Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Одной из причин, побудивших меня заняться этой проблемой, стали результаты диагностики детей подготовительной группы в начале года: высокий уровень - 18% ; средний уровень - 32% ; низкий уровень - 50%. Анализируя ответы детей, я заметила, что многие дети затрудняются ответить на самые элементарные вопросы: как правильно переходить проезжую часть, не знают сигналы регулировщика, не разбираются в дорожных знаках, часто забывают или вовсе не знают об опасностях, подстерегающих их на улице.
Причиной этого считаю, недостаточное количество времени в воспитательно-образовательном процессе в детском саду. Работа по формированию навыков безопасного поведения детей на улицах должна проводиться планово, систематически, постоянно.
Налицо противоречие между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей с одной стороны и отсутствием целенаправленной систематической работы с другой.
На первый взгляд научить ребенка правильно вести себя на дороге легко. Выучил с ним Правила дорожного движения и все, нет проблем. Но на самом деле это совсем не так, потому что мы взрослые, каждый день, на глазах детей нарушаем эти правила, тем самым ставим перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Работая по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 43, разработанной в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой и парциальной программе дошкольного образования с осуществлением социально-личностного развития детей “Я - человек”, автор С.А. Козлова, но в них не достаточно внимания уделяется обучению детей Правилам дорожного движения, поэтому использую методические рекомендации из книг: “Правила дорожного движения” составители Т.Г Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, “Как научить детей ПДД?” автор Т.П. Гарнышева, “Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет” под редакцией Н.В. Коломеец.
Целью моей работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах путём использования информационно-коммуникационных технологий.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- развить у детей умения и навыки ориентироваться в различной обстановке;
- выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- воспитать в детях грамотных пешеходов.
Воспитание дошкольников осуществляю на основе общих дидактических принципов.
1. Принцип личностно ориентированного подхода.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип научности.
5. Принцип сознательности.
6. Принцип целостности.
7. Принцип единства семейного и общественного воспитания.
Решение задач осуществляю через специально непосредственно образовательную деятельность познавательного цикла, беседы, развивающие, дидактические игры; совместную деятельность взрослых и детей с использованием ИКТ.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния ИКТ на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем просмотрит или прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.
В непосредственно образовательной деятельности со своими детьми я использую мультимедийные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, считаю, что наиболее эффективно будет использование знакомства с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем “сухой” традиционный подход, где использовались иллюстрации. Ведь с помощью компьютерных технологий: графики и звука светофор “оживает”, он может сигналить, мигая разными огоньками, улыбаться и разговаривать, а также они помогают формировать психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
На мой взгляд, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса, перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу, и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Для большей эффективности каждая презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
- виды транспортных средств, их классификация
- группы дорожных знаков
- причины ДТП
- участники дорожного движения
- сведения о дороге и ее главных составных частях
- светофор, история его развития
- назначение дорожных знаков и указателей, их группы
- виды транспорта
- дидактические игры, ребусы
Помимо мультимедийных презентаций использую в работе с детьми и рекомендую родителям аудио - и видео записи, компьютерные игры. Некоторые из них представлены в Интернете – on-lain игры. Такие игры использую с подгруппой детей и индивидуально.
В результате работы по использованию ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада отметила те преимущества, на которых следует остановиться:
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
-позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
- использование новых приемов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
-занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями”
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
В вопросах соблюдения детьми Правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Результаты анкетирования родителей показали, что многие не понимают необходимости учить детей соблюдению Правил дорожного движения, начиная уже с дошкольного возраста, оставляя это на потом, когда ребенок подрастет, пойдет в школу, ссылаясь, на дефицит времени, недостаток терпения и отсутствие знаний в вопросе по изучению ПДД, не понимают важности этой проблемы. Возникает еще одно противоречие между желанием родителей воспитать ребенка грамотным пешеходом и безответственным, инертным отношением к этому процессу.
Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. В своей работе я применяю следующие основные формы работы с родителями:
- проведение тематических бесед
- вовлечение родителей в совместное участие в проведении тематических занятий, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности
- индивидуальная работа с родителями , дети которых входят в группу риска (слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
- памятки в виде буклетов, консультации на CD-дисках.
- совместный просмотр видеоматериалов и последующее их обсуждение.
Даю советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Совместная работа детского сада и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также при участие родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).
ВЫВОД
Диагностика в конце учебного года показала:
- Высокий уровень - 65%
- Средний уровень - 35%
- Низкий уровень - нет.
Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.
У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.
Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.
Дети длительное время могут сосредоточенно работать над упражнением или заданием, так как повысилась устойчивость и произвольность внимания.
Родители больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание личного примера в обучении детей безопасности на дороге. Все эти факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того “чтобы жили и дружили люди и автомобили”.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гарнышева Т.П.: Как научить детей ПДД? – СПб.: “Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
- Кобзеве Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С.: Правила дорожного движения: “Учитель”, 2010.
- Коломеец Н. В.: Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: “Азбука безопасности”: Учитель.
- Романова Е.А., Малюшкина А.Б. : Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера, 2005.