Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом курсу «Мир физики» предшествует курс «Окружающий мир», включающий знания из области физики, химии, астрономии. Данный пропедевтический курс физики, разработанный для учащихся 5-6 классов, предваряет систематическое изучение предмета. Курс рассчитан на 136 учебных часов. Наиболее целесообразно его изучение в 5 и 6 классе по сетке 68 ч., 2 ч/нед., поскольку такое распределение материала является оптимальным в плане учебной нагрузки.
Основная цель курса – развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, сформировать понятийный аппарат учащихся посредством получения новых знаний при объяснении природных явлений, выполнении экспериментальных исследований, работе с учебной литературой. С учетом возрастных особенностей предусматривается развитие речи, наблюдательности, фантазии, воображения, критического мышления, проектно-конструкторских умений, умения грамотно описывать явления, а затем выдвигать гипотезы, создавать физические модели и с их помощью объяснять природные явления.
Задачи курса:
- создавать условия для становления привычек следовать научным принципам деятельности;
- обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знании?;
- формировать потребность познания окружающего мира.
В данной программе реализуется принцип развивающего обучения на основе ценностно-смысловой направленности на выяснение истины, путем использования деятельностного подхода к обучению. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики, формирует готовность учащихся к изучению данного предмета, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, особенно необходимых на ранних этапах физического образования.
Основным принципом построения содержания программыявляется отбор учебного материала, описывающего природные явления, с которыми человек встречается в повседневной жизни. Такой принцип отбора материала не случаен. Он, во-первых, обеспечивает преемственность естественнонаучных знаний начальной и основной школы, во-вторых, достаточно полно интегрируется с курсом «Природоведение. 5 класс». При изучении особенностей природных явлений ведущей содержательной линией являются способы и методы изучения природы. В пропедевтическом курсе «Мир физики» изучение предмета начинается на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении, поэтому данный курс содержит значительное число практических работ исследовательского или конструкторского характера. На первых уроках демонстрируются возможности человека в изучении явлений природы, способы получения информации с помощью органов чувств. Обсуждая проблему ограниченности возможностей человека в познании природы, учащиеся убеждаются в необходимости использования различных приборов. В дальнейшем при изучении природных явлений возникает необходимость выполнять измерения. Школьники знакомятся с простейшими приборами (линейка, штангенциркуль, весы с разновесом, мензурка, динамометр, амперметр, вольтметр, барометр-анероид, манометр, гигрометр, психрометр, ареометр и др.), с их помощью проводят измерения. При этом отрабатываются навыки правильного использования приборов, осваиваются умения проводить измерения с учетом абсолютной погрешности. Для проведения фронтальных опытов, лабораторных работ можно использовать имеющиеся в физическом кабинете лабораторные наборы:
- Гидростатика
- Набор по механике
- Электричество
- Магнетизм
- Набор по оптике
При постановке учащимися занимательных опытов в классе и дома можно использовать учебное издание «Большая книга экспериментов для школьников». Под ред. А. Мейяни. Компьютерной поддержкой урока могут служить фрагменты с CD: «Открытая физика», «Открытая астрономия», «Видеозадачник по физике», «Естествознание. 5 класс», DVD “Школьный физический эксперимент”, ЭОР: http://school-collection.edu.ru/, http://files.school-collection.edu.ru
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Мир физики» являются:
- формирование ценностных отношении? друг к другу, авторам открытии? и изобретении?, результатам обучения.
- формирование мотивации к изучению физики в дальнеи?шем;
- умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?». [2]
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- освоение приемов исследовательской и проектной деятельности;
- развитие умений анализировать, приобретать и систематизировать знания;
- освоение приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, рисунки, диаграммы), на различных носителях (книги, Интернет, CD);
- развитие коммуникативных умении? (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями, защита работы).
Предметные результаты изучения курса представлены в содержании курса по темам.
Содержание 5 класс (Приложение
1)
Тематическое планирование 5 класс (Приложение 2)
Содержание 6 класс (Приложение
3)
Тематическое планирование 6 класс (Приложение 4)
Методические рекомендации
Все темы курса «Мир физики» достаточно автономны, поэтому при необходимости могут изучаться отдельно. Количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, является примерным, и может быть изменено по желанию учителя. Выделение основного материала в каждой теме помогает учителю обратить внимание учащихся на вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить.
Так, например, при рассмотрении первой темы «Введение» важно, чтобы учащиеся на примерах наблюдений из жизни и выразительно поставленных опытов получили первоначальные представления о явлениях, которые изучает физика (механических, тепловых, электрических, магнитных, световых) и методах физических исследований.
При изучении темы «Физические величины и их измерение» учащиеся должны научиться пользоваться измерительными приборами, правильно определять цену деления шкалы и записывать результат с учётом абсолютной погрешности (цена деления шкалы прибора).
Тема «Тела и вещества» является методологически важной, поскольку учение о дискретном строении вещества пронизывает другие разделы курса, позволяет учащимся глубоко объяснять явления. На известных примерах, путем эксперимента учащимся раскрывается идея о дискретности вещества, движении и взаимодействии молекул. Понятие плотности вводится на основе известных учащимся понятий массы и объема.
При решении задач с использованием расчетной формулы ? =m/v следует обращать внимание учащихся на стандартное оформление задачи, добиваться умения перевода единиц измерения и их грамотной записи.
При изучении темы «Взаимодействия» важно сформировать у учащихся понятие о силе, как о физической величине, характеризующей действие одного тела на другое. Поскольку понятие вектора пятиклассникам не знакомо, можно отметить, что на чертежах силы, приложенные к телам, следует изображать в виде стрелок. Прибор для измерения сил «конструируют», установив зависимость между силой упругости, возникающей в пружине, и её деформацией. Понятие энергии является одним из фундаментальных понятий в физике, поэтому, ввиду сложности введения данного понятия в 5 классе, достаточно ограничится знакомыми школьникам словами «работа», «энергия», связать их между собой, проиллюстрировать эту связь на опытах.
Тема «Простые механизмы» вызывает интерес у школьников, поскольку с простыми механизмами они сталкиваются в быту, повседневной жизни. Лабораторную работу «Выяснение условий равновесия рычага» целесообразнее выполнить по стандартной методике 7 класса, без использования динамометра, поскольку в этом случае достигается большая наглядность равновесия рычага. Тема «Электромагнитные явления» имеет большое образовательное значение. Изучив её, учащиеся узнают о связи между электрическими и магнитными явлениями. При первом знакомстве электрическими явлениями учащиеся 6 класса должны использовать первоначальные сведения о строении атома и электрическом заряде, полученные в 5 классе. Это создаёт условия для объяснения электрических явлений на основе электронных представлений.
В начале изучается ряд электростатических явлений, затем понятие об электрическом токе, электрической цепи, источниках тока и напряжении. С электрическими явлениями учащиеся встречаются в быту в природе, имеют некоторые навыки обращения с электрическими приборами. Использование этих, пусть даже отрывочных знаний, в немалой степени будет способствовать усвоению учебного материала.
Изучение темы «Световые явления» следует начать с беседы, в которой на ярких примерах раскрыть огромное значение света в жизни человека, животных и растений. Далее охарактеризовать различные виды источников света, рассмотреть понятия о точечном и протяжённом источниках, ввести понятие светового луча, на основе закона прямолинейного распространения света показать условия получения тени и полутени, образование солнечного и лунного затмений. После изучения темы учащиеся должны иметь первоначальное представление о глазе как оптическом приборе, назначении очков, лупе. Полезно использовать презентации на тему: «Старинные оптические приборы», «Современные оптические приборы».
При изучении темы “Человек дополняет природу” рекомендуется активно использовать иллюстративный материал учебника, который можно использовать как инструмент организации самостоятельной деятельности обучающихся, диалога между учителем и обучающимися. Изучение вопросов происхождения Земли и планет, истории астрономии, объяснение наблюдаемых астрономических явлений, сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире, вопросы использования альтернативных источников энергии – все это предполагает использование дополнительных источников информации, представления информации в виде схем таблиц, диаграмм, создание мультимедийных презентаций. Для развития интереса обучающихся целесообразно использовать творческие задания, которые позволяют обмениваться мнениями, демонстрировать различные варианты выполнения заданий. Например, при изучении темы “Человек дополняет природу” (5 класс), можно предложить обучающимся такие задания:
- Сочините стихотворение об энергии ветра
- Нарисуйте тетрадную обложку “ Такие разные молекулы”
- Придумайте загадки на тему: “Тепло из недр Земли”
- Предложите способ изготовить курвиметр
- Составьте кроссворд на тему: “Энергия атомного ядра”
- Придумайте знаки для альтернативных электростанций
- Придумайте анимацию «Излучение атома».
При изучении курса «Мир физики» рекомендуется использовать активные формы проведения уроков («круглые столы», уроки-дискуссии, уроки-соревнования, ролевые игры), поскольку такая организация уроков наиболее способствует свободе высказываний учащихся, обсуждения, предметного общения. Объяснение нового материала лучше вести в форме поисковой беседы. Успешное овладение учащимися материалом курса «Мир физики» возможно при согласованных действиях учителей естественных дисциплин, поэтому важен обмен опытом в обучении учащихся, методическими приемами и наработками, дидактическим материалами.
Контроль и оценка деятельности учащихся
Данному курсу, по причине его вводного характера, наиболее соответствует стимулирующая система оценивания знаний. На уроках важно сформировать у учащихся положительную мотивацию, вызвать стремление к познанию окружающего мира, поэтому в устных ответах учащихся важно оценить процесс рассуждений, логических построений, умозаключений, при выполнении лабораторной работы следует давать оценку прежде всего деятельности ученика. При таком подходе к оцениванию знаний средний балл оказывается достаточно высоким. Данный факт говорит о преемственности в оценивании знаний, поскольку в начальной школе традиционно имеет место высокий уровень успеваемости. Формы промежуточного контроля могут быть различны: тестирование, кратковременные контрольные и самостоятельные работы, диктанты. Формой итогового контроля является контрольная работа, которая проводится после изучения темы. Одной из форм итоговой аттестации может стать защита творческого проекта.
Литература
Список литературы для ученика
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика. Химия. 5-6 класс»:Учеб. для общеобразоват. учеб. завед., М. Дрофа, 2008
- Перельман Я.И. “Занимательная физика” кн.1 и 2
- Дженис Ван Калив «200 экспериментов», «АСТ-ПРЕСС», 1995
- Богданов К.Ю. “Физик в гостях у биолога”, Библиотечка “Квант”, вып.49
- Рабочая тетрадь-приложение к учебному пособию «Мирный атом.5-7 класс», «СИБАТОМКАДРЫ», 2011
- Учебное пособие «Мирный атом 5-6 класс» под ред. Карпова С.А.
- Рачлис Х. “Физика в ванне”, Библиотечка “Квант”, вып.51
- Энциклопедия для детей. М., «Аванта+», 1994 г.
- “Большая книга экспериментов для школьников” под ред. Мейяни; М., “РОСМЭН”, 2001
- Колтун М. Земля: Основная кн. интегр. эксперим. учеб. пособия для учащихся сред. шк. возраста, М.; Мирос, 1994
Список использованных литературных источников
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008 (2009, 2010)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2010
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в современном образовании. М.: Академия, 2010 –368с.
- Беленов А.Ф., Савкин П.М. Экспериментальная физика в школьной лаборатории и дома. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000 г. 56с
- Левитан Е.П. «Вселенная школьника XXI века» М., «5 за знания», 2007
- Международная программа PISA. Примеры заданий по естествознанию./Составители: Ковалева Г.С., Красновский Э.А./, ИОСО РАО, 2003 г. –99 с.
- Грук В.Ю., Львовский В.А. Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 9 кл.: Рабочая тетрадь – М.: ЗАО «1С», 2008 – 96 с.: ил.
- Грук В.Ю., Львовский В.А. Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 7 кл.: Рабочая тетрадь – М.: ЗАО «1С», 2008 – 128 с.: ил.
- Мирный атом. Методические рекомендации. (под ред. Карпова С.А.), «СИБАТОМКАДРЫ», 2011
- Программа основного общего образования. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы (авторы А. Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак); М. Дрофа, 2012
- Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. М.: ИНСТИТУТ. РУ, 2006.–132 с.
- Соловейчик С.А. Учение с увлечением. М.: Первое сентября, 2012. –222 с.
- Драгунова Т.В. /ред. Эльконин Д.Б./ Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967 г. –360 с.
Использованные сайты