Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель урока. Ознакомление с новым и закрепление пройденного материала.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Познакомить детей с музыкой Л.Бетховена (немецкой) и сопоставить ее с русской, русского композитора М.Глинки на тему итальянских песен “Венецианская ночь”, дополнительный материал, познакомиться с испанским танцем “Фламенко”, разучить песню “Из чего наш мир состоит”. Весь материал отвечает основной задачей обучения, т.к. несет знания о музыке и культуре других народов.

Развивающие:

  • Развивать у детей умения слушать и слышать предложенный музыкальный материал
  • Развивать эмоциональную сферу учащихся, сенсорный слух, музыкальную память
  • Понимать услышанное
  • Упражнять в умении определять характер мелодии

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, понимание и уважение к музыке и культуре других народов.

Ход урока

Презентация + музыкальные приложениея

1 слайд (Приложение 9)

Учитель. Тема нашего урока “Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ”. Чтобы это подтвердить или опровергнуть мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. И так первая наша страна – это Германия.

(Компьютерная программа “Занимательная наука путешествие” страна Германия)

Каких вы знаете немецких композиторов?

Ученики: Бах, Бетховен

2 слайд (Приложение 9)

Учитель: Однажды Великий немецкий композитор Людовик Ван Бетховен решил прогуляться по улицам города. (Звучит Камаринская, приложение 1) И вдруг он услышал музыку очень необычную, такую он еще не слышал никогда. А вокруг того места откуда слышалась музыка столпилось много людей. Бетховен подошел, и увидел музыкантов, которые играли на очень странных музыкальных инструментах. Все вокруг смеялись, хлопали, пританцовывали. Музыканты были одеты в очень странную одежду. Рубахи были затянуты поясом, штаны заправлены в сапоги и на голове у них были колпаки.

Ребята, как вы думаете, что за музыканты это были?

Дети: Скоморохи, бродячие музыканты

Учитель: А на каких музыкальных инструментах они играли?

Дети: На балалайке, трещотках, дудке, бубне, барабане и т.д.

3 слайд (Приложение 9)

Учитель: Музыку какого народа они играли?

Дети: Русского

Учитель: Давайте мы, как скоморохи исполним эту музыку.

Играют на музыкальных инструментах под музыку Камаринская (приложение 1)

Учитель: И так понравилась Бетховену эта мелодия, что он всю обратную дорогу ее напевал, а придя домой сел за инструмент и так появились новые вариации. Что такое вариации?

Дети: Когда повторяется тема несколько раз, но каждый раз по другому, видоизменяется по темпу, окрасу, украшениям и т.д.

Учитель: Мы с вами сейчас их и послушаем.

После прослушивания вы должны ответить на вопрос

Сколько всего вариаций вы услышали?

Слушание “Вариации на русскую тему” Л.Бетховена (приложение 2)

Учитель: Сколько всего вариаций вы услышали?

Дети: Четыре вариации (Если не услышат, то еще раз прослушать и посчитать вместе)

Учитель: Немецкий композитор русскую мелодию изложил по- своему и она даже приобрела чуть-чуть немецкий характер. Это естественно, ведь воспользовавшись русской мелодией, Бетховен не перестал быть немецким музыкантом. Так, обращение великого немецкого композитора к русской народной песне подтверждает основную тему нашего урока.

Дети: “Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ”

Учитель: А теперь мы отправляемся в другую страну Испанию, там тоже есть интересный музыкальный танец. Ведь “Камаринская” - это русский народный песня-танец. Вот у испанцев тоже есть свой народный танец. Давайте мы с ним познакомимся.

Компьютерная программа “Занимательная наука путешествие” страна Испания.

Знакомство с танцем “Фламенко” (приложение 3)

Учитель: У испанцев самые любимые музыкальные инструменты – это гитара и кастаньеты. Кастаньетами они выбивают ритм и под него танцуют или поют.

4 слайд (Приложение 9) (приложение 3)

Можем ли мы научиться танцевать этот танец?

Дети: Да

Учитель: Помешает ли нам языковой барьер?

Дети: Нет

Учитель: “Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира есть непереходимые границы”?

Дети: Нет

Учитель: А теперь мы отправляемся в следующую страну – Италия, но мы пойдем сначала пешком, а потом поплывем по воде.

5 слайд (Приложение 9)

Физкультминутка “Пальчиковая гимнастика” (приложение 4, приложение 5)

Учитель: И так мы прибыли в Италию.

Компьютерная программа “Занимательная наука путешествие” страна Италия.

Учитель: Италия – это удивительная страна. Особенно город Венеция. В нем каналы - вместо улиц, вместо трамваев, автобусов, такси – маленькие и большие лодки. А кто знает, как называются лодки в Венеции?

6 слайд (Приложение 9)

Ученики: Гондолы.

7 слайд (Приложение 9)

Учитель: А лодочники – называются гондольерами. Среди гондольеров много замечательных певцов, и поют они прекрасные песни. Когда русский композитор 8 слайд (Приложение 9) М. И. Глинка, приехал в Венецию и услышал эти песни, ему очень они понравились и в духе таких песен он написал свою “Венецианскую ночь”.

9 слайд (Приложение 9) Слушание “Венецианская ночь” (приложение 6)

Учитель: А какой характер у этого произведения?

Ученики: Мягкий, лиричный

Учитель: Легкое звучание высокого мужского голоса - тенора, особенно подчеркивает лирический характер этой музыки.

Русский композитор, сочинил музыку в духе итальянского народа, но он не стал итальянским композитором.

Сейчас мы послушаем песню в исполнении Эльмиры Калимуллиной, которая заняла 2 место в проекте “Голос” и получила звание народной артистки Республики Татарстан.

После прослушивания вы должны ответить на вопрос. Как вы считаете – эта музыка старинная или современная?

Слушание “Адажио” Альбинони (приложение 7)

Дети: ответ

11 слайд (Приложение 9)

Учитель: Музыку к этой песне сочинил итальянский композитор Томазо Альбинони, который родился в 1671,а умер в 1751 году. Его прекрасное произведение “Адажио” было впервые исполнено только в 1958 году. Очень любимо и часто исполняется нашими современными певцами, как например Николаем Басковым.

Обобщение

Учитель: Мы с вами сегодня побывали в разных странах, каких?

Ученики: Германия, Испания, Италия.

Учитель: Можем ли мы музыку других народов петь, слушать, исполнять?

Ученики: Да

Учитель: А обязательно надо знать для этого язык других народов?

Ученики: Нет

Учитель: Так есть ли между музыкой нашего народа и музыкой других народов мира непереходимые границы?

Ученики: Нет.

Учитель: А все, что нас окружает, каким одним словом мы можем назвать? (Горы, небо, птицы, страны, школа и т.д.)

Ученики: Мир.

10 слайд (Приложение 9)

Учитель: А из чего наш мир состоит?

Ученики: Ответы

Учитель: Сейчас мы с вами исполним песню, которая называется “Из чего наш мир состоит”.

Исполнение песни “Из чего наш мир состоит” (приложение 8)

ИЗ ЧЕГО НАШ МИР СОСТОИТ?

Музыка Бориса Савельева, Слова Михаила Танича

1.

Из чего наш мир состоит?
Из дубка, что в поле стоит,
Из высоких гор с сединой
И еще, и еще — из тебя со мной.

Припев:

Из мальчиков и девочек,
Из книжек и затей,
А главное, а главное –
Из взрослых и детей.

2.

Из чего наш мир состоит?
Из сугробов и пирамид,
Из садов, цветущих весной,
И еще, и еще — из тебя со мной.

Припев.

3.

Из чего наш мир состоит?
Из катка, который открыт,
Из мечты — до Марса длиной.
И еще, и еще — из тебя со мной.

Припев.