Тема урока: Домашние животные
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
Предметный результат:
– показать разнообразие домашних животных и их
значение в жизни человека, углубить и расширить
знания о домашних животных, относящихся к разным
систематическим группам, познакомить
обучающихся с историей одомашнивания
животных.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
– создавать условия для формирования
положительного отношения к учебному
материалу, для понимания основных моральных норм
поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– формировать и развивать умения понимать
выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале, самостоятельно их находить,
удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные
действия :
– понимать знаки, символы, приведённые в
учебнике, анализировать объекты с выделением
существенных признаков и делать обобщения –
формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные
действия:
– использовать в общении правила вежливости;
строить понятные для партнёра высказывания.
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в паре
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова, рабочая тетрадь №2 к учебнику
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент | Настрой на работу. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. |
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и интересное. Тихо сели. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний. | Организовать фронтальную работу по
вопросам. Включить учащихся в обсуждение информации прошлого урока и учебного материала. |
Работать с информацией, полученной на
прошлых уроках и из учебника. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
– Вспомним материал прошлого урока. – На какие группы можно разделить всех животных? – Назовите признаки каждой группы животных?
|
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения |
3. Постановка учебной задачи | Включить детей в ситуацию выбора метода
решения проблемы. Подготовить учеников для дальнейшего усвоения учебного материала. |
Формулировать собственное мнение и
аргументировать его. Активизировать мыслительную деятельность по поиску ответа на поставленную проблему. |
– Посмотрите на доску. Кто изображен на
этих иллюстрациях? (Звери и птицы) – Давайте попробуем их разделить. (Два ученика у доски распределяют животных в две группы.) – Смотрим, правильно ли разделили этих животных. Как вы думаете, ребята? (Они разделили правильно.) – А по какому признаку они их делили? (На диких и домашних животных.) – Итак, ребята, сегодня мы будем говорить о домашних животных. – Откуда у человека появились животные? (Предположения учеников) |
Регулятивные: целеполагание,
прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выдвижение гипотез и их обоснование Предметные: подготовительная работа для усвоения следующего материала |
4. Изучение нового материала | Установить осознанность восприятия. | Работать с информацией. | 1. История одомашнивания животных – Итак, в глубокой древности человек действительно приносил к своему жилищу пойманных зверей и птиц, кормил их, заботился о них и так постепенно некоторые виды животных стали домашними, но не все виды животных способны уживаться с человеком. Разные народы пытались приучить множество самых неожиданных животных. Они приручали и антилопу, и журавля, крокодилов, питонов, страусов, но чтобы приручить и научить есть, жить рядом с человеком ещё не значит одомашнить. Вот по-настоящему домашних животных приблизительно 25 видов. Эти животные должны ещё научиться приносить потомство, живя рядом с человеком. Для более подробного знакомства с домашними животными я вам приготовила несколько слайдов. Мы их сейчас посмотрим с вами. Но чтобы узнать, о каких животных будет идти речь, вам придётся отгадать загадки (на ответ каждой загадки показывается слайд с изображением отгаданного животного. |
Личностные: оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками. |
Первичное обобщение. | Ставить цели, формулировать (уточнять) тему урока. | 2. Показ слайдов с загадками и
изображением животных. Дается определение «домашние животные». |
||
Организовать учащихся на исследование проблемной ситуации. | Рассуждать. | 3. Беседа о предках домашних животных. На доске – карточки с названиями современных домашних животных, которые надо соотнести с их предками (корова – тур, свинья – кабан, лошадь – тарпан, коза – безоаровый козёл, баран – архар, овца – муфлон, собака – волк, кошка – дикая кошка). |
||
Организовать работу в паре. Организовать работу по учебнику и в тетради. |
4. Работа по учебнику с.90 – Каких ещё домашних животных вы знаете? (Гусь, индюк, курица, осел и т.д.) |
|||
Предлагать разные варианты ответов. Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы. |
5. Работа в рабочей тетради с. 26 (в паре) – Отметьте красной точкой домашних животных. Кто на рисунке лишний?(лиса, ворона, лягушка). Почему? |
|||
6. Беседа о значении домашних животных в
жизни человека. Работа по учебнику с. 91. – Чем полезны домашние животные человеку? (Дают яйца, мясо, молоко, шерсть, средство передвижения и т.д.) |
||||
7. Беседа о необходимости заботы о
домашних животных человеком. Работа по учебнику
с.92 – Как человек заботится о домашних животных? ( заготавливает корм, кормит, лечит, ухаживает) |
||||
5. Закрепление изученного. | Проконтролировать результат изучения темы с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Осознавать, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению Формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
1) – Ребята, для закрепления давайте
выполним упражнение в рабочей тетради на с 27. – Какие домашние животные изображены? – Обведите любое животное цветным карандашом. 2) – Вот мы сегодня говорили о домашних животных. Скажите, все ли животные, живущие в доме человека, домашние? – Отгадайте загадки:
– Являются ли они домашними животными? (Мнение
детей разделилось.) |
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
6. Итог урока. Рефлексия деятельности | Оценить уровень усвоения нового материала, степень его качества | Дать самооценку о достижении цели урока | – А теперь назовите несколько домашних
животных? (Кошка, корова, петух…) – Какие признаки домашних животных? (Домашние живут рядом с человеком, человек устраивает им жилье и дает им пищу.) – Что человек получает от домашних животных? (Продукты питания, шерсть, лекарство, они охраняют его жилье, являются транспортным средством.) – Как человек должен заботиться о домашних животных? (Ухаживать, кормить, купать, лечить…) – Что нового узнали? – Что было особенно интересно? |
Личностные: смыслообразование; нравственно-этическое осмысливание |