Цель:
Образовательная:
- Закрепление усвоенных знаний и выработка умений к их применению.
- Повторить и закрепить ранее изученные знания
- Подготовка учащихся к ГИА
Развивающая:
- активизировать мыслительную деятельность
- развитие речи, памяти, культуры речи
- развитие приемов работать самостоятельно
Воспитательная:
- Выработка норм поведения на уроке
- Воспитывать бережное отношение к русскому языку
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с СПП с придаточным определительным.
3. Словарная работа
- А начнем мы со словарной работы.
- Замените сл/соч, построенные на основе связи согласования, синонимичными сл/соч со связью управление
- часовой механизм (механизм часов)
- осенняя погода (погода осени)
- женские портреты (портреты женщин)
- летний отдых (отдых летом)
- золотые серьги (серьги из золота)
- Замените сл/соч, построенные на основе связи управления, синонимичными сл/соч со связью согласование.
- Путь жизни (жизненные путь)
- Дом из бревен (бревенчатый дом)
- Луч солнца (солнечный луч)
- Погода без ветра (безветренная погода)
- С каким способом связи мы не записали сл/соч ?
- Приведите устно примеры сл/соч со связью примыкание.
4. Повторение
- Составьте устно СПП с придаточным определительным с любым из этих сл/соч.
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные.
- С помощью чего они связываются с главным предложением?
- с помощью союзных слов
- В предложениях союзные слова являются членами предложения.
- Сегодня на уроке мы понаблюдаем над этим.
5. Синтаксический разбор предложения
Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел на небо, ожидая грозы,
- которая собиралась над моей головой.
- Назовите слово, которое образовано суффиксальным способом.
6. Отработка умений
- Запишем несколько предложений, определим, каким членом предложения является союзное слово.
Исследователи оказались на берегу быстрой реки, узкое русло которой (реки) пролегало в высоких крутых берегах.
В этой комнате, убранной совсем недавно, стояла тишина, среди которой (среди тишины) раздавался всхлипывающий плач ребенка, одиноко сидевшего на диване.
Зеленая долина широким горлом упиралась в небольшую речушку, невысокий берег которой (речушки) изгибался мелким глинистым плёсом ,в котором (плёсе), скрываясь за подступившими к самой реке деревьями, устраивал засаду леопард.
- Составим схему последнего предложения.
- Как называется такое подчинение придаточных предложений?
- последовательное подчинение
- Из записанных предложений назовите слово с чередующейся гласной в корне
- упиралась
- Назовите слово, правописание приставки в котором зависит от следующего за ним согласного.
- Назовите действительное причастие настоящего времени
7. Самостоятельная работа
- Расставить знаки препинания. Выделить грамматическую основу, графически показать , какое предложение, составить схему. Определить, каким членом предложения является союзное слово.
1. На следующий день мальчик испытывая робкое любопытство вошел в гостиную в которой поселился странный городской гость показавшийся ему таким сердито-крикливым.
2. Все это сплеталось и звенело на фоне этого особенного глубокого и расширяющего сердце ощущения которому так трудно подыскать настоящее определение.
3. Она сидя на скамейке находящейся в конце аллеи перебирала цветы которые держала в руках.
В окно которое оставалось открытым на ночь вливалась из сада свежесть раннего утра медленно наступающего.
8. Итог
9. Самооценка
10. Домашнее задание
- Из произведений художественной литературы выписать 5 СПП с придаточными определительными. Определить, какими членами предложения являются союзные слова.