Учебник: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
Цель: расширять понятийную базу; учиться использовать на практике работу с главными членами предложения, продолжать работу над орфограммами и пунктограммами.
Задачи:
- Обучающие:
- обобщить знания обучающихся о главных членах предложения;
- познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
- вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
- продолжить работу с текстом.
- Воспитательные:
- воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке;
- воспитывать любовь к стране через привитие интереса и любви к столице нашего государства.
Тип урока: открытие нового знания.
Эпиграф к уроку:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось…
А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | – Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. | Ученики готовят себя к занятию. | Цель: мотивация детей на работу. УУД – личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний (8-10 мин.) | – Напишите словарный диктант «По
лексическому значению узнай слово и запиши
грамотно»:
|
Ученики записывают диктант Брошюра, жюри, парашют, пунктуация, дефис, вдруг, просьба, синтаксис, рапорт, салют. |
УУД – познавательные, регулятивные, личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новое слово: Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки. |
Записывают новое слово, объясняя его лексическое значение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Пробное учебное действие (5 мин.) | – Для того чтобы узнать тему
сегодняшнего урока, необходимо расшифровать
фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям
раздаются листочки с зашифрованной темой)
|
Ученики расшифровывают название урока: | УУД – познавательные,
регулятивные, личностные коммуникативные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Какова же тема нашего урока?
Запишите в тетрадях. – Рассмотрите записанные на слайде предложения.
– Как можно объяснить постановку тире в
предложении. Затрудняетесь? |
Тире между подлежащим и сказуемым. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель рассказывает сказку о
постановке тире между подлежащим и сказуемым. Сказка Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. Задача к сказке. Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки. |
Читают на слайде предложения, записывают их и объясняют постановку тире. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление (7 мин.) | – Выполните упражнение 169
(предложения 1, 7) – Выполните синтаксический разбор предложения. Собор Василия Блаженного – величайший памятник зодчества. (Предложение, повествовательное, невосклицательное) |
Ученики записывают предложения: 1.
Земля – кормилица. Выполнение синтаксического разбора
предложения. |
УУД – познавательные и регулятивные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кадры из фильма о Красной
площади. – Почему, говоря о Москве, мы вспоминаем Красную площадь? – Запишите предложение из фрагмента фильма, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым Красная площадь – каменное сердце Москвы. – Объясните постановку тире в предложении. |
Запись предложения из просмотренного фрагмента фильма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка (1 мин.) | Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Руками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. |
Обучающиеся выполняют движения и произносят слова считалочки | УУД – личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление материала (продолжение) (10 мин.) | Выборочный диктант. Выпишите
только те предложения, в которых есть тире между
подлежащим и сказуемым. Много на земле городов. У каждого города своё неповторимое лицо. Но есть один город на нашей голубой планете, имя которого исполнено особого смысла и звучания. Столица нашей страны – Москва. В песне поэт назвал её сердцем Родины. Это очень верно. Сердце, которое работает безостановочно. Его пульс слышит вся наша планета, люди всех континентов. |
Учащиеся выписывают предложения Столица нашей страны – Москва. |
УУД – регулятивные, познавательные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия (3 мин.) | Повторили, чем могут быть выражены главные члены предложения, что их называют грамматической основой. Узнали, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым. | Цель – обобщить, сделать вывод, произвести самооценку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание (1 мин.) |
|
Обучающиеся записывают домашнее задание. | УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. |