Комплексный анализ текста на уроке русского языка как средство подготовки к ЕГЭ

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели:

1. Уметь проводить языковой и речеведческий анализ текста.

2. Формировать коммуникативные навыки в учебном диалоге.

3. Воспитывать любовь к родному краю, формировать уважительное отношение к традиционным нравственным ценностям.

1. Организационный момент.

Слайд 3.

Сегодня на уроке мы работаем с текстом, написанным нашим земляком Юрием Андреевичем Козловым. Этот текст из его лесной повести “В гостях у бобров”.

2. Ход урока.

Индивидуальная работа. Творческий проект “Юрий Андреевич Козлов”.

С писателем – земляком познакомит творческий проект Голубевой В.

Цель проекта: изучить биографию писателя, познакомиться с его творчеством, проследить связь Ю.Козлова с кувшиновским краем.

Ученики составляют план – тезисный или назывной.

Приложение 1 – презентация “Ю.А.Козлов”.

Анализ текста.

Выразительное чтение текста из лесной повести “В гостях у бобров”– по 1 предложению по цепочке.

Приложение 2 – текст для языкового анализа.

Лексический уровень. Индивидуальная работа. Сообщение ученика “Старые русские деньги”. Слайды 4-7.

Приложение 3 – сообщение “Старые русские деньги”.

Анализ текста. Содержание текста.

Приложение 4.

Слайд 8.

1. Докажите, что высказывания Петра I, Ф.Достоевского, Е.Евтушенко можно выбрать в качестве эпиграфа к данному тексту.

Слайд 9.

Без бережи и самые большие леса истребиться могут в краткое время. (Пётр I).

Из Словаря В.Даля: “Бережа – охрана, сохранение. Бе'ре'жь – ж.р. и берёж – м.р.”

Слайд 10.

Кто не любит природу, тот не любит человека. (Ф.Достоевский)

Слайд 10.

Слайд 11.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е.Евтушенко)

Слайд 12.

2. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1. Преступно хищнически грабить то, что принадлежит не нам одним, а и потомкам нашим.

2. Чтобы иметь будущее, надо о лесе заботиться.

3. Бобры – рачительные хозяева лесных насаждений.

4. К лесу мы привыкли относиться по-хамски.

Лексический уровень

Слайд 13.

3. Каково значение слов куртина (предложение 7), просёлок (предложение 1), штабель (предложение 39)

Слайд 14.

Куртина – (в лесоводстве) группа деревьев или кустарников одной породы в смешанном лесу. 

Слайд 15.

Просёлок - дорога между небольшими населенными пунктами.

Слайд 16.

Штабель - ровно расположенный ряд чего-либо (например, строительных материалов).

Слайд 17.

4. В каком значении употреблено слово ДОБРЫЙ в предложении 10?

1. Делающий добро другим, отзывчивый.

2. Несущий благо, добро, благополучие.

3. Хороший, нравственный.

4. Дружески близкий, милый.

5. Безукоризненный, хороший, отличный.

Слайд 18.

Фонетический уровень

5. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Местная

2) Баньки

3) Еловая

4) Нуждаются

Слайд 19.

6. В предложении 13 найдите слова, в которых буква Е обозначает звук И с призвуком Э.

(Зелёные, меняют)

Слайд 20.

Морфемный уровень

7. В предложениях 6,17, 22, 37 найдите слова, образованные способом сложения.

(самодеятельная, лесосека, СМИ, самовольный, самотёком)

Слайд 21.

8. В предложении 35 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (по-хамски)

Слайд 22.

9. Из предложения 12 выпишите существительные и наречия, образованные суффиксальным способом.

(Ёлки, баньки, цивилизованно, ребятушки)

Слайд 23.

Морфологический уровень

10. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!

Какой частью речи является слово ВНУТРИ?

  1. Местоимение
  2. Наречие
  3. Предлог
  4. Союз

(Предлог употребляется с местоимением или существительным, возможна замена другим предлогом – В).

Слайд 24.

11. Какое слово в предложении 8 употреблено в значении ограничительной частицы? Докажите.

А нынче одни пенёчки да макушечки.

Числительное ОДИН во мн.ч. употребляется с существительными, имеющими форму только мн.ч. – одни сани, или с существительными, обозначающими одну пару предметов – одни носки.

Если слово ОДНИ употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, а приобретает значение частицы ТОЛЬКО.

Слайд 25.

12. Из предложения 12 выпишите все местоимения.

Но те ребятушки, какие взяли эти ёлки, в баньках не нуждаются, цивилизованно в сауне парятся.

Слайд 26.

13. В предложении 3 найдите предлог со значением “около, вдоль чего-нибудь, расположенного внизу”. Какие ещё предлоги пишутся через дефис?

(По-над, из-за, из-под)

Слайд 27.

14. Из предложения 8 выпишите служебные части речи.

А нынче одни пенёчки да макушечки.

Слайд 28.

Синтаксический уровень

15. Среди предложений 23-26 найдите предложение с обособленным уточняющим членом.

Корова-то в те времена стоила 26 алтын 4 деньги, то есть 80 копеек.

Слайд 29.

16. Среди предложений 27-30 найдите предложение с обособленным дополнением.

Кроме штрафа, порубщика выдрали бы кнутом.

Слайд 30.

17. Среди предложений 40-43 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Докажите, что в этом предложении пунктуационная ошибка.

(Запятая закрывает обособленное определение, тире стоит в месте пропуска связки)

Слайд 31.

18. Среди предложений 1-11 найдите предложения с вводными конструкциями.

Просёлок – это грунтовая дорога, изначально, я так думаю, дорога между сёл.

На избу, конечно, не подойдёт, а на баньку ладно будет.

Слайд 32.

19. Среди предложений 6-10 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение.

Обруби суки, и выйдет доброе бревно.

Слайд 33.

20. Найдите в тексте предложения с прямой речью, составьте схемы.

(29) Фёдорыч сказал: “Времена не те”.

(36) А каждый министр только и заявлял: “Шумели на Руси леса и шуметь будут! Мы больше сажаем, чем пилим!”

Слайд 34.

21. Объясните постановку тире в предложениях 1, 43.

Слайд 35.

22. Объясните постановку тире в предложении 7.

Совсем недавно здесь проходил – добрая куртина елей стояла.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2. В первой части бессоюзного сложного предложения есть значение времени или условия.

3.Это бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления.

Слайд 36.

23. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Составьте схему этого предложения.

Наш просёлок, по которому мы идём, ведёт в лес.

Слайд 37.

24. Среди предложений 40-43 найдите сложноподчинённое предложение, в состав которого входит придаточное обстоятельственное цели.

Чтобы иметь будущее, надо о лесе заботиться.

Слайды 38-39.

25.Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях четыре деньги, пятнадцать рублей, восемьдесят копеек, двадцать шесть алтын.

Количественные числительные, кроме один, в Им.п и В.п управляют существительными; в остальных падежах – согласуются с ними.

Слайд 40.

Орфография

26. В предложениях 25-33 найдите слова с чередованием Е-И в корне.

(подтиральная, набирая)

Слайд 41.

27. Объясните дефисное написание слов какие-то (предложение 19), корова-то (предложение 26)

Слайд 42.

Средства выразительности

28. Какой приём выразительности использован в предложениях 31-33? С какой целью?

(Парцелляция – фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения; служит для выделения, подчёркивания мысли).

Пошла могучая волна разграбления местных лесов. В открытую, без оглядки. Набирая силу.

Слайд 43.

29. Найдите перифразы в предложениях 13 и 37.

(зелёные бумажки, зелёный друг)

Слайд 44.

Позиция автора

30. В предложении 34 найдите слова, выражающие гневное отношение автора к разграблению леса.

(людишки, сводят, очумели)

Слайд 45.

Работа в группах

1. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

2. Прокомментируйте эту проблему.

3. Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4. Выразите собственную позицию по отношению к проблеме и приведите литературные аргументы.

3. Итоги урока: благодарность за работу, отметки.

Приложение 5 – буклет “Комплексный анализ текста на уроке русского языка как средство подготовки к ЕГЭ”

Буклеты на память.

Слайд 46.

Домашнее задание “Анализ текста”.

1. Составьте по данному тексту словарный диктант “Правописание наречий”.

2. Выразите своё мнение по проблеме и приведите литературные аргументы.

3. Индивидуальное задание. Создание видеофильма “Ю.А.Козлов”. Выступление с готовым продуктом на краеведческой конференции 16.05.2013.