Изучение пролога А.С. Пушкина "У Лукоморья…" к поэме "Руслан и Людмила"
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме
“Руслан и Людмила”, с символическими особенностями пролога, обнаружить
завораживающий ритм пушкинского стиха, показать связь сказки Пушкина с народными
сказками, учить наблюдать за словом, его подтекстом, многозначностью, красотой,
развитием чувств и переживаний лирического героя;
2. Развивать навыки правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;
эмоционально-чувственную сферу, художественную, образную речь, устойчивое
внимание, долговременную память, логическое и образное мышление, творческие
способности; активизировать словарный запас учащихся;
3. Воспитывать любовь учащихся к русской поэзии; культуру общения, чтения,
интерес к яркому, образному слову А.С. Пушкина, чувство патриотизма.
Оборудование: записи на доске, занимательный материал, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, портрет Тропинина “А.С. Пушкин”, таблица критериев оценивания чтения (слайды), напечатанные тексты пролога, ТСО, Презентация.
Литература: А.С. Пушкин “Сказки”.
| I. Речевая разминка.
|
Организационный момент. – Прочитайте “птичьим базаром”: Час обеда приближался, – А теперь прочитайте медленно, с ускорением, с выражением. (Из “Сказки о мертвой царевны и семи богатырях”.) – А кто написал эту сказку? (Самый любимый и известный русский поэт и сказочник – А.С. Пушкин.) |
Занимательный материал. | |
| II. | Сообщение темы и целей урока. Именно о творчестве этого гениального писателя, сказочника, поэта и пойдет речь на нашем уроке, а также мы с вами познакомимся с прологом к его поэме “Руслан и Людмила”, который носит название “У Лукоморья...” |
||
| III. Работа с портретом.
|
Изучение нового материала – Обратите внимание на доску. Вы видите портрет А.С. Пушкина, величайшего человека, сказочника, писателя, известного не только в России, но и далеко за рубежом. – Посмотрите на черты лица. О чем они нам могут поведать? (Открытое, умное лицо, внимательный взгляд говорят о его добродушии, таланте, искренности.) – Обратите внимание на одежду, в которую он одет. Что вы можете сказать о его судьбе?
|
Портрет. Презентация. (Слайд 1) | |
| – А.С. Пушкин родился в 1799г. и жил в 19 веке. С детства он любил слушать сказки, которые рассказывала ему его няня, Арина Родионовна. Наверное поэтому он так трепетно любил сказки, что посвятил им вся свою не длинную, но полную всяческих литературных открытий жизнь. Жаль, что жизнь его была не долгой: он умер в 1837 году в возрасте 38 лет. | Рассказ учителя.
(1799–1837 гг.) (Слайд 2) |
||
| – Какие сказки А.С. Пушкина вам еще известны? – А какие вы читатели самостоятельно? – Всего у А.С Пушкина 5 сказок: “О рыбаке и рыбке”, “О мертвой царевне и семи богатырях”, “О попе и
его работнике Балде”, “О золотом петушке”, “О царе Салтане”. Не
законченные сказки: “О медведихе” и “Жених”. |
Иллюстрации к сказкам (Слайды 4–9) Рассказ учителя. Лексическое значение слова.
|
||
| Физическая минутка. | |||
| А сейчас вы прослушаете пролог и вашей задачей будет
образно, ярко, представить ту картину, о которой идет речь. –
Какую обстановку вы себе представили? |
ТСО | ||
| А теперь, не мешая друг другу, вполголоса прочитайте
пролог самостоятельно. Аккуратно отметьте карандашом непонятные слова,
обратите внимание на знаки препинания, на интонацию, с которой нужно
прочитать. – Какие слова вы подчеркнули? (Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.) |
Творческая интонационная работа чтеца. | ||
| Златая – золотая; Песнь – песня; Брег – берег; Чредой – чередой (друг за другом); Дол – пространство без деревьев – долина; Пленяет – берет в плен; Тужит – грустит, ей тяжело; Чахнет – сохнет. |
Словарная работа. (Слайд 10)
|
||
А сейчас вы будете читать пролог, а ваши товарищи – вас
оценивать, используя критерии оценивания.
|
(Слайд 11) | ||
| Литературоведческий анализ – Обратите
внимание на первые 6 строк. Что они вам напоминают? Можно ли назвать это
маленьким произведением? |
|||
| IV. | Итог урока. – Что необычного вы узнали сегодня
на уроке? |
(Слайд 12) | |
| V.
|
Дача домашнего задания. Я предлагаю вам несколько заданий, а вы выберите то, которое вам больше понравится, привлечет вас: 1) Написать рассказ от имени одного персонажа о другом, например, от
имени Бабы Яги о ступе и т.д.; |
(Слайд 13) |