Образование единог Русского государства. Россия при Иване III

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: Россия при Иване III


Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства:
– Рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III;
– Осветить деятельность по собиранию русских земель Ивана III, Василия III. – показать, что объединение сопровождалось созданием централизованной системы управления и закрепощением крестьян.

2. Воспитание патриотизма:
– Оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига.
– Раскрыть историческое значение свержение ига и образования единого Русского государства.

3. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на практике.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа, киноурок.

Методы и приёмы обучения: диалогический метод.

Структура урока:

1. Актуализация прежних знаний:
1) Проверка домашнего задания.

2. Формирование новых понятий и способов действия:
1) Основные направления деятельности Ивана III Васильевича.
2) Централизаторская деятельность великого князя.
3) Падение ордынского ига.
4) Завершение объединения русских земель.

3. Формирование умений и навыков:
1) Закрепление нового материала.
2) Анализ и подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

Оборудование: Настенная карта “Образование и расширение Российского государства (XIV–XVI вв.), интерактивная доска, ноутбук, фильм Карамзина “Создание государства Российского”, атласы, рабочие тетради.

Основные понятия: (записаны на доске) государь, “латинство”, централизация.

Важнейшие даты: (записаны на доске)
июль 1471 г. – битва на р. Шелонь и присоединение Новгорода;
1478 г. – окончательное подчинение Новгорода;
осень 1480 г. – стояние на р. Угре;
12 ноября1480 г. – окончательное падение ордынского ига.

План урока:

Проверка домашнего задания (7 мин.).
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель анализирует ответы:
– Каковы были последствия правления Василия I?
– Почему разразилась “феодальная война”?
– Назовите предпосылки образования единого государства на Руси в XIV–XV вв.

2. 1) Основные направления деятельности Ивана III Васильевича (5 мин.).

Рассказ учителя об основных направлениях деятельности Ивана III.

Направления продемонстрировать с помощью интерактивной доски.

  • Объединение русских земель под властью Москвы.
  • Освобождение Руси от ордынской зависимости.
  • Создание свода законов единого государства.

Ученики записывают в рабочие тетради направления политики Ивана III.

2) Централизаторская деятельность великого князя (6 мин.).

Рассказ учителя о централизаторской деятельности великого князя

  • Ивану III удалось приступить к планомерному объединению земель.
  • С этого времени лозунг собирания русских земель становится основной государственной внешней политики. Таким образом, оформляется её идеологическая основа.
  • Политика Ивана III была планомерна: вначале он окончательно подчинил себе земли, которые и ранее находились под контролем московских князей – и лишь затем перешёл к внешним завоеваниям.

Первое направление деятельности Ивана III – объединение русских земель под властью Москвы.

Пути объединения продемонстрировать с помощью интерактивной доски.

Военный Наследование Присяга
– Великий Новгород (1478 г.)
– Тверское княжество (1485 г.)
– Дмитров (1472 г.)
– Вологда (1481 г.)
– Углич (1491 г.)
– Ярославское княжество (1463 г.)
– Ростовское княжество (1474 г.)

Ученики записывают в рабочие тетради пути объединения земель.

Вопросы ученикам:
– Какими способами Иван “собирал” земли?
– Какова была его политика в отношении удельных князей?

3) Падение ордынского ига (8 мин.).

Второе направление деятельности Ивана III – Освобождение Руси от ордынской зависимости.

С помощью интерактивной доски просмотр фильма Карамзина “Создание государства Российского”. (4 мин.)

Обсуждение фильма с учащимися: (4мин.)

– Какое важное для России событие произошло осенью 1480 г. на р.Угра?

Записать в рабочую тетрадь:

1480г. – Противостояние на р. Угре с ханом Ахматом.

12 ноября 1480г.– Окончательное падение ордынского ига.

4) Завершение объединения русских земель (8 мин.).

Рассказ учителя об основных направлениях деятельности Василия III.

Продемонстрировать с помощью интерактивной доски.

Основные направления деятельности Василия III Ивановича.

Завершение объединения русских земель. Война с Литвой 1512–1522 гг. Сложные отношения с Крымским и Казанским ханствами.
Псков (1510 г.)
Смоленск (1514 г.)
Рязань (1521 г.)
1514 г.

– Победа русских войск под Смоленском.
– Поражение русских войск под Оршей.

1521 г. – Набег крымских татар на Москву.

Ученики записывают в свои рабочие тетради основные направления деятельности Василия III.

3. 1) Закрепление нового материала (8 мин.).

Прослушать сообщение ученика – “Жизнедеятельность Ивана III. Создание свода законов единого государства”. (4 мин.)

Судебник – 1497г.

Устанавливается единый срок перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому – неделя до и неделя после Юрьева дня.

2) Анализ и подведение итогов урока (4 мин.).

4. Домашнее задание: (3 мин.)

П.22, записи в тетради – читать, отвечать на вопросы, знать – термины (учащиеся записывают основные понятия в словарики), даты основных событий, выполнить задания в контурной карте по теме.