Цели и задачи урока:
- Систематизировать и углубить теоретические и практические знания учащихся по теме.
- Формировать навык работы с пособиями и словарями.
- Развивать познавательную активность детей и интерес к изучению русского языка
Ход урока
1. Разминка. Шуточные вопросы.
- Какие три местоимения самые чистые? (вы, мы, ты)
- Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я, мы)
- Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)
- Какое местоимение требует чистоты? (мой, вымой)
- Какое местоимение является помощником прилагательного? (самый)
- Какие местоимения дружат с частицами, недолюбливают предлогов? (отрицательные, неопределенные: они как бы “разбегаются от предлога)
- Чем местоимение отличается по своему значению от существительного, прилагательного, числительного?
...Поэтому часто употребление местоимений разных разрядов в ... загадках.
2. Домашнее задание команд. Загадки с местоимениями.
- Загадать сопернику загадку. Совещаясь, команда не только должна отгадать загадку, но и указать в ней все местоимения и их разряд.
Слайд 1.
Кудри в речку опустила и о чем (то) загрустила, а (о) чем она грустит, (н...) кому не говорит. (Ива)
Летит огненная стрела, (н...) кто ее не поймает. (Молния)
Если б не было его, не сказал бы я (н...) чего. (Язык)
Толстый тонкого побьет, тонкий что (нибудь) прибьет. (Гвоздь, молоток)
Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)
3. Выборочный диктант. (Для выполнения приглашается один человек по решению команды)
- Выписать местоимения 1-ой команде отрицательные, 2-ой – неопределенные, 3-ей – определительные.
Слайд 2.
(С) ним, (мимо) нее, (изо)всех сил, (ко)мне, (не) (к) чему, (о)всяком, (ни) (за)кого, (о) чем, (к) себе, (с) каким (то), (впереди) них, (перед) кем, (ни) (перед) чем, (кое) (у) кого, (ни) какими, (до) нас, (обо) всем, (со) всеми, (во)мне, (под) собой), (при) тебе, (с) некоторых пор, (со) своей правдой, (во) всяком случае, каким (то), (ни)кому, (со) мной, (под) нами, (о) моем, (об) ином, сей, этот, (с) тем, другой, нашей.
4. Теоретическая страничка.
- Рассказать о местоимении определенного разряда по плану:
- Указывает
- Изменяется
- Пишется
После обсуждения команды приглашается один ученик на усмотрение учителя.
1 - личные, 2 - притяжательные, 3 - отрицательные.
5. Домашнее задание команд. Употребление фразеологических оборотов.
- Какие местоимения употребляются в зачинах сказок?
- Что этим подчеркивается?
- Замените местоимениями: Вокруг не было ни души (никого)
Не было слышно ни звука (ничего)
- Заменить словосочетания фразеологизмами.
Слайд 3.
- Встречать часто (на каждом шагу)
- Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке)
- Привязался искренне (всей душой)
- Разозлиться (выйти из себя)
- Жизнь идет как обычно (своим чередом)
- Скрытный, подозрительный человек (себе на уме)
- Какие фразеологические обороты подобрали команды? Назвать, объясняя их лексическое значение.
Приложение 1.
- Нестись на всех парусах
- Скучать от нечего делать
- Ни то ни се
- Во все глаза
- Ни с того ни с сего
- Изо всех сил
- Ни за что ни про что
- Во все горло
- Во весь опор
- На свою голову
6. Самодиктант.
- А.С.Пушкин. Вспомните его стихотворения “Узник” и “Пущину”, по памяти выпишите все местоимения из стихотворений.
Самопроверка.
Слайд 4.
“Пущину”
- Мой
- Я
- Твой
- Твоей
- То
- Он
“Узник”
- Мой
- Со мной
- Меня
- Мы
- Я
7. Отдохнем!
- Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (себя, некого, нечего)
- Какие местоимения употребляются только в именительном падеже? (некто, таков, каков)
- Какие три местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (его, ее, их)
- В середине каких местоимений пишется Ь?
- Какие разряды местоимений различаются только значением? (вопросительные, отрицательные)
8. Домашнее задание команд. Употребление местоимений в пословицах и поговорках.
- Кто из команды будет выполнять следующее задание, определите с помощью считалки.
Задание: восстановить пословицы.
Слайд 5.
- (Что посеешь), то и пожнешь.
- (Каков вопрос), таков и ответ.
- (Не все то золото), что блестит.
- (Не за свое дело не берись), а за своим делом не ленись.
- (Кто соврет раз), тому больше не поверят.
- (Кто ищет), тот всегда найдет.
- (Каково поле), таковы и всходы.
- (Не всякий умен), кто с головой.
- (Чего себе не хочешь), того и другому не желай.
- (Дома ешь, что хочешь), а в гостях, что дают.
- Команды в это время называют пословицы и поговорки, которые подобрали дома.
9. Игра “Одним словом”. Коллективная работа.
- Замените фразы сложными словами с частью само-.
Слайд 6.
- Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья. (Самобранка)
- Металлический прибор для кипячения воды к чаю. (Самовар)
- Неограниченная власть царя. (Самодержавие)
- Сделанный собственноручно, домашними средствами. (Самодельный)
- Критика недостатков собственной работы. (Самокритика)
- Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе. (Самородок)
- Грузовая автомашина с механически опрокидывающимся кузовом. (Самосвал)
- Своими силами, без посторонней помощи. (Самостоятельно)
10. Орфографическая диктовка. Взаимопроверка. Оценивается одна работа из команды (по считалке).
Приложение 2.
Считалки.
Катилася торба с высокого горба,
В этой торбе: хлеб, пшеница,
С кем хочешь, с тем поделися.На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.Кто ты такой? Говори поскорей!
Не задерживай добрых и честных людей.
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий,
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон!
Ягодка – малинка, медок – сахарок,
Вышел Иванушка – сам королек.
Кони – огони сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили:
- Чаби, ачоби, челябичи и чоби,
Челябичи и чоби,
Кончается игра!
Мы набрали в рот воды
И сказали всем:
Замри!
В некоторых библиотеках, заглавие нескольких книг, какие-то подзаголовки, сколько-нибудь брошюр, в каком-то справочнике, кое о ком из писателей, чьи-то портреты, в каком-либо произведении.
Кое у кого что-то не ладилось, сомневались в правописании некоторых слов, допустили несколько ошибок, никакие трудности не смущали их, ничьи подсказки были не нужны, не сомневались ни в чем.
- Подберите заголовки к диктовкам. (В библиотеке. Контрольная работа)
11. Подведение итогов.
Тяжело в учении, легко в бою.
Приложение 3.
Контрольный диктант
Виктор Михайлович Васнецов с самого раннего детства увлекался чудесными народными сказками, героическими былинами. Замечательный русский художник говорил: “ Плох тот народ, который не помнит, не любит, не ценит своей истории”.
Вот перед нами картина Васнецова. На берегу лесного ручья сидит Аленушка и тоскует о своем братце. Некому рассказать ей о своей печали, не у кого просить помощи. Осенняя природа молчаливо сочувствует горю девушки. Ничто не нарушает тишины старого леса.
Вот три богатыря едут по степи. Что-то привлекло их внимание и заставило насторожиться. Зорко охраняют богатыри свою Родину. Никто из врагов не пройдет на родную землю.
Эти русские сказки и былины волнуют и радуют нас на прекрасных полотнах большого русского художника В.М.Васнецова.