Программное содержание.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
- Развивать фантазию, конструктивные способности и умение творчески использовать приобретённые ранее навыки, умение логически мыслить.
- Развивать находчивость и сообразительность.
Обучающие:
- Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 их двух меньших чисел.
- Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение в виде модели “часть и целое” и знаково-цифровой форме; учить выделять в задаче условия, вопрос, решение и ответ.
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть соседей числа.
- Учить высказывать и обосновывать свои ответы, строить простейшие умозаключения.
- Учить ориентироваться в тетради в клетку.
- Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.
Воспитательные:
- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
- Воспитывать выдержку, умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения.
- Методы и приемы: беседа, рассуждение, словесные пояснения, указания, ответы на вопросы индивидуальные и хоровые.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок
- решение логических задач
- работа в тетрадях: ориентировка на листе бумаге (в клетку)
- индивидуальная работа и разучивание физкультминутки.
Словарная работа: остров, воздушный транспорт, наземный транспорт, иллюминатор.
Оборудование: магнитная доска, компьютер.
Демонстрационный материал:
- Креативные карты, картинка для составления задачи, домики для состава чисел
Раздаточный материал:
- Креативные карты, ЛЕГО-конструктор, цифры, знаки, модель “часть-целое”, тетради, простые карандаши, “билеты” на корабль.
Литература:
- Планы занятий по программе “Развитие” для подготовительной группы под ред. Л.А. Венгера, Москва. Издательство “Гном и Д” 2000 г.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята сегодня в детский сад почтальон принес письмо от жителей островов Знаний. Они приглашают нас к себе в гости. Вы любите ходить в гости?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чем бы можно добраться до острова?
Дети перечисляют транспорт.
Воспитатель: Правильно, на самолете, вертолете. Какой это вид транспорта?
Дети: Воздушный транспорт.
Воспитатель: На корабле, лодке, паруснике. Какой это вид транспорта?
Дети: Воздушный транспорт.
Воспитатель: А можно до острова добраться на автобусе, поезде?
Воспитатель: Почему нельзя? (ответы детей)
Воспитатель: Что такое остров?
Воспитатель: Правильно остров – это земля, а вокруг вода, поэтому на наземном транспорте до острова нам с вами не добраться.
Воспитатель: Ну, раз мы можем отправиться в путешествие на водном и воздушном транспорте, я предлагаю вам сейчас приступить к строительству.
Раз, два, три повернись
В строителей транспорта превратись
На столе лежат креативные карты для строительства самолета и корабля из ЛЕГО-конструктора.
Воспитатель: Молодцы транспорт готов, можно отправляться в путешествие на острова Знаний.
Воспитатель: Предлагаю на остров “Посчитай-ка” отправиться на самолете.
Физкультминутка “Самолет”
Мы садимся в самолет, (дети приседают)
Отправляемся в полет! (“заводят” самолет, встают, говорят: “ж-жу”)
Мы летим над облаками. (руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (по очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. (“забрасывают” удочку)
Осторожнее: гора! (наклоняются влево, вправо, говорят: “ж-жу”)
Приземляться нам пора! (приседают)
Воспитатель: Ребята, но самолет не может приземлиться на острове “Посчитай-ка”, нам придется прыгать с парашютом. Каждый парашютист должен точно приземлиться на свою точку, для этого решите пример, который записан на парашюте и найдите точку приземления с правильным ответом.
Воспитатель: Итак, все удачно приземлились, давайте проверим?
- 2+3=5
- 3+3=6
- 3+1=4
- 4+3=7
- 6-3=3
- 8-2=6
Дети решают примеры и находят ответы (точки приземления)
Воспитатель: Итак, мы на острове “Посчитай-ка”. Вы не против посчитать?
Воспитатель: Воспитатель:
Посчитайте от 1 до10, от 10 до 1, от 3 до 8, от 7 до1.
Сколько будет 8 без 1? 6 без 2? 4 без 1? и т.д.
Назовите соседей числа 4, 8, 6, 9, 5 и т.д.
Я задумала число оно больше 4, но меньше 6; больше 7, но меньще 9; больше 5, но меньше 7 и т.д.
Воспитатель: На остров “Расселяй-ка” отправимся на корабле, прошу пассажиров занять свои места вот ваши билеты. Места занимаем, пересчитав количество иллюминаторов на билете и найдя соответствующую цифру на спинке стула.
Электронная физминутка для глаз “Кораблики и чайки”.
Воспитатель: Итак, мы приплыли на остров “Расселяй-ка”. На этом острове все жители поссорились, они не могут правильно заселиться в дома. Помогите, пожалуйста, ребята, расселите всех жителей по квартирам. В квартирах слева уже живут жильцы, расселите жильцов в квартиры справа так, чтобы вместе на одном этаже жило столько жильцов, какой номер у вашего дома.
Воспитатель: Молодцы, спасибо вам, что вы помирили всех жителей на этом острове.
Воспитатель: И у нас с вами на пути остался последний остров “Решай-ка”.
Хранитель этого острова придумал для вас очень хитрые, непростые задачи, но я думаю, что и с ними вы тоже справитесь.
Задачи
1. Коля на острове прожил 3 года, а Таня прожила на острове 3 зимы, 3 весны, 3 лета, и 3 осени. Кто из детей больше прожил на острове Коля или Таня?
(Ответы детей)
2. На пальме росло 6 кокосовых орехов, 2 ореха упало. Сколько орехов осталось на пальме? (картинка для придумывания задачи)
Дети на столе выкладывают запись второй задачи.
Воспитатель: Почему мы считаем, что это задача? (В задаче есть условие и вопрос.)
Воспитатель: Назовите условие задачи. (На пальме росло 6 кокосовых орехов, 2 ореха упало.)
Воспитатель: Что такое условие задачи? (Это маленький рассказ.)
Воспитатель: Назовите вопрос задачи. (Сколько орехов осталось на пальме?)
Воспитатель: Что такое вопрос задачи? (То, что нужно узнать в задаче.)
Воспитатель: Что еще обязательно должно быть в задаче? (Числа.)
Воспитатель: Как решить эту задачу? (Нужно от целого отнять часть, получится часть.)
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Понравилось вам в гостях у жителей островов “Знаний”
Воспитатель: Но пришло время возвращаться обратно в детский сад. Для этого нам надо нарисовать обратный четкий, правильный маршрут, чтобы оказаться в нашем детском саду. Для этого я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
“Налим”
Жил в реке один налим,
(волнообразное движение правой рукой)
Два ерша дружили с ним.
(волнообразное движение левой рукой)
Прилетали к ним три утки
(соединить большие пальцы, ладонями к себе)
По четыре раза в сутки,
(сжимаем и разжимаем пальцы рук)
И учили их считать
Раз, два, три, четыре, пять.
(из кулачка открываем пальцы, начиная с мизинца)
Дети проговаривают:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас друзья, не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь-
И за дело я возьмусь.
Воспитатель: Возьмите карандаш, откройте тетрадь. Поставьте карандаш на точку остров “Знаний” и внимательно слушайте и отсчитывайте клеточки под мою диктовку.
Дети выполняют графический диктант
Воспитатель: Итак, с возвращением вас в детский сад. Понравилось вам в гостях.
- Какие задания в этом путешествии вам было выполнять труднее всего?
- При выполнении, какого задания вы не испытывали трудностей?