Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и РЭМП в средней группе "В гостях у братьев наших меньших"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: расширять представления детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка), их образе жизни; подвести к представлению о зверях и млекопитающих, диких животных; формировать интерес к жизни животных. Закрепить счет и состав чисел в пределах “5” из двух меньших чисел, а также понятия: поровну, по четыре, по два, по одному; учить ориентироваться в пространстве (лабиринт), закреплять представления: длиннее, короче. Развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные способности. Прививать любовь к братьям нашим меньшим – продолжать воспитание экологической культуры.

Материал: Картины: “Зайцы”, “Лисы”, “Белки”, “Медведи”, картинки или сам корм животных (веточки осины, орехи, грибы, шишки, мед, ягоды малины, рыба, мышка): полоски – мерки, цифры от “1” до “5”, лабиринты, схемы: “Что общего?”, “Дикие животные”.

Ход занятия

1. Настрой детей:

Вместе с солнышком проснулись,
Потянулись, улыбнулись,
Крепко за руки взялись –
Своей теплотой, добротой поделись.

2. Сюрпризный момент:

Входит обезьянка, которая рассказывает, что приехала к нам из Африки с целью познакомиться с нашими зверями и просит у нас помощи. Приглашаем ее на наше занятие.

3. Часть I “Все животные разные”.

В. Ребята, посмотрите, какие животные изображены на картинах?

Д. Медведь, заяц, лиса, белка (у медведицы – медвежата, у зайчихи – зайчата, у лисы – лисята, у белки – бельчата).

В. А как вы догадались, что это медведица и ее медвежата?

Д. Медведь большой, у него темная (бурая) шерсть, маленькие округлые уши, большие лапы. Он может ходить на двух лапах, как человек.

В. А как вы узнали, что это зайчиха с зайчатами?

Д. У зайцев уши длинные, чтобы слышать, как приближаются лиса, волк. Зайчата такие же пушистые, как мама.

В. А что можно сказать о хвосте зайца?

Д. Он короткий, т.к. длинный ему не достался – так говорится в сказке.

В. А белку с лисой вы не спутаете? Ведь они обе рыжие, и хвосты у них у обеих пушистые.

Д. Лиса крупнее белки. Она живет в норе, а белка на дереве – в дупле. У лисы на ушках нет кисточек, а у белочки есть. Лисята играют на земле, а бельчата по веткам прыгают.

В. Как вы думаете, белка и заяц бегают, или прыгают? Чем их лапы отличаются от лап других животных? Посмотрите внимательно на картинки, где изображены заяц и белка, и скажите, чем передние лапы у них отличаются от задних? Они одинаковые или разные?

Д. Они разные, задние длиннее, передние короче.

В. А как это доказать?

Д. Можно сравнить с помощью полосок – мерок. (Измеряют длину лапок с помощью мерок.)

В. Так почему же они не умеют ходить?

Д. У них лапы разные по длине, поэтому они умеют только прыгать.

В. Скажите мне, пожалуйста, каких частей тела у зверей по две (по 4, по 1).

(В. Показывает карточки с цифрами, а дети называют: два уха, четыре лапы, одна голова и т. д.)

В. Да, рот один и нос один, а давайте вспомним забавный стишок об этом “Возмутилась голова”

Физкультминутка: “Буги – вуги” (на тат., рус., англ. языках).

В. Мы с вами определили, чем отличаются лиса, заяц, медведь и белка. А что же у них общего?

(В. последовательно выставляет опорные карточки, а дети комментируют, что на них изображено.)

  • Голова с двумя ушами, тело покрыто шерстью, у них по 4 лапы, мама кормит детенышей молоком.

В. Животных этих еще называют млекопитающими, они кормят своих детенышей молоком. Вы, наверное, видели, как котята сосут молочко. Вы тоже сосали молоко из маминой груди, когда были маленькими. Значит мы с вами тоже млекопитающие.

Часть II “Поможем медвежонку найти мед”.

(Дети помогают животным пройти по лабиринту.)

Каждый вызванный ребенок сначала мысленно намечает путь, затем указывает его на плакате карандашом. (если кто-то ошибается, он может карандаш другого цвета и вновь искать путь.)

Часть III “Жизнь животных”.

В. Где живут заяц, медведь, лиса и белка?

Д. Они живут в лесу.

В. Чем питаются белки?

Д. Белка любит орехи, шишки, грибы, ягоды.

(Дети находят картинки или настоящий корм и показывают.)

В. Чем питается заяц?

(Дети находят веточки, траву, кору.)

В. Медведь – большой зверь. Ему надо много корма. Найдите их на картинках (рыба, ягоды малины, мед).

В. Что любит есть лиса?

Д. Лиса любит рыбу, курицу, утку, гусей. Об этом в сказках говорится.

В. А что она может найти в лесу? (Зайцев, мышей.)

В. Животные, о которых мы говорили, домашние или дикие? Почему? Давайте составим определение по схемам.

  • Они живут в лесу или на лугу, сами строят себе жилище, сами добывают себе пищу.

Физкультминутка: “Строим дом”.

В. А теперь немного посчитаем.

– Сколько всего медведей? Сколько среди них взрослых и сколько деток? (Повтор состава чисел в пределах “5”.)

Например:

4. Подведение итогов занятия (беседа с детьми и обезьянкой).

В. Ребята, всех животных мы называем еще братьями нашими меньшими, значит мы должны их любить, охранять. Пусть африканские звери дружат с нашими, а мы со всеми ними.

Обезьянка на прощание раздает детям бананы и поет вместе с ними песню “Мы едем, едем, едем”.

Фотоматериал прилагается. Приложение