Дифференциация звуков и букв и–ы. Закрепление орфограммы жи–ши во 2-м классе. Начало учебного года

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • Логопедические:
    • учить детей различать сходные по артикуляционно-акустическим и оптическим характеристикам звуки и буквы;
    • учить соотносить буквы Ы-И, выделяя их на фоне слов и предложений;
    • работа над звуко-буквенным анализом и синтезом;
    • работа над слоговым анализом и синтезом;
    • работа над предложными конструкциями;
    • расширение активного словаря;
    • закрепление правила «ЖИ-ШИ».
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления;
    • развитие зрительного внимания;
    • развитие оптико-пространственных представлений.
  • Педагогические:
    • развитие познавательной активности и самоконтроля;
    • развитие чувства дружбы;
    • формирование умения отвечать полным ответом.

Инновационныетехнологии:

  • работа над пальчиковой моторикой;
  • релаксационная гимнастика;
  • пальминг (тренинги для расслабления сетчатки глаза и укрепления глазной мышцы).

Оборудование:

  • тетради, ручка, карандаш;
  • мяч;
  • конвертыс«телеграммами»;
  • карточкис заданием: вставитьбуквы Ы-И в слова;
  • макет «Поезд» с вагонами синего/зелёногоцвета;
  • картинки: камыши, мышь, снежинка,карандаши, стрижи, шишки;
  • макет «Указатель в зоопарке»;
  • сюжетнаякартина«Зоопарк» большогоформата – 1 шт., маленького формата – 5 шт.,
  • предметныекартинки «Животные» – 5 наборов;
  • табличкидлясоставленияпредложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Пальминг: Сидя, локти на столе. Положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу). На глазницы не давить. Представить перед глазами чёрную шляпу, чёрный башмак, чёрное платье и т.д. – длительность 1 минута.
Движения раскрытыми глазами по горизонтали в ту и другую сторону (следить за пальцами движущейся руки, не поворачивая головы) – 3 раза.
Круговые движения глаз по и против часовой стрелки – до 3-5 раз.

2. Сообщение темы занятия

  • Дифференциация звуков Ы-И по артикуляционным признакам.
  • Дифференциация букв Ы-И по оптическим элементам.
  • Запись числа и темы в тетрадь.
  • Прописать ряд букв Ы – И, соотнеся их с графической шифровкой.

+ -И, * -Ы
+ + + * * + * + + *** + * + **+++

II. Работа по теме

1. Игра «Большой – маленький» (можно использовать мяч)

– Я назову большие предметы, а вы маленькие. В каких словах слышен звук Ы, а в каких – звук И? (Звуки И-Ы чётко артикулируются)

Сады – садики банты – бантики
Зонты – зонтики носы – носики
Мосты – мостики кусты – кустики
Коты – котикиплоты – плотики

2. Игра «Зашифруй слова»

– На доске записаны слова в столбик. Первая пара слов составлена для примера. Прочитайте её. Объясните разницу в значении слов. (ДАРЫ – ПОДАРКИ, ДАРИ – ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ)
– Чем отличаются эти слова: «дары – дари», по написанию? (В слове ДАРЫ – записываем букву Ы, а в слове ДАРИ – букву И)
– Какая из этих двух гласных может смягчать согласный? (Гласная И)
– Запишите пары других слов в столбике самостоятельно. Подчеркните буквы И – Ы красными карандашами, а согласные, стоящие перед ними синим или зелёным карандашом, в зависимости от их звучания.

Дары – дари шипы –
Носы – пары –
Плоды – цветы –

3. Повторение правила ЖИ-ШИ:

В сочетаниях ЖИ-ШИ – только И всегда пиши.

4. Упражнение «Исправь ошибки»

– Мне из зоопарка пришла пригласительная телеграмма, но в ней допущены ошибки. Прочитайте телеграмму и исправьте все ошибки, которые допустили жители зоопарка.

ТЕЛЕГРАММА ОТ ЖЫТЕЛЕЙ ЗООПАРКА.

Мы, жители зоопарка: рыжые лисы, пушыстые шыншилы, высокие жирафы и даже мышы – малышы, встречаем наступление весны. Мы приготовили свои жылища к приёму гостей, а бобры построили хатки на шырокой реке. Приезжайте к нам скорей.

5. Упражнение «Вставь букву»

– Нам нужны билеты на поезд. Чтобы их заслужить, вы должны выполнить задание.

Задание: Вставить вместо точек буквы Ы – И. Подчеркнуть их: Ы - И.

Ланд. ш., маш. на, л. ж., р. ж. ки, кувш. н, ж. вот, корж. к, м. ш., кр. ш., пруж. на.

Подчеркнуть орфограмму.

6. Упражнение «Раздели картинки»

– Вот наш чудо-поезд. В нём шесть вагонов. В красных вагонах поедут предметы, в названии которых встречается буква – Ы, а в зелёных – только буква И.

Задание № 1: Дети разделяют картинки по группам.

И

ШИШКИ
ИЗБА
ГАРАЖИ

Ы

КАМЫШ
КРЫЖОВНИК
ЯГОДЫ

Задание № 2: Дети определяют количество слогов в названии каждой картинки. Рисуют схему. Выделяют на схеме слог, в котором встречается при написании буква И или Ы. Буквы И-Ы подчёркивают.

ШИШ

______      _______      ШИШКА

7. Физминутка

Верблюд: Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.

Вот верблюд живое чудо.
Два горба есть у верблюда.

Крокодил: Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Жираф: Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.

Шея жирафа длинна и гибка,
Ветки жираф достает свысока.

8. Релаксационная гимнастика по методике И.Г. Выгодской

– Дети начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте, как я.
Представьте, что мы поднимаем тяжёлую штангу. Наклонитесь и возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали и бросили штангу. Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть.

– А вот и указатель в зоопарке…

9. Задание: Собрать из букв на «стрелках» данных в беспорядке названия животных.

Слова: У,Ж,И; Е,Ж,И; Ж,И,Р,А,Ф; Е,Р,Ш,И; М,Ы,Ш,И; Ш,И,М,П,А,Н,З,Е.

– Запишите названия животных в таблицу в столбик № 2, затем прочитайте слова-признаки на карточках и запишите их в столбик № 1, соотнеся по смыслу с названием животного, а слова – действия в столбик № 3.

№1

№ 2

№ 3

шипящие УЖИ лежат
колючие ЕЖИ живут
высокий ЖИРАФ дружит
пушистые МЫШИ шуршат
жирные ЕРШИ плавают
пружинистая ШИМПАНЗЕ прыгает

10. Работа по сюжетной картине «Зоопарк» (с опорой на методику М.Е. Хватцева и В.Н. Карандиной «Закрепление звуков речи с опорой на сюжетную картину»).

Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину «ЗООПАРК» на доске. Затем им выдаются индивидуальные листы с изображением сюжетной картины, на которой отсутствуют некоторые животные. И даётся пакет с изображениями этих животных. Опираясь на сюжетную картину на доске, они должны расставить животных по местам. Затем логопед задаёт вопросы, на которые дети должны составить предложные конструкции, опираясь на готовую таблицу из предыдущего задания и сюжетную картину.

Вопросы:

– Где лежат шипящие ужи? – Шипящие ужи лежат на пеньке.
– Где живут колючие ежи? – Колючие ежи живут в норке.
– С кем дружит высокий жираф? – Высокий жираф дружит с зеброй.
– Где прыгает пружинистая шимпанзе? – Пружинистая шимпанзе прыгает по деревьям.
– Где плавают жирные ерши? – Жирные ерши плавают в пруду.
– Около чего шуршат пушистые мыши? – Пушистые мыши шуршат около камышей.

Дети проговаривают предложения устно, выделяя предлог.
Затем они записывают предложения, обводят предлог в кружок, подчёркивают буквы Ы – И и выделяют орфограмму ЖИ-ШИ.

III. Итог занятия

Подведение итогов по вопросам педагога.