Тип урока: изучение новой темы
Оборудования: видеофильм "Воспоминания односельчанина", слайды-презентации.
Цель урока:
Образовательная:
- познакомить ребят с жизнью выдающейся личности - первого президента РС(Я) М.Е. Николаева;
- обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации;
- пробудить интерес к жизни знаменитых людей и истории своей республики;
Развивающая цель:
- развивать устную речь, кругозор учащихся,
- формирование умений выступать перед аудиторией, вычислять, подбирать синонимы;
Воспитательная цель:
- воспитывать интерес к истории, чувство гордости и патриотизма, любовь и уважение к семейным ценностям на примере семьи М.Е.Николаева , к родному краю.
Ход урока
Знающий много,
Видевший ещё больше,
Образование высшее получающий,
Красноречием блистающий,
Яркими мыслями поражающий,
Жизнь бедных якутов,
Их судьбу
Улучшающий,
Всей якутской областью
Управляющий,
Борющийся за лучшие времена.
А.Кулаковский
1. Организационный момент.
2. Сегодня у нас необычный урок.
Постановка проблемы:
Царь, король.(слова написаны на доске)
Что можете сказать об этих словах? (Примерные ответы детей: Имена существительные мужского рода)
- Подберите синонимы к этим словам? (Примерные ответы детей: Тот, кто важнее всех или самый главный человек) (Можно посмотреть в толковых словарях)
- Сейчас нет ни царя, ни короля. Каким словом в наше время называют такого человека? (Президент - глава государства)
- Значит, о ком мы будем говорить на уроке? (о президенте)
- Какими качествами должен обладать президент? (варианты ответов детей)
- Как зовут президента нашей республики? (Борисов Е.А.)
- А кто первый президент нашей республики?
- Кто уже слышал это имя и фамилию? Нет? Если не знаете, не беда. В нашей республике идут торжества, посвященные Михаилу Ефимовичу Николаеву, его делам в связи с его юбилейной датой.
3. Новая тема.
Учитель. Наш урок посвящен замечательному человеку, нашему первому президенту и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Николаев Михаил Ефимович. (слайд)
4. Выступления-сообщения:
(готовят учащиеся, которые посещают кружок проектной деятельности).
1 ученик.
Биография.
Михаил Ефимович Николаев - российский политический и общественный деятель, первый Президент Республики Саха. Михаил Ефимович родился 13 ноября 1937 года в Октемском наслеге Орджоникидзевского района Якутской АССР в якутской семье. Отца звали Ефим Фёдорович, мать - Мария Михайловна.(слайд) В семье было четверо детей: старших братьев звали Ким и Клим, Михаил был младшим ребёнком, ещё была сестра. Жила семья в Октёмцах и Жиганске. (смотр видеофильма "Воспоминания односельчанина") (найти на карте Жиганск, а Октёмцы дети знают)
Учитель. Сосчитайте, сколько лет исполняется М.Е.Николаеву 13 ноября? (вывешивается плакат с надписью 75 лет)
2 ученик.
Семья.
Михаил Ефимович Николаев женат (жена - Федора Никитична), у него трое детей и столько же внуков.
В детстве Михаил жил у старшего брата Кима в Жиганске, там и окончил среднюю школу. На Севере он прошел настоящую школу выживания, работая на сенокосе в далеких ленских островах. Кипящие огромные, как тучи, рои комаров и мошкары были настоящим испытанием. А в перерывах между работой купался и загорал до неузнаваемости, охотился и рыбачил. Зимой работал на заготовке дров для школы, в общем, он, как и все ребята тех времен, рос физически крепким парнем. В это же время начал увлечённо заниматься тяжелой атлетикой, поименно знал всех сильнейших штангистов мира и СССР. Но спорт все-таки не был целью его жизни, он просто интуитивно готовил себя к будущим испытаниям жизни. Он убежден, что его сегодняшнюю жизнь человек без физической подготовки и закалки не выдержал бы. (слайд) (по ходу учащиеся могут задать вопросы)
3 ученик.
Гордость своей республикой.
Сегодня Республика Саха (Якутия) - один из самых развивающихся регионов Российской Федерации. Есть успехи республики в области культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей природной среды. Республика обладает не только громадным потенциалом природных ресурсов, но и уникальным талантом и волей, благородными традициями трудолюбивого многонационального населения. Все это позволяет утверждать, что у Якутии есть большое будущее. (учащиеся могут задать вопросы)
4 ученик.
Неоценимый труд М.Е.Николаева.
Главной целью деятельности Михаила Ефимовича было и есть стремление сохранить духовную силу народа саха, якутян и россиян.
Ему было доверено защитить население Якутии. Президентом народ избрал его 20 февраля 1991 года. Двенадцать лет во власти - это ответственное испытание моральных и физических сил. Работал без выходных и отпусков. Михаил Ефимович чувствовал себя сыном народа, а народ представлялся ему в образе натруженных рук его матери и доверчивой улыбки его внучки. (учащиеся могут задать вопросы)
5 ученик.
Международный детский фонд "Дети Саха-Азия" создан 19 ноября 1993г. Указом первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева в целях расширения связей и сотрудничества с международным сообществом по проблемам детства и эффективного использования средств, направляемых на решение проблем детства в Республике Саха (Якутия). Это тот год, когда мы родились. (учащиеся могут задать вопросы) (слайд)
5. Физминутка.
6. Учитель.
Благотворительные акции и крупные проекты фонда - строительство детского санаторно-оздоровительного лагеря "Усадьба Булуус",который находится в нашем районе, оснащение мебелью и спортивным оборудованием материально-технической базы детских учреждений республики, оказание адресной помощи детям - инвалидам, экипировка сборных команд республики на Международных спортивных играх в 1996, 2000, 2004, 2008, 2012 годах и многое другое.
В каждой программе фонда есть проекты, реализуемые из года в год и благодаря своей последовательности дающие положительные результаты. Такие мероприятия, как проводимый с 2001 года ежегодный республиканский турнир по боксу среди школьников, реализация проекта реабилитации детей - инвалидов "Школа общения", с 2001 года - ежегодная церемония награждения лауреатов премии МДФ "Дети Саха-Азия. Высокое звание Лауреата премии фонда присуждается Попечительским советом фонда специалистам за особые достижения в области воспитания, реабилитации и решения проблем детства, и детям, детским коллективам за спортивные, интеллектуальные и творческие достижения.
На протяжении всей своей деятельности фонд "Дети Саха-Азия" всегда уделял особое внимание детям из самых уязвимых социальных групп - детям-инвалидам, детям-сиротам, детям из многодетных и малообеспеченных семей. Фонд охватывает такие сферы, как детский массовый спорт, оздоровление детей и реабилитация детей-инвалидов, проведение детских мероприятий и конкурсов. Фондом проводятся ежегодные благотворительные акции в День защиты детей, День знаний, Новый год.
Планетарный масштаб мышления Михаила Николаева ярко подтверждает его грандиозная идея проведения Международных спортивных игр "Дети Азии" как поддержка идей олимпизма, укрепления мира и дружбы среди детей Азиатско-Тихоокеанского региона.
Игры "Дети Азии" дали могучий толчок к строительству мощнейшей спортивной базы (стадионы "Туймаада", "Юность", СК "50 лет Победы", "Эллэй Боотур", "Модун", Ипподром, общежития, столовая ЯГУ и т.д.) и стимулировали грандиозный подъем не только детского, а всего физкультурно-спортивного движения республики, достижения результатов мирового уровня во многих видах спорта, не говоря уже о резко возросшем международном авторитете нашей республики.
По его инициативе в 1999 году проводился республиканский Юношеский турнир по вольной борьбе "Игры Боотуров". На стадионе "Туймаада" на восьми коврах вышли бороться 1197 юных боотуров в четырех возрастных группах, и в шестидесяти весовых категориях это было невиданное зрелище. Все участники получили в подарок спортивные костюмы. Главным судьей был олимпийский чемпион, судья экстра-класса П.П. Пинигин. Возглавив республиканскую федерацию вольной борьбы, Михаил Николаев стал уделять особое внимание виду спорта №1 народа саха. Лучшие борцы республики становились стипендиатами федерации, повысилась материальная поддержка тренеров. В ЯГУ и ЯГСХА открылись спортивные школы.
Якутск в пятый раз стал хозяином Международных спортивных игр "Дети Азии". Первые игры состоялись еще в 1996 году по инициативе первого Президента Якутии Михаила Николаева и были посвящены 100-летию олимпийского движения. С тех пор эти соревнования проводятся совместно с Олимпийским комитетом России, Росспортом, Министерством иностранных дел, Министерством образования и науки Российской Федерации. Нынешние, пятые по счету игры проходят под патронатом Международного Олимпийского ко митета и Президента России Владимира Путина.
По своей сути "Дети Азии" напоминают "взрослые" Олимпийские игры. В Играх задействовано большое количество спортивных объектов, организована Олимпийская деревня, где проживают участники, созданы специальная информационная и транспортная сеть, система безопасности, разработана богатая и интересная культурная программа.
Игры призваны объединить страны в деле развития детского спорта, воспитания патриотизма, пропаганды идей олимпийского движения, укрепления дружбы и мира на земном шаре.
В связи с проведением Международных спортивных Игр "Дети Азии" в республике началось строительство отвечающих мировым стандартам спортивных зданий. (учащиеся по ходу могут задать вопросы)
(слайды 5-10)
7. Словарная работа.
деятель - человек, который проявил себя в какой-нибудь общественной деятельности;
выживание - остаться в живых после болезни, несчастья (в трудных условиях);
рой - стая летающих насекомых;
интуитивно - чутьём, тонким пониманием,проникновением в самую суть;
экономический рост - дающий возможность что-нибудь сэкономить, выгодный;
потенциал - внутренние (скрытые) возможности;
уникальный - единственный в своём роде, неповторимый;
духовная сила - нравственная и интеллектуальная сила;
натруженные - очень много работавшие, руки с мозолями;
средства - деньги, капитал;
благотворительный - направленный на оказание материальной помощи неимущим;
Попечительский совет - форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних;
планетарный - вперёд смотрящий;
патронат - наблюдение, содействие и руководство;
природные ресурсы - запасы природы;
эффективность - результат чего-то;
экипировка - обеспечить всем необходимым
Вклад М.Е.Николаева в наш город Покровск.
Вспомните, о каких достопримечательностях нашего родного города Покровск рассказывала Нарыйаана в первом классе.
- А кто знает, какие здания были построены у нас в Покровске, благодаря Михаилу Ефимовичу? (Высказывания учащихся, а потом рассказ Нарыйааны) (слайды 11-13)
8. Закрепление (проводится в виде викторины, учащиеся заранее сидят по группам, вопросы задаются каждой команде по очереди)
Викторина:
1. Место рождения М.Е.Николаева.
2. Дата рождения М.Е.Николаева.
3. Когда народ избрал М.Е.Николаева президентом?
4. Как звали мать и отца М.Е.Николаева.
5. Когда был создан Международный детский фонд "Дети Саха-Азия"?
6. Чем занимается Фонд "Дети Саха-Азия"?
7. Год проведения 1Международных спортивных игр "Детей Азии".
8. Для чего нужны игры "Дети Азии"
8. Назовите спортивные объекты в г. Якутске.
10. Перечислите объекты в г. Покровск, построенные под патронатом М.Е.Николаева.
Семейные ценности.
- А теперь послушайте выдержки, то есть слова, взятые из автобиографической книги "Моё главное родовое наследство" Михаила Ефимовича Николаева ": Мы все были разными по характеру, дети есть дети! - но мы были едиными в духе, жили в единодушии, в уважении и любви друг другу. Мать и отец всегда хотели, чтобы мы всегда чувствовали плечо друг друга, были готовы придти друг другу на помощь в трудную минуту. Думаю, единодушие основывалось на единстве исповедуемых в семье ценностей. Семья всегда была нашим самым надёжным домом. (слайд)
Родители сумели нас приучить к труду. С удивлением однажды заметил для себя, что за свою жизнь ни разу не слышал ни от кого упрёка в свой адрес - упрёка в лени.
Другая ценность - личный пример во всём, единство слова и дела. (слайд) Пример подавали родители. Они не были мечтателями, никогда не обещали нам невозможного.
Все мы ценили свободу - свою и другого члена семьи. Мы советовались друг с другом, но поступали всегда по совести, по зову своего сердца.(слайд)
Уважение к старшим по возрасту, толерантность воспитывались в нас личным примером родителей, разных даже по национальности. В нас воспитывали любовь к семье, к родине и Отечеству. А ведь это великие ценности:" (слайд)
9. Итог урока.
Урок я хочу закончить стихотворением писателя Владимирова Фёдорова, написанным в благодарность нашему первому президенту Михаилу Ефимовичу Николаеву.
Летит Земля планетой голубою,
Спрессовывая время все сильней.
Вот десять лет остались за спиною,
А кажется, как будто десять дней.
А кажется, срвсем-совсем недавно
Вы шли по залу в первый раз,
И клятва та над книгой самой главной
Была из президентских фраз.
Поднявшись на развалинах Союза,
Блеснув надежды трепетным лучом,
Вы в трудный миг не побоялись груза
И под него подставили плечо.
Вы в трудный час не убоялись доли,
Не пожалели сердца и души,
Порой один, как рыцарь в чистом поле,
Вы брали непростые рубежи.
И ветра нас холодные хватили,
И сто тревог стояло на дворе,
Но что б другие там не говорили,
Мы жили в мире, дружбе и добре.
Когда одни ломали и стреляли.
Другие надрывались болтовне,
Мы уголь и алмазы добывали
И золото давали всей стране.
Мы строили республику и веру,
Духовность поднимали в высоту.
И Вы всегда, во многом были первым,
Борясь за нашу каждую мечту.
Открыв дорогу красоте и силе,
Давая пищу духу и уму,
Вы нас с семью единую сплотили,
И знаем мы, в грядущем потому
Останетесь Вы в ярком ореоле
Своих проблем, смятений и побед.
Вы были первым в самой трудной школе,
И всем другим идти за вам вслед.
И зря пыжатся "творцы",
Пытаясь всё замазать и ославить,
Пусть после Вас останутся дворцы,
А хижины любой бы смог оставить.
Пусть после Вас останутся сиять
Духовный храм и светлый храм науки,
Лицом к лицу лица не увидать,
Зато его увидят наши внуки.
Пусть время дальше по орбите мчиться,
Но мы его задержим на момент,
Чтобы от нас от всех Вам поклониться,
Наш первый всенародный президент!
10. Д/з: творческое задание.
- 1 вариант: написать сочинение на тему "Наш первый президент", используя материал сегодняшнего урока или дополнительную литературу (покопаться в библиотеке);
- 2 вариант: сочинить стихотворение, соблюдая рифму на эту же тему или самому придумать название (н-р, об играх "Дети Азии")
Использованная литература.
1. Кустуров Д.В. Михаил Николаев: Человек. Лидер.Книжное издательство "Бичик", Якутск, 2007;
2. Николаев М.Е. Моё главное родовое наследство. Якутск, 2010;
3. Мультимедийный справочник о Михаиле Николаеве "Первый президент", Кино Продюсерский Центр "Арктик Синема";
4. Николаев М.Е. Т?р?т хотугу дьоммут. "Бичик". Якутск, 2004
5. Стихотворение члена писателей РФ В. Фёдорова