Возраст учащихся: 4 класс
Цель:
- Закреплять полученные знания по нумерации многозначных чисел.
- Обобщить знания учащихся по образованию, записи числа, состоящих из единиц 3 и 4 классов.
- Совершенствование вычислительных навыков.
- Познакомить и закрепить знания учащихся о первых космонавтах и космических достижениях нашей страны.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по звёздному календарю нашей страны. Мы узнаем много интересного о рождении космонавтики.
- А вы покажите свои знания и умения в решении задач и примеров.
- Ребята, сколько классов по нумерации чисел мы с вами изучили?
- Сегодня мы с вами продолжим работу по чтению и записи чисел этих классов.
III. Устный счёт. (Слайд № 2)
- Как вы думаете, что нужно, чтобы полететь в космос? (Ракета)
- Сейчас вы выберете себе ракету. На доске ракеты с номерами, а у вас карточки с примерами. Вы должны решить пример и найти ракету со своим результатом.
(Дети декламируют)
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
(Как только дети сказали последнее слово, и переворачивают карточки с примерами).
- Итак, вот вы и нашли свою, ракету, на которой вы отправитесь в путешествие. Вначале мы побываем с вами в прошлом. И узнаем, когда люди в первый раз услышали про космос.
- Наденьте “скафандры”, “пристегните ремни”. Мы, отправляемся в полёт. (Звучит отрывок из песни “Трава у дома”).
- Французский писатель Жюль Верн прославился своими техническими пророчествами. В 1865 году он написал книгу о полёте в космос. Его космопроходцы были запущены на Луну из пушки (на самом, деле, это бы их убило). Облетев вокруг Луны, они не смогли сесть на её поверхность и вернуться. (Слайд № 3)
IV. Минутка чистописания.
- Давайте запишем год, о первом упоминании, о полёте в космос 1865.
- Дайте полную характеристику этому числу.
V. Пальчиковая гимнастика.
Упражнения: массаж кончиков пальцев; разминка пальцев с резиновыми мячиками.
- Мы отправляемся дольше.
- Наденьте “скафандры”, “пристегните ремни”. Мы, отправляемся в полёт. (Звучит отрывок из песни “Трава у дома” ).
VI. Работа с многозначными числами. (Слайды № 4, 5)
1) Работа по числовому ряду.
- А вы знаете имя человека, который первым сделал математические расчёты полёта космических ракет. Он также сформулировал идею создания космических околоземных станций, состоящих из нескольких кораблей. Он запустил в небо воздушный шар, создал проект дирижабля. Он создал проект аппарата для подводного плаванья – батискафа.- Расставьте числа в порядке “возрастания”. Объясните числа по таблице нумерации и вы прочитаете имя этого человека.
1961 | 2461 | 9574 | 1962 | 4501 | 1963 | 1969 | 1965 | 2940 | 1900 | 8004 |
и | в | и | о | к | л | о | к | с | ц | й |
- Молодцы!
- Да, это Циолковский К.Э.
2) Запись многозначных чисел.
- А мы отправляемся дальше.
- Вы наверно заметили, что некоторые числа выделены красным цветом. Это неслучайно. Это основные даты из истории нашей космонавтики.
- Что произошло в 1961 году? (Слайды № 6, 7)
- В нашей стране появился свой звёздный календарь. Первая страничка его была открыта 12 апреля 1961 года, когда первый советский человек, бесстрашный космонавт Юрий Гагарин, на космическом корабле “Восток – 1” покинул нашу Землю. Он сделал всего один виток вокруг Земли, но это была замечательная победа. Ещё ни один человек до Юрия Гагарина не мчался на корабле – ракете к звёздам.
- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
А) Юрий Гагарин на космическом корабле “Восток – 1” пролетел сорок одну тысячу километров.
- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
* И вот не прошло и полугода, как в календаре появилась новая страничка. Её написал бесстрашный космонавт Герман Титов. 17 раз на корабле “Восток – 2” он облетел Землю. Титов работал в космосе, пил, ел, делал зарядку.
Б) Герман Титов на космическом корабле “Восток – 2” пролетел семьсот три тысячи сто километров.
- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
* А через год в 1962 году звёздный календарь вырос на две странички. Уже не один, а сразу двое поднялись к звёздам – Андриян Николаев и Павел Попович.
В) Андриян Николаев на космическом корабле “Восток – 3” пролетел два миллиона шестьсот тридцать девять тысяч километров.
- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
Г) Георгий Береговой пролетел на космическом корабле “Союз – 3” пролетел два миллиона шестьсот восемьдесят тысяч километров.
- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
* Первая женщина в космосе! Она летит над земным шаром, и на весь мир звучат далёкие её позывные: “Я – Чайка”. И эта героическая женщина – Валентина Терешкова. А произошло это в 1963 году.
Д) Валентина Терешкова на “Востоке – 6” пролетела один миллион девятьсот семьдесят одна тысяча километров.
- Запишите число, дайте характеристику и представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
- И, вот ещё одна героическая страничка. Её записали в календарь 19 марта 1965 года лётчики-космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов. Это была новая смелая разведка – человек впервые покинул корабль и вышел в космос.
- Пройдут года, и звёздный календарь станет толще. И в нём появятся новые странички покорения космоса.
VI. Физминутка.
VII. Работа над задачей. (Слайд № 8)
- А мы с вами отправляемся дальше.
Представим себе, что
“Космическая исследовательская станция “Вояджер” пролетела от Земли до планеты Юпитер 591.300.000км. Сделав снимки Юпитера и его спутников, она продолжила полёт. Пролетев, ещё 3.817.000 км станция достигнула планеты Нептун. Сколько всего километров преодолела станция от Земли до Нептуна?”
- Дайте характеристику результату действий.
VIII. Повторение пройденного. (Слайд № 9)
- Без кого невозможны все эти полёты?
- Это человек выдающийся конструктор ракет.
- Решите примеры, а результаты поставьте в порядке убывания. И вы прочитаете имя этого человека.
( 130 – 112 ) х 12 = Р | 60 + 80 х 6 = К |
( 129 + 131 ) : 5 = Л | 420 – 20 + 40 = О |
11 х ( 116 – 112 ) = Ё | 25 х 4 – 15 = О |
150 х 0 + 70 = В |
Вы узнали? Правильно имя этого человека: Королёв Н.П.
- Молодцы, ребята! Вперёд, к покорению космических далей! Но не забывайте при этом о нашей родной планете. Помните слова Ю.А. Гагарина: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!” (Слайд № 9)
IX. Подведение итогов.
- Вот и закончился наш урок. Много интересного мы с вами узнали. С чем познакомились? Чему учились?
Литература.
“Познавательный задачник по математике” (1-4 классы), О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова, АСТ-Апрель, Москва, 2004 г.
Интернет ресурсы.
- Referat.mirslovarei.com/d/28565;
- Оbuk.ru/15085-rasskazhite-detjam-o-kosmose.html;
- Feebooks.3dn.ru/load/dom_i_semja/magija_124_ehzoterika/kosmos_;