О выбранном методе:
РОЛЕВАЯ ИГРА — игра, имитирующая реальную
ситуацию, в которой участники действуют в
соответствии с выполняемой ролью, метод,
используемый для усвоения новых знаний и
отработки определенных навыков в сфере
коммуникации. Ролевая игра предполагает участие
не менее двух «игроков», каждому из которых
предлагается провести целевое общение друг с
другом в соответствии с заданной ролью.
У ролевых игр есть ряд особенностей, который
отличает их от всех прочих видов игр:
Во-первых, ролевая игра не может состояться без
ведущего. Если в других играх ведущий часто
исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи,
то здесь он является основным действующим лицом,
организующим команду игроков.
Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей
по той причине, что участники играют не друг
против друга, а все вместе в одной команде (за
исключением ведущего). Цель команды игроков –
выполнить определенную задачу, изложенную в
сценарии.
В третьих, ролевая игра – интереснейший
творческий процесс. Можно смело утверждать, что
из всех возможных игр именно данный вид
заставляет участников в наибольшей мере
проявить свой творческий потенциал.
В настоящее время на уроках стали чаще
использоваться игровые методики. Это связано с
тем, что эти методики, включая в себя практически
все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.),
предоставляют широкие возможности для
творческой деятельности, интеллектуального
развития ученика. Игра дает возможность создать
и сплотить коллектив. Привлекательность игры
столь велика и игровой контакт людей друг с
другом столь полон и глубок, что игровые
содружества обнаруживают способность
сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Тема предыдущего урока: Гипертекст,
создание гиперссылок.
Тема следующего урока: Представление
числовой информации с помощью систем счисления.
Цели:
Образовательные:
- повторение, закрепление и обобщение знаний и умений по теме: «Работа в текстовом процессоре Microsoft Word»;
- работа с носителями – флешками или дискетами;
- развитие у учащихся умения моделировать ситуацию.
В результате учащиеся смогут:
– создать, отредактировать и сохранить документы.
– произвести вставку изображений, формул и других объектов.
– скопировать, переместить и удалить фрагменты документа.
– отформатировать текст.
– отформатировать абзацы.
– создать маркированные и нумерованные списки.
– создать таблицу и изменить параметры таблицы.
– осуществить автоматический поиск и замену конкретного слова.
– применить технологии гипертекста.
Развивающие: развитие творческой активности и творческих способностей учащихся в процессе выполнения предложенных заданий, формирование следующих приемов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности в процессе выполнения предложенных заданий.
- развитие навыков общения в коллективе в процессе «игры» своих ролей.
- формирование положительной мотивации к учебному процессу, дисциплинированности и организованности в процессе выполнения предложенных заданий.
- воспитание чувства ответственности за коллективный результат.
- расширение кругозора в результате получения новой информации.
Идея урока:
Ученикам предлагается следующая ситуация ролевой игры: В компьютерном классе нашей школы функционирует издательство глянцевого журнала под названием «Модный журнал». Сотрудниками данного журнала являются ученики класса. Главная задача журнала на данный момент – выпустить новый номер журнала. Тема номера – «Мода и стиль».
Оборудование: компьютер, проектор, подготовленный заранее учениками материал, необходимый для данного урока.
План урока:
- Организационный момент.
- «Летучка».
- Рабочий процесс.
- Подведение итогов.
Организация урока:
За 2 недели до данного урока ученикам сообщается о предстоящей ролевой игре. Ученики тянут жребий с целью определения занимаемой должности в журнале. Так как в данном классе учатся 7 человек, было предложено 7 должностей: главный редактор, заместитель главного редактора, художественный редактор, 2 сотрудника отдела моды, психолог и астролог. После распределения должностей ученикам даётся задание по подбору материала. Спустя неделю ученики предоставляют учителю отобранный материал, учитель ознакомляется с ним и при необходимости редактирует. Требования по отбору материала следующие: на текстовую информацию отводится от 1 до 1,5 страниц, также каждому ученику необходимо предоставить 1-2 фотографии, соответствующие тематике журнала и найденному материалу. Весь материал должен быть в электронном виде. Сам учитель является владельцем данного издательства, то есть самым главным.
ХОД УРОКА
1. «Летучка»
Участники занимают места за столом.
Владелец издательства: Темой
обсуждения сегодняшней летучки будет новый
номер нашего журнала. Но прежде чем приступить к
обсуждению, вам предстоит повысить уровень своей
квалификации, ответив по очереди на следующий
ряд вопросов.
Повышение квалификации
Проходит в форме фронтального опроса. Каждому ученику необходимо ответить на 2 вопроса.
Вопросы:
- Какое основное расширение файлов MS Word? (DOC)
- Microsoft Word – это … (Текстовый редактор)
- Какую команду можно выполнить для сохранения файла под другим именем? (Файл – Сохранить как)
- Какой пункт меню позволяет настроить панель инструментов в MS Word? (Вид )
- С помощью какого объекта можно вставлять в документ математические формулы? (MS Еquation 3.0)
- При помощи какого пункта меню можно поместить в документ рисунок? (Вставка)
- В каком пункте меню находятся команды открытия и сохранения файлов? (Файл)
- После какой операции возможно выполнение команд КОПИРОВАТЬ или ВЫРЕЗАТЬ? (Выделения фрагмента текста)
- Как удалить символ в тексте? (Установить курсор клавиатуры за удаляемым символом и нажать клавишу Backspace)
- Колонтитулы это… (Текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа)
- Приведите пример шрифта с засечками. (Times New Roman)
- Выравнивание абзаца по правому краю – это… (Правый край – ровный, а левый – рваный.)
- Что такое 1 пункт? (Единица измерения размера шрифта.)
- Какие действия нельзя выполнить с документом, если он открыт только для чтения? (Редактирование текста)
Учитель выдает свидетельства о повышении квалификации каждому ученику (см. Приложение 1).
3. Обсуждение нового номера
Владелец издательства: Теперь,
повысив свою квалификацию, вы являетесь
настоящими профессионалами своего дела.
Поздравляю Вас с этим! Перейдём к обсуждению
номера. Вам всем хорошо известна тема нынешнего
номера – «Мода и стиль». Хочется сейчас услышать
ваши мысли и идеи на данную тему. Может уже у
кого-нибудь есть некоторые наработки? Начнём с
главного редактора.
Главный редактор: Я в этом номере,
впрочем как и в любом другом, отвечаю за
центральную статью. А эта статья, как известно,
должна отражать основную идею и быть «изюминкой»
номера. Поразмышляв над темой номера, я решила
осветить в своей статье понятия моды и стиля, что
в них общего, в чём различия? Я думаю, что данный
вопрос вызовет большой интерес у читателей. Как
вам моя идея?
Владелец издательства: Очень хорошая
идея. Одобряю на все 100%. Художественный редактор,
чем вы нас порадуете сегодня?
Художественный редактор: Вчера мною
была организована фотосессия. В ней приняли
участие самые лучшие модели города. Были сделаны
порядка сотни снимков. Предоставляю вам, на мой
взгляд, 2 самых лучших снимка, которые
послужат материалом для обложки номера и
плаката.
(отдаёт снимки владельцу издательства)
Владелец издательства: Замечательные
снимки. Сразу видно, дело рук профессионала. А как
успехи у заместителя главного редактора?
Заместитель главного редактора: Свою
статью я назвала «Множество стилей». Из названия
понятно, что речь в ней идёт о различных видах
стиля, об истории их возникновения, об их
особенностях.
Владелец издательства: По вашей просьбе
наши внештатные сотрудники отправились на улицы
Калуги и обратились к гражданам со следующим
вопросом: « Какому стилю вы отдадите своё
предпочтение?» Вручаю вам результаты данного
соц. опроса.
(передаёт бумагу с результатами соц.опроса
заместителю главного редактора)
Как обстоят дела у отдела моды?
Сотрудник отдела моды: Мы связались с
Валентином Юдашкиным и расспросили о том, что
будет модно в ближайший год. С его слов мною и
моей коллегой были составлены прогнозы на сезоны
«Весна-лето» и «Осень-зима». Художественный
редактор предоставил необходимые фотографии.
Владелец издательства: Молодцы.
Оперативно работаете. Что у нас с
астрологическим прогнозом?
Астролог: С помощью наблюдений за
небесными телами, мною был составлен
астрологический прогноз на месяц. Гарантирую его
достоверность.
Владелец издательства: Очень хорошо. А
что привнесёт нового в новый номер наш психолог?
Психолог: В течение недели я трудилась
над составлением теста под названием «Вы и мода».
Пройдя данный тест, каждый читатель сможет
узнать, является ли он модником или модницей или
же, напротив, является противником моды.
Владелец издательства: Отлично.
Прекрасный тест. Одобряю.
У меня есть для вас 2 новости – одна
хорошая, другая – плохая. Начнем с плохой: тираж
прошлого номера показал слишком низкие цифры.
Теперь хорошая: в связи с этим, во-первых, я
решила изменить оформление нашего журнала и
сделать его более красочным. Прошу ознакомиться
с новыми требованиями по оформлению журнала.
(раздаёт листовки с новыми требованиями по
оформлению журнала сотрудникам – см. Приложение
2)
А во-вторых, в этом месяце вам необходимо будет
подготовить электронный вариант нашего журнала.
Поэтому после того, как вы сдадите ваши готовые
материалыглавному редактору, он в свою очередь,
скомпонует их в единый журнал, и на каждый
пункт содержания журнала сделает гиперссылку и
обратно.
Задача ясна?
Сотрудники все вместе: ДА!!!
Владелец издательства: На этом наше
собрание закончилось, и вы все можете занять свои
рабочие места и приступить к оформлению своего
материала в соответствии с новыми требованиями.
После этого, используя носители, вы свои готовые
материалы предоставляете главному редактору,
который направит их в типографию. И очень скоро
мы с вами будем держать в руках новый номер
нашего журнала, который, надеюсь, благодаря нашим
усилиям, разойдётся большим тиражом.
Чуть не забыла. Наш журнал в этом месяце
разыгрывает 6 пригласительных на показ новой
коллекции Валентина Юдашкина. Поэтому каждому из
вас (кроме художественного редактора)
предлагается следующее задание: Сделать
пригласительные билеты на данный показ. К
выполнению данного задания прошу подойти
творчески.
Спасибо за внимание. Все свободны!!!
3. Рабочий процесс
Ученики садятся за компьютеры и занимаются оформлением материала.
4. Подведение итогов
Все сотрудники собираются за круглым столом. Владелец издательства демонстрирует получившийся номер журнала в печатном виде и в электронном виде (с помощью проектора). Благодарит всех за добросовестную работу и творческий подход к подготовке и оформлении материалов.