Введение
“Одарённость человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод”.
В. А. Сухомлинский
1. Проблема одаренности.
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Как научная проблема одаренность насчитывает уже более сотни лет.
В мировой науке представлены две противоположные точки зрения на проблему одаренности. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя выявить и развить конкретный вид одаренности. По мнению других исследователей, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. (По последним данным, примерно пятая часть детей в школьном возрасте.) (слайд 3).
Психолого-педагогические исследования проблем одаренности связаны с именами многих российских ученых, среди которых одно из ведущих мест принадлежит Натану Семеновичу Лейтесу (слайд 4). Он подчеркивал, что “выражение "одаренный ребенок" весьма условно, так как оно фактически означает умственные преимущества на данном возрастном этапе”. Артур Владимирович Петровский, анализируя структуру одаренности, выделяет три ее особенности: внимательность и постоянная готовность к напряженной работе; неуемная потребность трудиться; высокая продуктивность умственной деятельности. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". Так что же такое одаренность и кого можно назвать одаренным?
2. Определение и виды одаренности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В начале века в английской педагогике одаренным считался высокоинтеллектуальный ученик, хорошо успевающий по академическим дисциплинам.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (слайд 5).
Сейчас одарёнными принято считать:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости (слайд 6): интеллектуальная, творческая, художественная, академическая, социальная (лидерская), спортивная.
3. Отличительные особенности одаренных детей.
Чем одарённые дети отличаются от других детей?
Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Им характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Основная часть
1. Главная задача современной школы.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В его основе лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов (слайд 7).
Цель работы: обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи: создание системы внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.
Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте - в игровые ситуации. В среднем и старшем звене - в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности (слайд 8).
2. Диагностика одаренности.
Для диагностики одаренности используются следующие методики (слайд 9): “Интеллектуальный портрет”, “Карта одаренности” и методика оценки общей одаренности. Составляется индивидуальный образовательный маршрут (слайд 10). В него входят диагностика, определение области одаренности и планирование работы на год. В свой план включаем проблемные и творческие задания на уроках, участие в работе кружков и исследовательской работе, индивидуальная подготовка к олимпиадам, участие в различных конкурсах. В конце каждого учебного года подводятся итоги, анализируются и определяются основные направления работы на следующий год (слайд 10).
3. Формы и методы работы с одаренными детьми.
В нашей школе уделяется большое внимание работе с одарёнными детьми. Ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в “малых группах”.
1. Технология проблемного обучения. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.
2. Методика обучения в малых группах. Класс разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а “группы” – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
3. Технология проектного обучения. В ее основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
1. максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. возрастания роли внеурочной деятельности;
3. индивидуализации и дифференциации обучения;
4. создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
5. свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества (слайд 11).
Формы работы с одаренными учащимися (слайд 12):
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
2. групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;
3. занятия исследовательской и проектной деятельностью;
4. консультирование по возникшей проблеме;
5. участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;
6. научно-практические конференции;
7. интеллектуальные марафоны;
8. деловые игры и путешествия;
9. творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.
В своей работе стараемся использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант (слайд 13).
На уроках:
1. творческие задания (например, создание композиций из геометрических фигур, окружностей, фигур на координатной плоскости) (слайд 14,15);
2. тестовые задания (составленные в программе Quiz Maker, могут применяться как для классных, так и для домашних работ, ответы отправляются сразу при закрытии теста на электронный адрес учителя) (слайд 16);
3. мини-проекты (например, “Проценты в моей семье”, “Математика в профессии моих родителей”; защита многогранников).
Во внеурочное время:
1. индивидуальные занятия для подготовки к олимпиадам и конкурсам;
2. занятия математического кружка;
3. элективные курсы и предметы;
4. школьные олимпиады;
5. проектные и исследовательские работы (защита работ на малых Ломоносовских чтениях);
6. предметная неделя. В рамках предметной недели проходят конкурсы: кроссвордов, “Лучший счетчик”, “Реклама любимой темы”, объемных газет, поделок оригами, цифровых фигур, а также различные математические игры и соревнования (слайд 17-19).
Мы работаем в тесном контакте со школами округа, с ИМ и КН САФУ, НОУ ВПО “Институт управления” г. Архангельск, Институтом развития школьного образования г. Калининград, с Центром развития одаренности г. Пермь, Академией социального управления г. Москва, с Горно-Алтайским государственным университетом.
На уровне округа ежегодно проходят олимпиады по предметам и интеллектуальные игры.
Обучающиеся принимают участие в городских, региональных, всероссийских и международных:
1. олимпиадах и конкурсах, например, городской Турнир им. М.В. Ломоносова;
2. дистанционных конкурсах и олимпиадах по предметам: “Математический портфолио”, “Магистрики”, “Эрудит” (слайд 20,21);
3. работе научно-популярного лектория в институте математики, информационных и космических технологий САФУ (слайд 25);
4. конференциях: “Юность Архангельска”, региональной научно-практической конференции для учащихся 4-11 классов “Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики”, проводимой ИМ и КН САФУ;
5. Всероссийских конкурсах: “Мультитест”, “Альбус” (г. Калининград) (слайд 22), “Молодежный математический чемпионат” (г.Пермь) (слайд 23);
6. Международных конкурсах: “Кенгуру”, “Математика и проектирование”
4. Результаты работы с одаренными детьми по математике.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах различного уровня, предметных неделях, очных и заочных конкурсах, конференциях и добиваются хороших результатов, например, на олимпиаде по математике, проводимой ИМиКН САФУ, Скребцова Татьяна в 2011- 2012 уч. году заняла 2 место среди 9 классов, а 2012 – 2013уч. Г. заняла 2 - 3 место среди 10-11 классов (слайд 24), во Всероссийских конкурсах: “Мультитест”, “Альбус” (г. Калининград), “Молодежный математический чемпионат” (г.Пермь) – Сергеева А. - региональный призер 2010г., дистанционных конкурсах: “Математический портфолио”, “Магистрики”, выступают с результатами своих исследовательских работ на городской конференции “Юность Архангельска”, региональной научно-практической конференции для учащихся 4-11 классов “Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики”, проводимой ИМ и КН САФУ - Кириллова Галина - 3место (2011-2012 уч.г.) (слайд 26), участвуют в областных конкурсах: “Архангельская область в математических задачах” Скребцова Т. - 2 место (2012-2013 уч.г.) (слайд 27), в международных конкурсах: “Кенгуру” - Королев А. - 3 место по городу и 3 место по области (2006 уч.г.) (слайд 28), “Математика и проектирование” (в заочном туре: Сергеева А. - 3 место (2010-2011), Кириллова Г. - 1 место и Сергеева А.- 1 место (2011-2012), Сергеева А. – 2 место в очном туре (слайд 29). В конкурсе “Математика и проектирование” участвовали 2 года (слайд 30). Координаторами Конкурса являются: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Академия социального управления” (ГОУ ВПО МО “Академия социального управления”) и факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Конкурс проводится при поддержке Министерства образования Московской области.
Цели и задачи Конкурса: развитие интереса к математике, исследовательской и проектной деятельности у учащихся; выявление, развитие и поддержка одаренных учащихся; повышение квалификации учителей математики и информатики; активизация внеклассной и внешкольной работы по математике и информатике; развитие информационно-коммуникационных компетенций учащихся и учителей (слайд 31).
Конкурс проходит по шести номинациям (2 тура: региональный – заочный и международный – очный):
1. Математические модели реальных процессов в природе и обществе,
2. Геометрические миниатюры,
3. Математика и искусство,
4. История математики,
5. Наука математика,
6. Электронный тематический журнал (слайд 32).
На первый региональный заочный тур в 2011-2012 уч. году было представлено 30 работ, приняли участие 35 учеников, из них 2 ученика нашей школы. В номинации “История математики” работа “Пифагор - великий математик и предсказатель” Сергеевой Алисы (9Акласс) заняла 1 место. В номинации “Математика и искусство” работа “Геометрические фигуры в орнаментах Архангельской области” Кирилловой Галины (10Б класс) - 1 место. Обе работы рекомендованы региональной экспертной комиссией для участия в очном туре в Москве (слайд 33). Мероприятия очного тура VІ Международного конкурса “Математика и проектирование” проходили в Академии социального управления (АСОУ) (слайд 34). Председатель оргкомитета конкурса Сергеева Татьяна Федоровна (слайд 35). На конкурс приехали представители России, Казахстана, Белоруссии, Болгарии и Китая. Всего выступило 270 учеников по 6 номинациям. 1 мая был самый ответственный – защита работ. Председатель жюри – Розов Николай Христович, член-корреспондент РАО, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова (слайд 36). 3 мая 2012 года состоялось закрытие VІ Международного конкурса “Математика и проектирование”, на котором были подведены итоги и награждены победители и призеры (слайд 37).
Заключение
“Одаренные дети” — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. “Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!” (слайд 38)
А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.
Список используемых ресурсов
1. Архипова Е. А., Кецко Т. В. Психолого-педагогические механизмы развития одаренности у учащихся, Минск, Республиканский институт высшей школы
2. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Взаимодействие с одаренными детьми в условиях интеграции основного и дополнительного образования URL:
http://www.rusnauka.com/20_DNII_2012/Psihologia/8_113827.doc.htm
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
4. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
5. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
6. Современные подходы к проблеме одарённости. URL: http://hudaiberdinsk.ucoz.ru/publ/doklad_quot_sovremennye_podkhody_k_probleme_odarjonnosti_quot/1-1-0-17
7. Уласевич С. А. Одарённые дети, Минск, 2005
8. Методика “Карта одаренности”
URL: http://www.astripk.ru/content_aipkp/odaren/II_inf/5.pdf
9. Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика, Ростов-на-Дону.: “Феникс”, 2011
10. Казакова Т. Н. Статья Формы и методы работы с одарёнными детьми
URL: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/formy-i-metody-raboty-s-odarennymi-detmi