Планируемые результаты
1. Предметные
- уточнение знаний о структуре текста, о связи между его частями;
- формирование умения грамотного использования языковых средств, умения выражать устно и письменно в связном тексте свои мысли, передавать свою позицию;
- совершенствование умения располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его;
- развитие у детей самостоятельного, творческого, логически стройного мышления, точной и выразительной связной речи;
- развитие воображения, наблюдательности.
2. Метапредметные
Формирование умений:
- прогнозировать содержание будущего текста;
- планировать работу по накоплению необходимого материала, используя дополнительную литературу;
- обобщать полученную информацию;
- осознанно строить синтаксические конструкции и связный текст, оформлять свои мысли в письменной форме.
- учить принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
3. Личностные
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- пробуждение эмоциональных чувств;
- воспитание творчески мыслящей личности;
Подготовка к уроку: (начинается за 2 -3 недели до написания сочинения)
- Прогулка в ясный день на школьный двор.
- Подборка материала из классической литературы о природе в марте.
- Использование этих примеров на уроках русского языка в качестве методического материала для отработки текущих тем.
- Составление небольших зарисовок о весеннем дне (если день солнечный).
Тема “Имя числительное”
1. На этапе повторения запись и разбор предложения:
“В календаре русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света”.
Тема “Местоимение”
1. Зрительный диктант.
“Особенно красиво в марте небо. Оно чистое и ярко-голубое. На его фоне четко выделяются свежая зелень сосен и трепетные верхушки осин”.
2. Расставьте знаки препинания.
Снег в марте на солнце ослепительно-белый а деревья бросают на него длинные синие тени. Воздух ранней весной прозрачный чистый чуть морозный.
3. Из слов каждой строчки составьте предложения. Подчеркнуть местоимения. Указать их падеж.
Весна, ранняя, пришла.
С, льются, голубого, лучи, неба, солнышка, яркого.
Обливает, светом, оно, лес, весенним.
Снег, лучей, начинает, его, таять, теплых, от.
4. Спишите предложения. Подчеркнутые существительные замените местоимениями.
В лесу еще много снега. Снег спрятался под кустами и деревьями. Солнцу трудно достать снег там. Но снег в марте особый. Нет в снегу прежней пушистости и легкости.
5. Письмо по памяти.
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е. Баратынский.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А.Н. Плещеев
Оборудование урока:
1. Репродукция картины И. И. Левитана “Март”
2. Книга “Левитан”, изд-во “Белый город”, Москва, 1999г.
3. Диск: “Времена года” П. И. Чайковского.
4. Конверты с эпиграфами.
5. Индивидуальные карточки.
6. Интерактивная доска.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на календаре 15 марта. Середина первого весеннего месяца, который в народе называют по-разному: зимобор, протальник, капельник.
Но немногие, наверное, знают, что начало весны называют ещё - Весной света.
Как вы думаете, почему?
Действительно солнце в марте - нетерпимо яркое, желтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже снег начинает так полыхать и слепить глаза, что даже слезу выжимает.
Бывало ли с вами такое? Когда?
Какое настроение бывает у вас в погожий мартовский день? Какие чувства вызывает у вас солнце, тепло после долгой зимы?
Многие великие люди: композиторы, художники, писатели, поэты очень любили весну, пробуждение всего живого и посвящали ей свои произведения. Одним из них является произведение П. И. Чайковского из его цикла “Времена года”, посвященное марту. Давайте его послушаем. А вы попробуйте представить картину, которую хотел передать композитор при помощи звуков музыки.
Прослушивание музыкальной пьесы из цикла “Времена года. Март”. Обсуждение услышанного произведения.
- Какие картины вы представили?
- Это ранняя весна или самое её начало? Почему вы так решили?
- Что вам помогло это представить?
- Чайковский услышал и передал при помощи музыкальных звуков март таким, как вы его и представили.
- А вот каким, его увидел “открыватель красот нашей русской земли, мастер пейзажа” Исаак Ильич Левитан мы сейчас посмотрим.
III. Предъявление картины и её рассматривание.
Эту картину И. И. Левитан написал в 19 веке! в 1895 году, находясь у своих друзей в Тверской губернии. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее (мы её там с вами видели).
Я специально не сказала вам её название. Попробуйте угадать сами!
Почему вы так решили?
- А теперь давайте внимательно рассмотрим эту картину.
На ней изображен простой русский пейзаж, который мы уже много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Всё это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окном вагона. Левитан этой, казалось бы простой, на первый взгляд картиной, учит нас наблюдать, запоминать, открывать красоту вокруг себя.
IV. Определение темы урока.
- Назовите тему урока.
- Как вы думаете, а зачем надо учиться писать сочинение по картине?
- Где это в жизни может пригодиться?
- Давайте запишем тему урока в тетрадь.
V. Анализ картины.
- Какой день изобразил на картине Левитан?
- Художник не показал на картине солнце, а между тем вы правильно почувствовали, что день ясный, солнечный. Почему?
- Взгляните на небо: какое оно? А какой воздух?
- Дайте описание снега. Какой он в лесу и у крыльца?
- Рассмотрите деревья. Какие на картине сосны? Какие тени они бросают на снег? Какие осинки? Почему их верхушки золотистые?
- Кого художник нарисовал в центре картины?
- Как она могла здесь оказаться? Опишите её.
- Какие цвета преобладают на картине? Почему?
- Какие чувства вызывает у вас картина?
Физминутка.
- Давайте представим себя на этой тёплой улице, подышим чистым весенним воздухом, погреем свои щёчки на тёплом солнышке.
VI. Составление плана.
- С чего начнёте своё сочинение?
- О чём будете писать в основной части?
- Чтобы картина весеннего дня была полной, о чём надо обязательно написать?
- Чем вы закончите своё сочинение?
Примерный план
1. Художник Левитан и его картина.
2. Весенний день в картине.
а). Небо, воздух;
б). Деревья;
в). Снег;
г). Каурая лошадка.
3. Какие чувства вызывает картина?
Выбор эпиграфа (детям предлагается на выбор 3 эпиграфа).
Для полотна картины зимней
Готовит март последний штрих:
Вливает в чистый воздух синий
Капель сосулек озорных.
Т.Долгополюк.
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.Баратынский
Мы весной живём, как дети,
Словно бредим вслух;
В свежих красках, в ясном свете
Оживает дух!
В.Брюсов
VII Лексико-орфографическая подготовка:
по-весеннему 1895г. ярко-голубое Исаак Ильич Левитан погожий день сияние света ослепительно блещет яркий полдень
Сегодня я предлагаю вам II варианта написания сочинения:
I - традиционный, когда вы описываете картину так, как вы её видите в классе или в музее, т.е. со стороны.
II - творческий, более сложный, он потребует от вас фантазии, творческого воображения. Я предлагаю вам перенестись на 118 лет назад из 21 века в век 19 и представить себя на месте Левитана. Как будто это вы стоите около дома и наблюдаете за происходящим, но только в вашей власти будут не кисти и краски, а слова, предложения и ваши чувства.
Это сочинение нужно писать от 1-го лица. Подумайте, выберите свой вариант и начинайте писать!
VII. Запись текста. Самопроверка.
Памятка по написанию сочинения по картине Левитана “Март”
I . В начале своего сочинения напишите, кто автор картины, как она называется. Если знаешь, то напиши, в каком году она написана и где хранится сейчас.
II. А теперь внимательно рассмотри картину по следующему плану:
1. Какой день изобразил Левитан?
2. Взгляни на небо: какое оно?
3. Каким художник изобразил снег на солнце, под деревьями, у крыльца, вдали, на крыше крылечка?
4. Рассмотри деревья. Что интересного ты увидел?
5. Кто стоит у дома и греется под лучами теплого весеннего солнца?
6. Включи свое воображение:
- Кого ждет лошадка и кто приехал на санях?
- Какие цвета преобладают на картине? Почему?
III. Напиши, какие чувства вызывает у тебя эта картина?
- А теперь прочти свое сочинение и проверь. Если в чем-то ты не уверен - спроси учителя!