Содержание:
1. Речь в развитии старших дошкольников.
2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.
3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.
4. Значение метода проекта в развитии связной речи у детей с тяжелым нарушением речи.
5. Выводы.
Речь - это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается основа для чтения и письма. Роль развития речи трудно переоценить, т.к. в этот процесс, включается развитие всех психических процессов и совершенствование детской деятельности. В работах таких ученых, как Выготский Л.С, Запорожец А.В, Филичева Т.Б, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Конечная цель речевого развития в ДОУ – это овладение речью, как средством общения.
Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родного языка. Сразу хочется объяснить почему? Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью, это основа формирования личности ребенка дошкольника. В формировании связной речи, так же прослеживается связь развития речи и интеллектуального развития.
Связная речь - это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем- либо, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Формирование связности речи включает в себя развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Решение таких задач, как: развитие предметного и глагольного словаря, словаря признаков, развитие монологической и диалогической речи, умение пересказывать тексты, разучивать стихи (выразительность речевых оборотов), развитие фантазии, умения обращать свои мысли в слова. Педагог при этом должен определить: тему и цель задания, словарь, который должен усвоить ребенок на данном этапе, отработать лексический и грамматический материал с учетом этапа коррекционного обучения, обозначить основные этапы, показать их взаимосвязь, сформировать цель каждого этапа, подчеркивать наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала, обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий, включать в работу разнообразные игровые и дидактические упражнения, учитывать зону ближайшего развития дошкольника, предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность.
Дети с ТНР не могут проходить обучение в массовых детских садах, т.к. им нужны конкретные специалисты, поэтому и существуют специальные сады и группы для детей с соответствующими диагнозами.
Основными признаками ТНР являются: резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами лишены возможности в словарной форме полноценно общаться с окружающими. Характерно для детей с ТНР общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности, как звуковой, так и лексической, грамматического строя речи. Вследствие этого, у большинства детей с ТНР, наблюдается ограниченность мышления, речевого общения, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основных наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Основными задачами педагогов именно речевых групп являются: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении высказываний, контроль за поставленными логопедом звуками, развитие моторики. Как показывают многолетние наблюдения (результаты диагностик и мониторингов), развитие именно связной речи, вызывает у детей с ТНР особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексы и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов на начальном этапе невозможно. С недавнего времени в дошкольную педагогику ввели метод проектной деятельности. Федеральные государственные требования к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования определяется основными требованиями: кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективного средства обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, поиск новых путей решения поставленных задач. Метод проекта отлично подходит к данным требованиям. Его использование в ДОУ связано с: гуманизацией образования, проблемами развития обучения, педагогике сотрудничества, личностно- ориентированными и деятельными подходами. Проектная деятельность в ДОУ рассматривается, как инновация, т.к в основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольника, на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов и обучающихся, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой, по этапному практическому достижения поставленной цели.
Следовательно, метод проекта, так же подходит для развития связной речи у детей с ТНР.
Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявлять эмоции, активизировать словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать грамматический строй.
Метод проекта - это пять “П”:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Используя метод проекта в работе, необходимо помнить, что проект- это сотрудничество педагогов, детей и родителей. На этапе разработки педагоги планируют: содержание непосредственно - образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, продумывают предметную среду. Последним этапом проекта является - презентация. Это всегда самый интересный момент. Необходимо усиливать социальную значимость проекта. Следует объяснять, для кого и для чего он создавался и зачем нужен. Форма защиты должна быть яркой, интересной, продуманной, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка (стимулировать его речевые успехи), родителя, педагога.
Решая поставленные задачи по формированию связной речи у детей с ТНР, следует строить работу так, чтобы у ребенка был постоянный интерес к проекту. Все задания должны быть динамичными, увлекательными, мобилизующими детей, вызывающими желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Окружающий мир- неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающим. Впечатления, полученные от этого в детстве, запоминаются на все жизнь и часто влияют на отношение к миру, к Родине. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но не все, иногда даже не замечая главного. А если рядом педагог, родитель, который удивляется вместе с ним, побуждает не только смотреть, но и видеть, помогает мысли обратить в речь, дети хотят узнать еще больше. Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка - важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в развитие связной речи. Метод проекта помогает, стимулирует взаимодействие ребенка и взрослого.
Самое важное в работе с дошкольниками – это, то, что метод проекта помогает решить самую главную задачу, к решению которой должны стремиться все педагоги речевых групп – овладение детьми речью, как средством общения, что способствует развитию гармоничной личности ребенка.
1 проект: “Развитие речи у детей с ТНР, через обучение составлению описательных рассказов и загадок”
Это вид речевой деятельности является на начальном этапе обучения самым тяжелым для детей с ТНР. Основными видами описательных рассказов являются: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимодействий, описание картины как раскрытия заданной темы, словесно – выразительное описание изображенного, с использование аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и др.). На основе сформировавшихся навыков использования различных типов предложений, у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержания предметных картинок, картин или их серий, составление рассказов - описаний. Зная специфику занятий по составлению описательных рассказов и загадок, любой педагог скажет – это сложно! Взрослым нужно побуждать ребенка к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию, использованием более эффективных, занимательных для детей методов и приемов, средств, которые могут способствовать появлению у детей стойкого интереса к данному виду речевой деятельности.
2 проект: “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов”
Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Главная ценность старшего дошкольного возраста – это высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
3 проект: “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с целостностью картины окружающего мира”
Так или иначе, но для дошкольника почти каждое занятие, будь то лепка, рисование, развитие речи несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить, но не стоит перегружать их внимание. Для проведения полноценной работы рекомендуется комбинировать лексические темы, проводить интегрированную работу по всем направлениям, нацеленную на определенные объекты изучения и разные виды речевого развития. Учить детей самостоятельности высказывания.
Т.е. в работе в этом проекте мы объединяем знакомство с целостностью картины окружающего мира и развитие связной речи у детей с ТНР.
4 проект: “Использование художественной литературы, как средство развития связной речи у детей с ТНР”
Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяет жизненный путь поколений, воздействует на развитие и состояние цивилизации. Современные дети все больше проводят время за компьютером, телевизором. Заметно снизился интерес к чтению. Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с разными видами детской деятельности, способствует постижению человеческой личности.
Совместное чтение книг способствует сближению матери и ребенка, что играет важную роль в формирование того, какими станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество. Давно определено, что через чтение художественной литературы возможно решение всех речевых задач.
Очень важно, понять, что для успешного обучения в школе, у выпускников детского сада не всегда достаточно сформировано умение связно высказываться на определенную тему. Чтобы этому научиться, необходимо развивать все стороны речи.
К 5 годам завершается формирование ребенка, как личности, проходит кризисный период 3-х лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости. В этот период у детей появляется потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием развития личности ребенка.