Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Обучающие:
- помочь вспомнить произведение Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”;
- познакомиться с творчеством Э. Успенского.
2. Воспитательные:
- воспитание патриотизма;
- воспитание гуманизма;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание эстетических качеств.
3. Развивающие:
- развитие мышления;
- развитие познавательных умений;
- развитие умения учебного труда;
- развитие самостоятельности.
Оборудование урока: Учебник “Родная речь”; выставка книг Э. Успенского; медиапроектор; фигурки зверей; заготовки для панно.
1. Организационный момент.
Презентация. Слайд 1.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Мы встретились впервые, но я надеюсь, что наша совместная работа будет продуктивной, принесёт удовольствие и пользу и мне, и вам. Меня зовут Ольга Александровна. Я работаю учителем в средней школе с. Новотроицкое. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь к ним лицом, улыбнитесь! Спасибо.
Слайд 2.
– Девиз нашего урока: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”. Объясните смысл этой пословицы.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка целей урока.
Слайд 3.
– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного многим произведения. Как звали одного из главных героев вы узнаете, если разгадаете шифровку.
А Ч Р Е Б У Ш К
Шифр: 245631781
– Правильно, это Чебурашка!
– Кто написал это произведение? (Э. Н. Успенский)
Слайд 4.
– А теперь сформулируем тему урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок из произведения Э.Н. Успенского… “Крокодил Гена и его друзья”. Это очень популярная книга, поэтому такая зачитанная.)
Цели нашего урока: познакомиться с творчеством Э. Успенского. На уроке мы будем развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, творчество, воспитывать чувство товарищества и уважения друг к другу.
4. Беседа о творчестве писателя.
Слайд 5.
Эдуард Николаевич Успенский – наш современник. По образованию он инженер. Но его добрый, весёлый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь – он стал писателем. Его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям. Они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми. И всё-таки, главное достоинство его книг – неповторимый мир сказочных героев. Работает Успенский в разных жанрах: сказки, детективы, фантастические повести, стихи, сценарии мультфильмов. Вот какой многогранный и талантливый человек – Эдуард Николаевич Успенский. Успенский на редкость весёлый писатель и удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал для них множество книг.
Слайд 6.
– Самые известные и любимые всеми произведения:
“Крокодил Гена и его друзья”,
“Дядя Фёдор, Пёс и Кот”,
“Про Веру и Анфису”,
“Колобок идёт по следу”.
(Выставка книг.)
– Кто из вас уже встречался с героями книги “Крокодил Гена и его друзья”?
Постарайтесь найти эту книгу, честное слово, она доставит вам удовольствие.
– Кто помнит, как Чебурашка попал в город?
5. Первичное чтение.
Слайд 7.
- Подготовка, отработка техники чтения.
– Читайте сначала по слогам, затем целыми словами
Тро-пи-чес-ком – тропическом
Гип-по-по-там – гиппопотам
От-пра-вил-ся – отправился
А-пель-си-на-ми – апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся – передвигаться
Соб-ствен-но-го – собственного
Слайд 8.
– Читайте целыми словами
Груз – погрузили
Фрукт – фруктовый
Брак – бракованную
Зверь – зверёк
Город – городской
- Первичное чтение.
– Откройте учебник на странице 137. Итак, “Чебурашка” – отрывок из книги Успенского. Я начну, а вы продолжите… (хорошо читающие учащиеся).
6. Первичное восприятие текста.
– Понравилось произведение?
– Что особенно?
– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (Это повесть –
сказка.)
– Как называется всё произведение, отрывок из которого мы сейчас читали?
(“Крокодил Гена и его друзья”.)
7. Физкультминутка.
Слайд 9.
– Давайте отдохнём под песенку Чебурашки.
– Как музыка передаёт настроение героя?
– Какой он?
7. Повторное чтение (выборочное).
Проверка понимания смысла прочитанного.
Слайд 10.
– Где жил Чебурашка? (Прочитайте.)
– Как он попал в ящик с апельсинами? (Прочитайте.)
– Как Чебурашка оказался в магазине? (Расскажите.)
– Почему у главного героя такое странное имя? (Прочитайте.)
– Почему его не приняли в зоопарк? (Прочитайте.)
– Где стал жить и работать Чебурашка? (Расскажите.)
– Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (Расскажите.)
Слайд 11.
– Как вы думаете, ребята, к какому типу текста можно отнести это
произведение? (Описание, повествование, рассуждение.)
– Это повествование! События сменяют друг друга. К тексту можно поставить
вопрос Что произошло?
8. Синквейн.
Слайд 12.
– А сейчас мы поработаем в парах. Обобщим то, о чём говорили на уроке. Работа у вас займёт всего 5 строчек. Слушайте внимательно…, записывайте на листочках.
1 строка: одно слово, название, тема. (Сущ.) Кто?
2 строка: два слова, описание объекта (прил.) Какой?
3 строка: три слова, действия объекта (Глаг.) Что делал?
4 строка: предложение, показывающее отношение к теме. Кем стал главный герой?
5 строка: одно слово, синоним, близкое по смыслу к теме. (Сущ.) Кто?
ЧЕБУРАШКА.
ДОБРЫЙ И ЗАБАВНЫЙ.
ИГРАЛ, ДРУЖИЛ, ПОМОГАЛ.
ОН ЛУЧШИЙ ДРУГ ГЕНЫ.
ЗВЕРЁК.
9. Панно.
Слайд 13.
– Напомните мне, ребята, где раньше жил Чебурашка?
– А теперь он прибыл к нам и похоже ему здесь нравится, ведь у него появилось
много друзей. (о них вы прочитаете в книге… Э. Успенского “Крокодил Гена и его
друзья”) Давайте сделаем Чебурашке подарок – панно.
10. Итог урока.
– С произведением какого автора мы познакомились?
– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Успенский? (Плохо
жить одному, хорошо, когда рядом есть друзья!)
Слайд 14.
– Дополни пословицы:
Не имей 100 рублей, а имей… (100 друзей)
Нет друга – ищи, а нашёл –… (береги)
Доброе братство лучше… (богатства)
11. Д. / З.
Слайд 15.
Общее задание: читать стр. 137–140.
По выбору задание:
– пересказать самый интересный отрывок;
– составить словесный портрет Чебурашки.