Цели занятия:
- расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие слухоречевой, зрительной памяти;
- развитие языкового чутья, связной речи,
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- совершенствование умения работать в парах;
- развитие умения творчески мыслить, делать выводы.
Оборудование: презентация Power Point, карточки для игр “Не ошибись”, “Гномы”, “Парочки”, мяч, карточки с текстом стихотворения “Яблоко”, тетради.
Ход занятия
Логопед. Ребята, прежде чем мы начнем занятие, нам необходимо зарядиться энергией. Мы выполним упражнения, которые помогут вам лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять:
- соедините ладони вместе и потрите их друг о друга.
- разогретыми реками быстро потрите щеки.
- кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке.
- сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья.
Демонстрируется слайд № 3.
Логопед. (Читает слайд № 3)
Данный слайд может прочитать ученик.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Логопед. Отгадайте загадку. О ком в ней говорится?
Дети. В загадке говорится о дятле.
Логопед. Почему дятла называют лесным доктором?
Дети. Дятел приносит лесу большую пользу. Он уничтожает насекомых, которые приносят вред деревьям.
Логопед. Слова “друг” и “враг” имеют противоположный смысл. Такие слова мы будем называть слова-“неприятели”.
Демонстрируется слайд № 4.
Далее логопед открывает слайд № 5.
Логопед. Ребята, сейчас мы проведем небольшую разминку. Посмотрите на слайд и составьте предложения о тигре и котёнке, так чтобы в предложениях были использованы слова-неприятели.
Ученик 1. Тигр большой, а котёнок маленький.
Ученик 2. Тигр злой, а котёнок добрый.
Ученик 3. Котёнок слабый, а тигр сильный.
Ученик 4. Тигр дикий, а котенок домашний.
Далее слайд закрывается, логопед просит учащихся назвать слова-неприятели по памяти.
Логопед. Внимание, ребята! Следующая игра называется “Не ошибись”. У вас на партах лежат карточки со словами-неприятелями. Вам необходимо стрелками указать пары слов с противоположным значением и записать эти пары слов-неприятелей в тетрадь.
Демонстрируется слайд № 6. Дети работают сначала в карточках, соединяя антонимы стрелками. Далее учащиеся переписывают слова в тетрадь.
старый ночь жарко трус день новый веселье пасмурный сухо плакать герой грусть смеяться сыро ясный холодно
Логопед.
Есть такое выражение
“Развивай воображение”.
Если станешь развивать,
Будешь лучше рисовать.
Как устанешь рисовать,
Так садись воображать!
А наша игра называется “Что нарисовал художник?”.
Демонстрируются слайды № 7-10. Работа выполняется устно.
полная чашка – пустая чашка закрыла книгу – открыла книгу высокая кастрюля – низкая кастрюля самолет – взлетает – самолет садится длинное платье – короткое платье девочка идет – девочка стоит широкая юбка – узкая юбка великан – карлик
Логопед.
В избушке под елью
Гномики жили.
Работать умели
И крепко дружили.
Демонстрируются слайды № 11- 12. Дети работают в карточках. В карточках-домиках даны пустые окошки. После заполнения карточек выполняется взаимопроверка в парах.
Логопед. Каждая пара гномов живет друг под другом. Расселите гномов по квартирам так, чтобы слова-неприятели оказались рядом. (Рисунок 1.) Пары слов-неприятелей раскрасьте одинаковым цветом. (Рисунок 2.)
Рисунок 1
Рисунок 2
Физкультминутка.
Игра с мячом. Логопед кидает детям мяч, называя слова, относящиеся к разным частям речи. Дети должны вернуть мяч логопеду, назвав слово с противоположным значением.
Крупный - мелкий вперед – назад Левый – правый быстро – медленно Звонкий – глухой много – мало Здоровый – больной молодой – старый Твердый – мягкий спускаться – подниматься. Жар – холод плюс – минус Громкий – тихий прямой – кривой (косой)
Логопед. Ребята, у вас на партах карточки со словами. Вы должны внимательно прочитать эти слова. Затем к доске выходит первый ученик, показывает остальным участникам игры карточку со своим словом и вызывает свою “парочку”, то есть ученика, у которого оказалось слово с противоположным значением.
Дети выполняют задание логопеда. В результате в конце игры к доске выходят все учащиеся. Слова: радуется – грустит, белеет – чернеет, говорит - молчит, радует – огорчает, уходит – приходит, берет – отдает, работает – отдыхает, разрешает – запрещает.
Логопед. Прочитайте стихотворение. Найдите слова с противоположным значением.
Демонстрируется слайд № 13. Ученик читает стихотворение. На столах у детей находится текст со стихотворением “Яблоко”. Дети выполняют задание логопеда.
Сначала ученики подчеркивают разными цветными карандашами пары антонимов. Далее записывают слова в тетради. Пользуясь слайдом № 13, дети осуществляют самопроверку.
Ученик.
Яблоко.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко.
А улитка – далеко.
А теленок озабочен,
Как оно мало, легко.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое – зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок, - сладкий у него бочок.
Логопед. Назовите слова-неприятели, которые вы записали в тетради.
Учащиеся выполняют задание логопеда.
Логопед. А теперь замените выделенные слова на противоположные по смыслу.
Демонстрируется слайд № 14. Ученики читают слайд два раза. Первый раз дети читают рассказ в том виде, как он показан на слайде. Второй раз они читают текст, заменяя выделенные слова на противоположные по смыслу.
Пасмурный осенний день
Сегодня холодный день. Стоит пасмурная погода. Дует сильный ветер. Небо темное, низкое. Под ногами сыро. Грустная пора.
Логопед. Прочитайте, получившийся текст. (Слайд № 15). Дайте ему новое название. Запишите в тетрадях рассказ, который у вас получился.
Учащиеся записывают рассказ “Ясный весенний день” в тетрадях.
Ясный весенний день
Сегодня теплый день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок. Небо светлое, высокое. Под ногами сухо. Веселая пора.
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, а вы добавляйте пропущенные слова.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь ...
Дети. Низко.
Логопед.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ...
Дети. Близко.
Логопед.
Скажу я слово глубоко,
А ты ответишь ...
Дети. Мелко.
Логопед.
Скажу я слово хорошо,
А ты ответишь ...
Дети. Плохо.
Логопед.
Скажу тебе я слово трус
А ты ответишь...
Дети. Храбрый.
Логопед.
Скажу я черный фартук твой
А ты ответишь...
Дети. Белый.
Логопед.
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай ...
Дети. Конец.
Итог занятия.
Логопед. Как называются слова с противоположным значением?
Зачем нам нужны слова-“неприятели” (антонимы)?
Рефлексия.
Логопед. Вы, конечно, помните, что такое “синквейн”.
Ученик 1. Слово “синквейн” французское слово. Оно обозначает “пять”.
Ученик 2. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек. Первая строчка – слово-существительное, заголовок. Вторая строчка – два прилагательных. Третья строчка – три глагола. Четвертая строчка – фраза, поясняющая тему синквейна. Пятая строчка – слово-ассоциация.
Логопед. Давайте вместе придумаем синквейн о словах-неприятелях.
Учащиеся коллективно, под руководством логопеда придумывают синквейн.
Дети.
Слова-неприятели.
Разные, противоположные.
Уточняют, поясняют, объясняют.
Антонимы украшают речь человека.
Противоположности.