Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше».
Задачи:
- научить учащихся выявлять, не пользуясь счётом, в каких из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
- научить писать цифру 3;
- вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность;
- упражнять детей в счёте различных предметов;
- развивать внимание, наблюдательность, зоркость.
Тип, вид урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные:
- будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения;
- получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки жизненных ситуаций и поступков, художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные
Регулятивные:
- научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
- получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы.
Познавательные:
- научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы;
- получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные:
- научится: использовать в общении правила вежливости;
- получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания; работать в паре, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины: отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Ресурсы: М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, издательство «Астрель», Москва, 2012; М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, рабочая тетрадь №1, издательство «Астрель», Москва, 2012; электронный учебник М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, издательство «Астрель», Москва, 2011.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
1. Оргмомент | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
– Проверим готовность к уроку. |
Организуют своё рабочее место,
проверяют наличие учебных принадлежностей на
столе. Отвечают на вопросы учителя. Приветствуют учителя и гостей. |
Наблюдение. |
2. Актуализация знаний | – Буратино шёл к нам на урок, нёс
карточки с цифрами, но споткнулся и рассыпал их.
Помогите сказочному человечку! (Один ученик
работает у доски, остальные на своих столах с
индивидуальными наборами карточек). – Проверим! Назовём все числа по порядку. – В обратном порядке. – А теперь угадайте, какие числа загадал Буратино: я даю задание, а вы показываете карточку с нужной цифрой.
– А вот и солнышко! Буратино просил передать его вам на доску, если вы успешно справитесь с его заданием. (На доске – солнышко). – Уберите карточки с цифрами. |
Выполняют задания учителя, пользуясь карточками с цифрами от 1 до 9. Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. | Наблюдение. |
3. Постановка учебной задачи. | – Сегодня на уроке мы будем не только считать, но и сравнивать числа. Научимся правильно пользоваться словами «больше», «меньше», «столько же». А поможет нам Мальвина, ведь именно она научила Буратино считать. | ||
4. Открытие нового знания. | – 1 вариант: положите перед собой
столько карандашей, сколько раз я хлопну в
ладоши. – Ваш товарищ со 2 варианта положит перед собой столько ручек, сколько ушей у Буратино. – Сравните: чего больше? Чего меньше? – Как вы сравнивали? (Считали). – А как ещё можно сравнить каких предметов больше, а каких меньше? (Составлением пар). – Составьте пару со своим соседом – возьмитесь за руки. Представителей какого варианта в нашем классе больше – первого или второго? – Как вы узнали? – Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Добавить или убрать). |
Индивидуальная работа. Работа в парах. Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
Наблюдение учителя. |
5. Физ. минутка. | – Буратино приглашает вас отдохнуть.
(Дети имитируют движения Буратино). |
Выполняют упражнения для профилактики утомления. | |
6. Первичное закрепление. | – Откройте учебники по закладке.
Проверьте себя – на интерактивной доске наш
электронный учебник поможет нам в работе. Задание № 1 – Мячей какого цвета больше на каждом рисунке? Задание № 2 – Расскажи о предметах на рисунках с помощью слов: столько же, больше, меньше. Задание № 5 – Чего больше: яблок или листиков? Как узнали? Задание № 6 – Каких фруктов столько же, сколько красных
груш? |
Фронтальная беседа по учебнику стр. 32-33. Рассматривают картинки и задания в учебнике, отвечают на вопросы учителя. Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
Наблюдение учителя. |
7. Физминутка |
|
Выполняют упражнения для профилактики утомления. | |
8. Открытие нового знания | – Работаем в тетради на печатной
основе. Откройте по закладке. – Сколько раз мы топали? – Сколько раз мы хлопали? – Сегодня мы повторим цифру 3 и уточним её написание. На что она похожа?
– Работаем вместе: вы в тетради, я на доске, где с помощью документ-камеры появилась страничка из вашей тетради. – Ставим ручку на 1/3 сверху от высоты клеточки и
чуть правее центра, поднимаемся до верхней линии,
задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно
срезаем верхний уголок, опускаемся по правой
стороне клеточки на 1/3, резко уходим в центр
клеточки, чуть-чуть поднявшись, и с этой же
линии, плавно закругляем и опускаемся по
наклонной до 1/3 справа, выписываем «клюшку» в
средней части нижней стороны клеточки. |
Работа в тетради на печатной основе. Индивидуальная работа. Работа в парах. Осуществляют анализ объектов. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Практическая работа, самостоятельная работа.
Взаимопроверка. |
Наблюдение учителя.
Самоконтроль. |
9. Самостоятельная работа и самоконтроль | – В учебнике стр. 33 № 4 выполняется в
тетради. Это настоящая задача. Выполним к ней
рисунок. Я читаю задание, а вы выполняете его в
тетради на печатной основе. В вазе стояли тюльпаны: 8 розовых и 5 жёлтых.
– Проверим. На доске иллюстрация к вашему
заданию. |
Самостоятельная работа. Осуществляют анализ. Строят рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Отвечают на вопросы учителя. |
Наблюдение учителя. |
10. Рефлексия | – Какую задачу мы перед собой ставили? – Удалось ли нам решить поставленную задачу? – Каким способом? – Где можно применить новые знания? – Посмотрите, как радуется солнышко вашим успехам. Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, у кого радостное, солнечное настроение – прикрепите своё маленькое солнышко рядом с моим. |
Обобщающая беседа. Развёрнутые ответы на вопросы. Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы. Ученики берут свои «солнышки» и прикрепляют их к доске. |