Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок проводился в 4-м классе. В классе 30 учащихся. Все дети из благополучных семей. В классе есть группа слабоуспевающих учащихся и группа сильных учащихся.

Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, опубликованной в «Сборнике программ к комплекту учебников УМК «Начальная школа 21 века». – М.:Вентана-Граф.-2009. Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).

В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

Данный урок находится в блоке «Правописание». Тип урока – специализированный, нестандартный, закрепление. Форма обучения – групповая.

Урок проводился в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Изучаемый материал соответствовал задачам урока, программе, дидактическим принципам (научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, связи с жизнью).

Были использованы методы:

1. Деятельностный: при введении нового материала организована исследовательская работа детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

2. Передачи и восприятия знаний: по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные (беседа), наглядные (экологическое панно, глагол в виде сказочного героя);

методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические упражнения, дидактическая игра, трудовая деятельность);

по логике передачи и восприятия учебной информации –

  • аналитические методы (анализ и выделение главного, классификация);
  • синтетические (доказательство, обобщение, систематизация);
  • индуктивные (движение мысли от частного к общему);

по степени самостоятельности мышления –

  • репродуктивные (запоминание путем повторения материала);
  • частично-поисковые (формирование учебных выводов, обобщений); п
  • роблемно-поисковые (создание проблемных ситуаций, доказательство учебных гипотез);

по степени управления учебной работой –

  • учебная работа под руководством учителя (постановка вопросов в определенной логической последовательности;
  • дозированная помощь ученику (дифференциация обучения: в классе дети разного уровня, сильным уч-ся давались задания потруднее, слабым – более легкие);
  • самостоятельная работа учеников (выполнение заданий с применением алгоритма; коррекция ошибочных ответов)

3. Стимулирования и мотивации учащихся:

  • методы стимулирования интереса к учению (создание ситуации успеха, использование игровой ситуации, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, опоры на жизненный опыт);
  • методы стимулирования долга и ответственности в учении (убеждение в значимости учения, создание ситуации взаимопомощи, информация о результатах – выставление оценок).

4. Методы контроля и самоконтроля:

  • устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос);
  • письменные (самостоятельная работа);
  • самоконтроль (проверяли свою работу с работой уч-ся, зачитывающего ответы).

5. Формы организации работы на уроке:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • групповая.

6. Технологии психомоторного раскрепощения младших школьников В.Ф.Базарного.

Все этапы урока рациональны и последовательны, соответствуют требованиям федерального государственного стандарта. Учебный материал изучался через постановку проблемных вопросов, создание проблемной ситуации или организацию исследования с последующими выводами, что позволило поддерживать интерес учащихся, увлечь их в познавательную деятельность.

Рационально и комплексно использованы средства обучения: учебная литература, мультимедийное оборудование, наглядность.

На уроке использовались возможности учебного кабинета, соблюдался гигиенический режим: обеспечение температурного и светового режимов, расположение учащихся по слуху и зрению; проводилась профилактика переутомления путем использования здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного: экологическое панно, запись предложений «волной», физминутка в режиме поиска, сенсорно-поисковый метод, физминутка на ковриках, физминутка для глаз, используя стенд (Схему условных символов В.Ф. Базарного), режим смены динамических поз: периодическая работа стоя.

Урок цели достиг. Дети показали прочные знания по данной теме, несмотря на то, что в классе есть сильная группа уч-ся и слабая.

Обученность учащихся на продуктивном уровне (конструктивный, творческий). В течение всего урока дети активно выполняли все задания.

Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего времени; развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов настоящего времени.

Задачи урока:

  • отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов,
  • проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;
  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
  • развивать волевые качества, эмоциональную сферу путем подбора интересного материала, использования нестандартной формы проведения урока (урока-путешествия);
  • развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление);
  • работать над повышением уровня мотивации;
  • воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах,
  • воспитывать чувство ответственности за успех своей команды;
  • учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.

Оборудование: учебники русского языка, тетради, презентация на мультимедийной доске: экологическое панно – план города Глагольска с названиями остановок, нарисованный автобус, путешествие по станциям и соответствующие задания; на доске эпиграф к уроку: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт; поощрительные билеты, главный приз «Глагол»; класс разбит на 3 команды.

На уроке используется здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного: экологическое панно, запись предложений «волной», физминутка в режиме поиска, физминутка на ковриках, физминутка для глаз, используя стенд «Схема условных символов В.Ф. Базарного», периодическая работа стоя.

Ход урока

Этапы урока Методы
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, прочитайте эпиграф к уроку: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт.
– Как вы понимаете эти слова? Именно эти слова и будут
девизом нашего урока.
– А что такое эпиграф?
Передачи и восприятия знаний: по степени управления учебной работой – учебная работа под руководством учителя (постановка вопросов в определенной логической последовательности;
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (Сообщение целей урока)
– О какой части речи говорится в стихотворении?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. (о глаголе)
– Почему? (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние) Привести примеры.
проблемно-поисковые (создание проблемных ситуаций, доказательство учебных гипотез);
3. Выявление места и причины затруднения.
(Дети работают в режиме «стоя»). (Приложение 1)
– Ребята, встаньте. Внимание!
Какие трудности в правописании глаголов нам встречаются? (Правописание безударных личных окончаний)
– Как правильно написать безударные личные окончания глаголов настоящего времени?
(Дети: Определить спряжение глагола. Для этого нужно поставить глагол в неопределенную форму. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –ить (кроме брить, стелить и односложных бить, шить, лить…), значит, это глагол второго спряжения. В его личном окончании пишем в настоящем времени гласную и. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –еть, ать, оть…, это глагол первого спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную е.
– Молодцы, ребята. Садитесь. Мы вспомнили свои знания, а теперь, согласно эпиграфу, будем применять их на практике.
Деятельностный: организована исследовательская работа детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях;
частично-поисковые(формирование учебных выводов, обобщений); Технологии психомоторного раскрепощения младших школьников
В.Ф. Базарного:
режим смены динамических поз.
 
4. Построение проекта выхода из затруднения. (Возникновение проблемной ситуации).
– На нашем уроке мы будем формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего времени.
– Сегодня, ребята, у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие. Мы с вами отправляемся в необыкновенный город Глагольск. Улицы города имеют разные названия. На каждой улице есть автобусные остановки. Во время путешествия по городу Глагольску мы закрепим, как пишутся безударные личные окончания глаголов настоящего времени. Путешествовать мы будем вот на этом замечательном автобусе. За каждый правильный ответ получаете проездной билет. Команда, получившая наибольшее количество билетов будет являться победительницей.
(Приложение 2).
А еще вы будете учиться работать в группе.
– Какой девиз работы в группе?
(Дети: Один за всех и все за одного!).
Передачи и восприятия знаний: по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные (беседа), наглядные (экологическое панно, глагол в виде сказочного героя);
5. План действий. (Реализация построенного проекта)
5.1. Минутка чистописания.
Откройте свои тетради. Начинаем путешествие по городу Глагольску на этом замечательном автобусе.
Упражнения для разминки пальцев: «Пальчики здороваются»,
«Поднимаем пальцы».
– Запишите сегодняшнее число, минутку чистописания.
5.2. Закрепление алгоритма определения спряжения глагола, алгоритма правописания окончаний глагол с проговариванием во внешней речи.
Остановка «Вспоминайка»
( За каждый правильный ответ участники команд получают билет.)
– Первая остановка – «Вспоминайка».
– Как определить безударные личные окончания глаголов настоящего времени? (Памятку, примеры)
– На доске для каждой команды написаны (волной) предложения. (Приложение 3). Вы должны вставить пропущенные буквы и доказать правильность своего ответа. А так же разобрать предложения по членам предложения, сделать разбор по составу выделенных слов.
По л.сной тр.пинке шага.т группа туристов.
На смелого с.бака ла.т, а трусливого куса.т.
Дружная сем.я и землю превраща.т в зол.то.
(По одному участники вызываются к доске. Каждый доказывает правильность своего ответа, остальные ребята работают в тетрадях). (Приложение 4)
– Коллективная проверка. (За правильные ответы выдаются билеты).
5.3. Остановка «Поиграйка» (Выполняется стоя)
– Следующая остановка – «Поиграйка».
– В каком глаголе слышится 100 нет? (Стонет)
– Объясните орфограмму в личном окончании глагола.
5.4. Физминутка в режиме поиска.
– Я буду читать слова, а вы найдите на стене и покажите нужную табличку с окончанием глаголов. (На стенах класса развесить таблички с окончаниями глаголов. Найдя нужную табличку, дети указывают на нее вытянутой рукой) (Приложение 5)
– Прокомментируйте свой ответ.
Катаете
Клеит
Могут
Держишь
Читаем
Клеим
Пилите
Вяжешь
Учат
Строят
Жалеет
Лают
Верите
(За правильные ответы выдаются билеты)
методы передачи информации с помощью практической деятельности
(практические упражнения, дидактическая игра, трудовая деятельность);
по логике передачи и восприятия учебной информации – аналитические
методы
(анализ и выделение главного, классификация);
синтетические (доказательство, обобщение, систематизация);
индуктивные (движение мысли от частного к общему);
по степени самостоятельности мышления – репродуктивные (запоминание путем повторения материала);
частично-поисковые (формирование учебных выводов, обобщений); проблемно-поисковые (создание проблемных ситуаций, доказательство учебных гипотез);
дозированная помощь ученику (дифференциация обучения: в классе дети разного уровня, сильным уч-ся давались задания потруднее, слабым – более легкие); Технологии психомоторного раскрепощения младших школьников В.Ф. Базарного: запись текста «волной», сенсорно-поисковый метод;
 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6.1. Остановка «Распределяйка».
– Продолжаем наше путешествие. Следующая станция – Распределяйка».
-Как определить спряжение глагола?
– Распределите глаголы по спряжениям в 2 столбика. (Текст написан на экране. Дети работают самостоятельно в тетрадях, обозначая окончания глаголов).
Кто поздно сеет, тот редко веет. Скромность украшает человека. Правда и реку остановит. Труд кормит, а лень портит. От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Словами поля не засеешь. Где строят, там и роют.
– Два человека (из разных команд) у доски пишут в два столбика глаголы для проверки, а в это время работа с классом (стоя):
– Что это за предложения?
– Что такое пословица?
– Какие еще виды фольклора вы знаете?
– Давайте сравним свою работу с работой на доске.
– Ребята, докажите правильность своих ответов.
Устная проверка. Столбики, записанные на доске, проверяются учащимися. (За правильные ответы выдаются билеты).
6.2. Физминутка на ковриках, включая физминутку для глаз, используя стенд (Схему условных символов В.Ф.Базарного).
(Приложение 6)
6.3. Диктант-игра. Остановка «Запоминайка».
– Следующая остановка – «Запоминайка».
– Кто больше запомнит и правильно запишет (слова записаны на экране):
Носит, тает, посмотришь, тужит, пахнет.
Набегает, светлеешь, баюкают, читаем, ходишь.
(Дети пишут коллективно на листах. Листы вывешиваются на доску для коллективной проверки. За правильные ответы выдаются билеты).
дозированная помощь ученику (дифференциация обучения: в классе дети разного уровня, сильным уч-ся давались задания потруднее, слабым – более легкие);
самостоятельная работа учеников (выполнение заданий с применением алгоритма; коррекция ошибочных ответов)
Методы контроля и самоконтроля:
устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос);
письменные (самостоятельная работа);
самоконтроль (проверяли свою работу с работой уч-ся, зачитывающего ответы); технологии психомоторного раскрепощения младших школьников В.Ф. Базарного: физминутки;
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
7.1. Остановка «Выиграйка».
– Наше путешествие подходит к концу. Остановка – «Выиграйка».
А теперь – аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает!
Разыгрывается «Глагол». Эту «вещь» любая из команд сможет «купить», «заплатив» за нее знаниями. Каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. За каждый правильный ответ – проездной билет. Выигрывает команда, набравшая большее количество билетов. (Приложение 7 у автора)
– Что такое глагол?
– Начальная форма глагола.
– Как изменяется глагол?
– Как определить спряжение глагола?
– Какие личные окончания имеют глаголы первого, второго спряжения?
– Как не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола?
– Приведите примеры глаголов настоящего времени первого и второго спряжения с безударными личными окончаниями. Докажите правильность своих ответов.
(За правильные ответы выдаются билеты).
7.2. Самооценка знаний.
– Командиры команд оценивают игроков своей команды.
Учитель выставляет оценки.
– Ребята, как вы думаете, в течение урока мы придерживались нашего девиза?
– Почему вы так считаете?
– Давайте подведем итог. Какая команда становится победительницей и обладательницей главного приза «Глагола».
– Ребята, вам понравилось путешествовать? Вы все очень хорошо поработали на уроке. Молодцы! Согласно эпиграфу к нашему уроку, вы умеете применять полученные знания на практике.
7.3. Задание на дом.
Записать в тетрадь 5 глаголов первого спряжения и 5 глаголов второго спряжения настоящего времени с безударными личными окончаниями. Доказать графически правильность их написания.
стимулирования и мотивации учащихся:
методы стимулирования интереса к учению (создание ситуации успеха, использование игровой ситуации, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, опоры на жизненный опыт);
методы стимулирования долга и ответственности в учении (убеждение в значимости учения, создание ситуации взаимопомощи, информация о результатах – выставление оценок).