Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Я очень рада встрече с вами. Сегодня такой замечательный весенний день, светит солнышко, посмотрите, как оно улыбается вам (на стенде “Солнышко” с лучами). Обратите внимание, на его лучах расположены примеры – образцы на все изученные вами правила действий с отрицательными и положительными числами. Давайте же и мы улыбнемся друг другу и с хорошим весенним настроением начнем урок по теме “Умножение чисел с разными знаками и отрицательных чисел”.
Нам предстоит сегодня на уроке закрепить знание правил умножения, которые вы изучили на прошлом занятии, отработать умение применять их при вычислениях, а так же повторить тему “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”.
Перед вами на столе лежат листочки, на которых в течение урока вы сами себе будете выставлять оценки.
Для начала проверим домашнее задание. Оно у вас было по вариантам, поэтому сначала проверим работы тех детей, которые заполняли кроссворд.
(Аналогичный кроссворд на плакате на доске, чтобы видели присутствующие на уроке.)
А теперь посмотрим, как выполнили задание те ребята, которые работали вот по такой карточке.
(Ребята, те, кто допустил ошибки в домашнем задании, если вы сегодня будете очень внимательны на уроке, то, я думаю, в дальнейшем неверных ответов у вас станет значительно меньше.)
(Выставили оценки.)
А сейчас давайте поработаем немного устно. Ответы вы будете записывать на карточке, и показывать мне. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Задание такое:
Замените сумму произведением.
а) -у – у – у – у
б) 5х + 5х + 5х + 5х + 5х
Найдите значение выражения:
Если а = – 2, тo a – 1 + a – 1 + a – 1 + a – 1 =
Задание на слух: 7 – 8 + 1
-6 – 2 – 1
Посчитайте баллы и запишите их себе в карточку.
Открываем тетради, записываем тему урока: “Умножение”.
А сейчас давайте вспомним с вами правила умножения, которые вы изучили на прошлом уроке.
- Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками.
(Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак “-”.)
- Как перемножаются два отрицательных числа?
(Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.)
Проще запомнить эти правила, составив таблицу правил знаков:
(+)*(+)=(+)
(+)*(-)=(-)
(-)*(+)=(-)
(-)*(-)=(+)
Есть такое шуточное высказывание и если вы его запомните, то вам легко будет вспомнить и эти правила: запомните, (+) – это друг, (-) – это враг .
“Друг моего друга – мне друг,
друг моего врага – мне враг,
враг моего друга – мне враг,
враг моего врага – мне друг”.
Теперь давайте встанем и поиграем в игру “Горячий мяч”. 2*(-3) ; -6-(1) ...(кому учитель кинул мяч, тот и отвечает).
(Выставили оценки.)
Откройте учебники на странице 190, № 1113 (а, б, г).
№ 1113.
-6 12 -35
а) 3*(-2)+(-3)*(-4)-(-5)*7=6+35=41
б) (-18+23-16+9)*(-18)=(-34+32)*(-18)=-2*(-18)=36
-1,1 -6,9
г) (2,8-3,9)*(-4,3-2,6)=7,59
Физкультминутка:
Два прихлопа, два притопа, Ежики, ежики (покрутили кистями рук).
Наковальня, наковальня, Ножницы, ножницы (имитируют руками движения).
Бег на месте, бег на месте, Зайчики, зайчики.
А теперь все сядем тихо: Девочки, мальчики.
Продолжаем решать примеры из учебника. № 1114 (а, д): (Учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов; номера могут не совпадать, в зависимости от года издания.)
Запишите домашнее задание в дневник. Номер вашего задания вы увидите на лепестке цветика-многоцветика, который лежит перед вами. Обратите внимание на цвет имени на вашей эмблеме, задание себе возьмите на лепестке такого же цвета (домашнее задание даётся дифференцированно).
Домашнее задание у вас будет подобно тем примерам, которые вы решали сейчас. Вы без труда найдете похожие примеры в классной работе.
Домашнее задание:
Красным: 1129(в, г); Зеленым: 1128(6,г), 1129(6); Синим: 1129(a); Желтым: 1127(а, г, е, ж ,з)
Следующим этапом нашего урока будет самостоятельная работа – это игра “Лото”.
Ребята, сейчас вы находили неизвестный множитель методом подбора. На следующем уроке вы изучите правило деления положительных и отрицательных чисел и сможете решать такие примеры, используя это правило.
(Выставили оценки.)
А сейчас проведем эстафету “Старт-финиш”.
(Выставили оценки.)
Ребята, вы замечательно сегодня поработали. Каждый ученик вашего класса сегодня принимал участие в необычном уроке. Результаты своей работы вы можете видеть в своей карточке. Посмотрите внимательно на количество баллов за все выполненные задания на уроке, и, учитывая то, как вы усвоили эту тему, поставьте себе итоговую оценку. Как видите, все ребята получили оценку своей работы на уроке.
Сегодня у нас был урок повторения. Все, наверное, помнят поговорку “Повторение – мать учения”. Математика – не исключение, и чтобы хорошо усваивать ее, надо постоянно повторять изученное.
И возвращаясь к началу нашего урока, хочу заметить, что “Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком”. Помните это!