Мастер-класс "Вязаные спицами домашние тапочки"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (713 кБ)


Цель мастер-класса: Приобщение обучающихся к основным видам рукоделия - вязанию спицами.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с историей и развитием художественного вязания.
  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами.
  • Познакомить с основами цветоведения и материаловедения.
  • Научить чётко выполнять основные приёмы вязания.
  • Обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно.
  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
  • Расширить словарный запас обучающихся.

Развивающие:

  • Развить образное мышление, внимание, моторные навыки, творческие способности, фантазию,
  • Выработать эстетический и художественный вкус.
  • Способствовать развитию интереса к видам рукоделия

Воспитательные:

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности.
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
  • Привить основы культуры труда.

Социальные:

  • Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
  • Познакомить детей с профессиями декоративно-прикладного искусства.

Участники: ученицы 8-9 класса

Метод проведения:

  • Объяснения с элементами показа приёмов работы, правил техники безопасности, работа с инструкционными картами.

Оснащение и оборудование занятия:

  • выставка готовых работ
  • образцы материалов и инструментов
  • технологические карты;
  • мультимедийный проектор; экран.
  • Материалы и инструменты:
  • круговые спицы № 2-3
  • по 50 г пряжи двух цветов (п/шерстяная или шерстяная)
  • ножницы
  • крючок

Формы работы

  • Мастер-класс, компьютерная презентация, работа в группе, индивидуальная работа.

Межпредметные связи

  • Математика, ИЗО, ОБЖ, история.

Практическая работа

  • Вязание тапочек

Методы обучения

  • Рассказ, беседа, объяснение; демонстрация, практическая работа

Форма организации познавательной деятельности учащихся

  • Фронтальная, индивидуальная

Тип урока

  • Мастер-класс.

План занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала. Технологическая последовательность вязания.
  4. Практическая работа. Вязание до подошвы.
  5. Заключительная часть. Итог, домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Контроль посещаемости.

2. Проверка готовности класса к занятию.

3. Сообщение темы и целей урока (Презентация) (Слайд 1-3).

II. Повторение пройденного материала.

- Какие инструменты и материалы нам необходимы для вязания спицами? (Спицы, ножницы, нитки.) (Слайд 4)

- Вспомните, какие правила безопасности вы должны соблюдать, работая с ручными инструментами и спицами?

Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:

1. Со спицами и крючком необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2. Спицы и крючок не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы. 

3. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючком - они портят пряжу, нитки.

4. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия. 

Санитарно-гигиенические требования при вязании:

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа. 

3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

III. Объяснение нового материала

Историческая справка

Ручное вязание на спицах - один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.

Веками отточенное мастерство вязания спицами актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, одежду и элементы её украшения, игрушки и предметы быта.

Ручное вязание способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи.

Объяснение нового материала сопровождается показом презентации "Вязаные тапочки".

Послайдовое сопровождение находится в Приложении 1.

IV. Практическая работа

Практическая работа проводится по технологическим картам (Приложение 2).

V. Подведение итогов урока

Просмотр получившихся работ.

VI. Домашнее задание

Дома вам нужно довязать до подошвы.

На следующем уроке продолжается работа по данной теме. Вяжутся подошва и пятка. Отрезаются нити и крючком заправляются на изнаночной стороне.

Литература для учителя

  1. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству (Текст). - СПб.: Лениздат, 1993.
  2. Вяжите сами (Текст). - М.: Изд-во "ФАБР". 1993.
  3. Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах (Текст). - М.: Просвещение, 1991.