Математическая разработка урока математики в 1-м классе "Больше, меньше. Сколько же?"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель:  раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше».

Задачи:

  • научить учащихся выявлять, не пользуясь счётом, в каких из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
  • научить писать цифру 3;
  • вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность;
  • упражнять детей в счёте различных предметов;
  • развивать внимание, наблюдательность, зоркость.

Тип, вид урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения;
  • получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки жизненных ситуаций и поступков,  художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные

Регулятивные:

  • научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
  • получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
  • использовать в своей деятельности простейшие приборы.

Познавательные:

  • научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы;
  • получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные:

  • научится: использовать в общении правила вежливости;
  • получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания; работать в паре, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины: отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»

Ресурсы: М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, издательство «Астрель», Москва, 2012; М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, рабочая тетрадь №1, издательство «Астрель», Москва, 2012; электронный учебник М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова «Математика» 1 класс, издательство «Астрель», Москва, 2011.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

1. Оргмомент Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел для вас звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
Хотите учиться?
Значит можно садиться?

– Проверим готовность к уроку.
– Сегодня на нашем уроке присутствуют гости и сказочные персонажи – Буратино и Мальвина, которые решили узнать, чему вы научились за эти несколько недель в школе. Давайте их поприветствуем.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.
Отвечают на вопросы учителя.
Приветствуют учителя и гостей.
Наблюдение.
2. Актуализация знаний – Буратино шёл к нам на урок, нёс карточки с цифрами, но споткнулся и рассыпал их. Помогите сказочному человечку! (Один ученик работает у доски, остальные на своих столах с индивидуальными наборами карточек).
– Проверим! Назовём все числа по порядку.
– В обратном порядке.
– А теперь угадайте, какие числа загадал Буратино: я даю задание, а вы показываете карточку с нужной цифрой.
  • Это число при счёте стоит между числами 3 и 5.
  • Это число стоит при счёте  перед числом 7.
  • Это число называю при счёте за числом 1.
  • Это число больше, чем 5 на 1.
  • Это число можно получить, если к 4 прибавить 2.
  • Это число на 1 меньше четырёх.
  • Это число скажет нам, сколько солнышек на небе.

– А вот и солнышко! Буратино  просил передать его вам на доску, если вы успешно справитесь с его заданием. (На доске –  солнышко).

– Уберите карточки с цифрами.

Выполняют задания учителя, пользуясь карточками с цифрами от 1 до 9. Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Наблюдение.
3. Постановка учебной задачи. – Сегодня на уроке мы будем не только считать, но и сравнивать числа. Научимся правильно пользоваться словами «больше», «меньше», «столько же». А поможет нам Мальвина, ведь именно она научила Буратино считать.    
4. Открытие нового знания. – 1 вариант: положите перед собой столько карандашей, сколько раз я хлопну в ладоши.
– Ваш товарищ со 2 варианта положит перед собой столько ручек, сколько ушей у Буратино.
– Сравните: чего больше? Чего меньше?
– Как вы сравнивали? (Считали).
– А как ещё можно сравнить каких предметов больше, а каких меньше? (Составлением пар).
– Составьте пару со своим соседом – возьмитесь за руки. Представителей какого варианта в нашем классе больше – первого или второго?
– Как вы узнали?
– Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Добавить или убрать).
Индивидуальная работа.
Работа в парах.
Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи.
Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Наблюдение учителя.
5. Физ. минутка. – Буратино приглашает вас отдохнуть.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют движения Буратино).

Выполняют упражнения для профилактики утомления.  
6. Первичное закрепление. – Откройте учебники по закладке. Проверьте себя – на интерактивной доске наш электронный учебник поможет нам в работе.

Задание № 1

– Мячей какого цвета больше на каждом рисунке?
– По какому рисунку легче ответить на эти вопросы?

Задание № 2

– Расскажи о предметах на рисунках с помощью слов: столько же, больше, меньше.

Задание № 5

– Чего больше: яблок или листиков? Как узнали?
– Что нужно сделать, чтобы яблок и листиков стало поровну?

Задание № 6

– Каких фруктов столько же, сколько красных груш?
– Каких фруктов столько же, сколько зелёных груш?
– За хорошую работу Мальвина решила подарить солнышко каждому из вас! (Каждый ученик получает маленькое солнышко).

Фронтальная беседа по учебнику стр. 32-33.
Рассматривают картинки и задания в учебнике, отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Наблюдение учителя.
7. Физминутка

Я иду, и ты идёшь –
раз, два, три.
(шаг на месте)
Я пою, и ты поёшь –
раз, два, три.
(стоя, дирижируем обеими руками)
Мы идём,  и мы поём –
раз, два, три.
(шаг на месте)
Очень дружно мы живём –
раз, два, три!
(хлопки)

Выполняют упражнения для профилактики утомления.  
8. Открытие нового знания – Работаем в тетради на печатной основе. Откройте по закладке.
– Сколько раз мы топали?
– Сколько раз мы хлопали?
– Сегодня мы повторим цифру 3 и уточним её написание. На что она похожа?

А вот это – посмотри,
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков –
Состоит из трёх крючков.

– Работаем вместе: вы в тетради, я на доске, где с помощью документ-камеры появилась страничка из вашей тетради.

– Ставим ручку на 1/3 сверху от высоты клеточки и чуть правее центра, поднимаемся до верхней линии, задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, резко уходим в центр клеточки, чуть-чуть поднявшись, и с  этой же линии, плавно закругляем и опускаемся по наклонной до 1/3 справа, выписываем «клюшку» в средней части нижней стороны клеточки.
– Продолжите строчку до конца самостоятельно.
– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и подчеркните те цифры, которые у вашего товарища получились лучше.
– Верните тетради. Будем стараться именно так писать цифру 3.

Работа в тетради на печатной основе.
Индивидуальная работа. Работа в парах.
Осуществляют анализ объектов.
Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 

 

Практическая работа, самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

 

 

Наблюдение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.

9. Самостоятельная работа и самоконтроль – В учебнике стр. 33 № 4 выполняется в тетради. Это настоящая задача. Выполним к ней рисунок. Я читаю задание, а вы выполняете его в тетради на печатной основе.
В вазе стояли тюльпаны: 8 розовых и 5 жёлтых.
  • Нарисуй в ряд столько кругов, сколько розовых тюльпанов.
  • Нарисуй под ними в ряд столько квадратов, сколько жёлтых тюльпанов.
  • Составь пары. Определи, каких тюльпанов было меньше.

– Проверим. На доске иллюстрация к вашему заданию.
– Каких тюльпанов меньше? Как узнали?
– Составьте пары, соединив фигуры карандашом.
– Вам понравилось составлять пары? Тогда выполните в тетради самостоятельно задание №1 и №2.

Самостоятельная работа.
Осуществляют анализ. Строят рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Отвечают на вопросы учителя.
Наблюдение учителя.
10. Рефлексия – Какую задачу мы перед собой ставили?
– Удалось ли нам решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Где можно применить новые знания?
– Посмотрите, как радуется солнышко вашим успехам. Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, у кого радостное, солнечное настроение – прикрепите своё маленькое солнышко рядом с моим.
Обобщающая беседа.
Развёрнутые ответы на вопросы.
Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.
Ученики берут свои «солнышки» и прикрепляют их к доске.