заболевания человека и микроорганизмы. Меры направления на предупреждение инфекционных заболеваний.

Абиотические факторы и их воздействие на здоровье, и быт людей. Влияние абиотических факторов на хозяйственную деятельность человека. Природа стихийных бедствий, например, пожаров и гроз; снегопадов и наводнений, селей и оползней; землетрясений и вулканов. Причина возникновения стихийных бедствий. Безопасное поведение в экстремальных условиях, оказание первой помощи при травмах, термоохлаждениях, повреждении кожных покровов.

Человек – существо социальное. Правильная организация учебных занятий и физического труда. Труд – залог сохранения здоровья. Требования предъявляемые к рабочему месту. Профилактика производственных травм. Режим дня и его влияние на здоровье, через регуляцию и перераспределение труда. Избежание переутомления организма подростка. Двигательный режим и физическая подготовка к выживанию в экстремальных условиях. Значение и состав пищи для человека правила приема пищи и режим питания, калорийность пищи и энергозатраты подростка.

Культура общества. Общение учащихся подросткового возраста. Поведение подростков в коллективе. Предупреждение негативных поступков как научиться управлять собой. Развитие общества. Потребностей человека и его поведение. Психические особенности поведения. Правила эффективного общения.

Календарно-тематическое и поурочное планирование курса “Основы здоровья 5 класс”.

Разделы Темы Практическая направленность обучения
Введение – 5часов. 1. Здоровье одна из важных ценностей человека.
2. Место человека в природе и обществе (биосоциальная сущность человека).
3. Методы исследования (изучения) организма человека.
4. Генеалогический метод исследования.
5. Ориентирование в среде обитания (на местности).
 

Практическая работа “Изучи себя”.
Практическая работа “Схема генеалогического древа”.
Практическая работа “Подготовка к экскурсии, походу”.

Общественная и личная гигиена – 5 часов. 6. Гигиенические требования к одежде и обуви.
7. Гигиена кожи и кожных образований.
8. Закаливание. Роль закаливания в сохранении здоровья.
9. Органы чувств и правила их гигиены
10. Гигиена внешней среды:
А) помещений
Б) природной среды.
 

Проект: “Методика закаливания в домашних условиях”.
Практическая работа “Озеленение – как одно из обязательных условий улучшения среды обитания”.

Биотические и факторы и их влияние на организм человека – 8 часов. 11. Значение растений в жизни человека.
12. Распознание ядовитых растений.
13. Грибы. Распознание ядовитых грибов.
14. Профилактика отравлений ядовитыми растениями и
грибами.
15. Значение животных в жизни человека.
16. Правила обращения и содержания животных.
17. Инфекционные заболевания и микроорганизмы.
18. Поведение в природе. Работа над проектами.
 

Практическая работа “Выявить характерные признаки ядовитых растений”.
Практическая работа “Изучение ядовитых грибов”.
Проект: Антиреклама ядовитых организмов.
Практическая работа “Выращивание плесневых грибов”.
Практическая работа “Исследование животных обитающих дома”.

Абиотические факторы и их воздействие на людей – 5 часов. 19. Стихийные бедствия и их предупреждения и прогнозирование.
20. Пожары и грозы.
21. Снегопады и наводнения, сели, оползни.
22. Землетрясения и ураганы, цунами.
23. Безопасное поведение в экстремальных условиях.
Игра “Что? Где? Когда?”.

Практическая работа “Моделирование поведения выхода из экстремальных ситуаций”.

Человек – существо социальное – 10 часов. 24. Организация учебных занятий и физического труда.
25. Требования предъявляемые к рабочему месту. Профилактика производственных травм.
26. Режим дня и его влияние на здоровье.
27. Рациональный отдых, гигиена сна.
28. Двигательный режим. Физическая подготовка к выживанию в экстремальных условиях.
29. Значение и состав пищи. Режим питания.
30. Правила приема пищи.
31. Культура общения. Общение в коллективе подростков.
32. Научись управлять собой.
33. Предупреждение употребления психоактивных средств.
34. Тренинги поведения в различных нестандартных ситуациях.
35. Обобщение
Практическая работа “Составление правил техники безопасности на рабочем месте” (разные профессии).

Практическая работа “Составь режим дня”.

Практическая работа “Формирование правильной осанки”.

Проект “Составить рацион питания для разных детских учреждений”.

Игра: “Твои решения”.

Литература

  1. Джозеф Д. Настольная книга для преподавателя биологии, Москва, Просвещение, 1974.
  2. Швецова Е. Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях, Москва, Апрель, 2007.
  3. Ахметова И. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы, Москва, 2003.
  4. Фарбер Д., Корниеко В. Физиология школьника, Москва, Педагогика, 1990.
  5. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда, Санкт-Петербург, 2006.
  6. Хрипкова А., Колесов Д. Гигиена и здоровье, Москва, Просвещение, 1983.
  7. “Я и окружающая среда”, Биология в школе, № 4, 2002.