Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского
государства:
– Рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III;
– Осветить деятельность по собиранию русских земель Ивана III, Василия III. –
показать, что объединение сопровождалось созданием централизованной системы
управления и закрепощением крестьян.
2. Воспитание патриотизма:
– Оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига.
– Раскрыть историческое значение свержение ига и образования единого Русского
государства.
3. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на практике.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-беседа, киноурок.
Методы и приёмы обучения: диалогический метод.
Структура урока:
1. Актуализация прежних знаний:
1) Проверка домашнего задания.
2. Формирование новых понятий и способов действия:
1) Основные направления деятельности Ивана III Васильевича.
2) Централизаторская деятельность великого князя.
3) Падение ордынского ига.
4) Завершение объединения русских земель.
3. Формирование умений и навыков:
1) Закрепление нового материала.
2) Анализ и подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Оборудование: Настенная карта “Образование и расширение Российского государства (XIV–XVI вв.), интерактивная доска, ноутбук, фильм Карамзина “Создание государства Российского”, атласы, рабочие тетради.
Основные понятия: (записаны на доске) государь, “латинство”, централизация.
Важнейшие даты: (записаны на доске)
июль 1471 г. – битва на р. Шелонь и присоединение Новгорода;
1478 г. – окончательное подчинение Новгорода;
осень 1480 г. – стояние на р. Угре;
12 ноября1480 г. – окончательное падение ордынского ига.
План урока:
Проверка домашнего задания (7 мин.).
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель анализирует ответы:
– Каковы были последствия правления Василия I?
– Почему разразилась “феодальная война”?
– Назовите предпосылки образования единого государства на Руси в XIV–XV вв.
2. 1) Основные направления деятельности Ивана III Васильевича (5 мин.).
Рассказ учителя об основных направлениях деятельности Ивана III.
Направления продемонстрировать с помощью интерактивной доски.
- Объединение русских земель под властью Москвы.
- Освобождение Руси от ордынской зависимости.
- Создание свода законов единого государства.
Ученики записывают в рабочие тетради направления политики Ивана III.
2) Централизаторская деятельность великого князя (6 мин.).
Рассказ учителя о централизаторской деятельности великого князя
- Ивану III удалось приступить к планомерному объединению земель.
- С этого времени лозунг собирания русских земель становится основной государственной внешней политики. Таким образом, оформляется её идеологическая основа.
- Политика Ивана III была планомерна: вначале он окончательно подчинил себе земли, которые и ранее находились под контролем московских князей – и лишь затем перешёл к внешним завоеваниям.
Первое направление деятельности Ивана III – объединение русских земель под властью Москвы.
Пути объединения продемонстрировать с помощью интерактивной доски.
Военный | Наследование | Присяга |
– Великий Новгород (1478 г.) – Тверское княжество (1485 г.) |
– Дмитров (1472 г.) – Вологда (1481 г.) – Углич (1491 г.) |
– Ярославское княжество (1463 г.) – Ростовское княжество (1474 г.) |
Ученики записывают в рабочие тетради пути объединения земель.
Вопросы ученикам:
– Какими способами Иван “собирал” земли?
– Какова была его политика в отношении удельных князей?
3) Падение ордынского ига (8 мин.).
Второе направление деятельности Ивана III – Освобождение Руси от ордынской зависимости.
С помощью интерактивной доски просмотр фильма Карамзина “Создание государства Российского”. (4 мин.)
Обсуждение фильма с учащимися: (4мин.)
– Какое важное для России событие произошло осенью 1480 г. на р.Угра?
Записать в рабочую тетрадь:
1480г. – Противостояние на р. Угре с ханом Ахматом.
12 ноября 1480г.– Окончательное падение ордынского ига.
4) Завершение объединения русских земель (8 мин.).
Рассказ учителя об основных направлениях деятельности Василия III.
Продемонстрировать с помощью интерактивной доски.
Основные направления деятельности Василия III Ивановича.
Завершение объединения русских земель. | Война с Литвой 1512–1522 гг. | Сложные отношения с Крымским и Казанским ханствами. |
Псков (1510 г.) Смоленск (1514 г.) Рязань (1521 г.) |
1514 г. – Победа русских войск под Смоленском. |
1521 г. – Набег крымских татар на Москву. |
Ученики записывают в свои рабочие тетради основные направления деятельности Василия III.
3. 1) Закрепление нового материала (8 мин.).
Прослушать сообщение ученика – “Жизнедеятельность Ивана III. Создание свода законов единого государства”. (4 мин.)
Судебник – 1497г. |
Устанавливается единый срок перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому – неделя до и неделя после Юрьева дня.
2) Анализ и подведение итогов урока (4 мин.).
4. Домашнее задание: (3 мин.)
П.22, записи в тетради – читать, отвечать на вопросы, знать – термины (учащиеся записывают основные понятия в словарики), даты основных событий, выполнить задания в контурной карте по теме.