Ролевая игра по информатике на тему "Текстовый процессор Microsoft Word"

Разделы: Информатика


О выбранном методе:

РОЛЕВАЯ ИГРА — игра, имитирующая реальную ситуацию, в которой участники действуют в соответствии с выполняемой ролью, метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью.
У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов игр:
Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков.
Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков – выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии.
В третьих, ролевая игра – интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал.
В настоящее время на уроках стали чаще использоваться игровые методики. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ученика. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Тема предыдущего урока: Гипертекст, создание гиперссылок.
Тема следующего урока: Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Цели:

Образовательные:

  • повторение, закрепление и обобщение знаний и умений по теме: «Работа в текстовом процессоре Microsoft Word»;
  • работа с носителями – флешками или дискетами;
  • развитие у учащихся умения моделировать ситуацию.

В результате учащиеся смогут:

– создать, отредактировать и сохранить документы.
– произвести вставку изображений, формул и других объектов.
– скопировать, переместить и удалить фрагменты документа.
– отформатировать текст.
– отформатировать абзацы.
– создать маркированные и нумерованные списки.
– создать таблицу и изменить параметры таблицы.
– осуществить автоматический поиск и замену конкретного слова.
– применить технологии гипертекста.

Развивающие: развитие творческой активности и творческих способностей учащихся в процессе выполнения предложенных заданий, формирование следующих приемов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности в процессе выполнения предложенных заданий.
  • развитие навыков общения в коллективе в процессе «игры» своих ролей.
  • формирование положительной мотивации к учебному процессу, дисциплинированности и организованности в процессе выполнения предложенных заданий.
  • воспитание чувства ответственности за коллективный результат.
  • расширение кругозора в результате получения новой информации.

Идея урока:

Ученикам предлагается следующая ситуация ролевой игры: В компьютерном классе нашей школы функционирует издательство глянцевого журнала под названием «Модный журнал». Сотрудниками данного журнала являются ученики класса. Главная задача журнала на данный момент – выпустить новый номер журнала. Тема номера – «Мода и стиль».

Оборудование: компьютер, проектор, подготовленный заранее учениками материал, необходимый для данного урока.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. «Летучка».
  3. Рабочий процесс.
  4. Подведение итогов.

Организация урока:

За 2 недели до данного урока ученикам сообщается о предстоящей ролевой игре. Ученики тянут жребий с целью определения занимаемой должности в журнале. Так как в данном классе учатся 7 человек, было предложено 7 должностей: главный редактор, заместитель главного редактора, художественный редактор, 2 сотрудника отдела моды, психолог и астролог. После распределения должностей  ученикам даётся задание по подбору материала. Спустя неделю ученики предоставляют учителю отобранный материал, учитель ознакомляется с ним и при необходимости редактирует. Требования по отбору материала следующие: на текстовую информацию отводится от 1 до 1,5 страниц, также каждому ученику необходимо предоставить 1-2 фотографии, соответствующие тематике журнала и найденному материалу. Весь материал должен быть в электронном виде. Сам учитель является владельцем данного издательства, то есть самым главным.

ХОД УРОКА

1. «Летучка»

Участники занимают места за столом.
Владелец издательства: Темой обсуждения сегодняшней летучки будет новый номер нашего журнала. Но прежде чем приступить к обсуждению, вам предстоит повысить уровень своей квалификации, ответив по очереди  на следующий ряд вопросов.

Повышение квалификации

Проходит в форме фронтального опроса. Каждому ученику необходимо ответить на 2 вопроса.

Вопросы:

  1. Какое основное расширение файлов MS Word? (DOC)
  2. Microsoft Word – это … (Текстовый редактор)
  3. Какую команду можно выполнить для сохранения файла под другим именем? (Файл – Сохранить как)
  4. Какой пункт меню позволяет настроить панель инструментов в MS Word? (Вид )
  5. С помощью какого объекта можно вставлять в документ математические формулы? (MS Еquation 3.0)
  6. При помощи какого пункта меню можно поместить в документ рисунок? (Вставка)
  7. В каком пункте меню находятся команды открытия и сохранения файлов? (Файл)
  8. После какой операции возможно выполнение команд КОПИРОВАТЬ или ВЫРЕЗАТЬ? (Выделения фрагмента текста)
  9. Как удалить символ в тексте? (Установить курсор клавиатуры за удаляемым символом и нажать клавишу Backspace)
  10. Колонтитулы это… (Текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой  страницы документа)
  11. Приведите пример шрифта с засечками. (Times New Roman)
  12. Выравнивание абзаца по правому краю – это… (Правый край – ровный, а левый – рваный.)
  13. Что такое 1 пункт? (Единица измерения размера шрифта.)
  14. Какие действия нельзя выполнить с документом, если он открыт только для чтения? (Редактирование текста)

Учитель выдает свидетельства о повышении квалификации каждому ученику (см. Приложение 1).

3. Обсуждение нового номера

Владелец издательства: Теперь, повысив свою квалификацию, вы являетесь настоящими профессионалами своего дела. Поздравляю Вас с этим! Перейдём к обсуждению номера. Вам всем хорошо известна тема нынешнего номера – «Мода и стиль». Хочется сейчас услышать ваши мысли и идеи на данную тему. Может уже у кого-нибудь есть некоторые наработки? Начнём с главного редактора.
Главный редактор: Я в этом номере, впрочем как и в любом другом, отвечаю за центральную статью. А эта статья, как известно, должна отражать основную идею и быть «изюминкой» номера. Поразмышляв над темой номера, я решила осветить в своей статье понятия моды и стиля, что в них общего, в чём различия? Я думаю, что данный вопрос вызовет большой интерес у читателей. Как вам моя идея?
Владелец издательства: Очень хорошая идея. Одобряю на все 100%. Художественный редактор, чем вы нас порадуете сегодня?
Художественный редактор: Вчера мною была организована фотосессия. В ней приняли участие самые лучшие модели города. Были сделаны порядка сотни снимков. Предоставляю вам, на мой взгляд,  2 самых лучших снимка, которые послужат материалом для обложки номера и плаката.
(отдаёт снимки владельцу издательства)
Владелец издательства: Замечательные снимки. Сразу видно, дело рук профессионала. А как успехи у заместителя главного редактора?
Заместитель главного редактора: Свою статью я назвала «Множество стилей». Из названия понятно, что речь в ней идёт о различных видах стиля, об истории их возникновения, об их особенностях.
Владелец издательства: По вашей просьбе наши внештатные сотрудники отправились на улицы Калуги и обратились к гражданам со следующим вопросом: « Какому стилю вы отдадите своё предпочтение?» Вручаю вам результаты данного соц. опроса.
(передаёт бумагу с результатами соц.опроса заместителю главного редактора)
Как обстоят дела у отдела моды?
Сотрудник отдела моды: Мы связались с Валентином Юдашкиным и расспросили о том, что будет модно в ближайший год. С его слов мною и моей коллегой были составлены прогнозы на сезоны «Весна-лето» и «Осень-зима». Художественный редактор предоставил необходимые фотографии.
Владелец издательства: Молодцы. Оперативно работаете. Что у нас с астрологическим прогнозом?
Астролог: С помощью наблюдений за небесными телами, мною был составлен астрологический прогноз на месяц. Гарантирую его достоверность.
Владелец издательства: Очень хорошо. А что привнесёт нового в новый номер наш психолог?
Психолог: В течение недели я трудилась над составлением теста под названием «Вы и мода». Пройдя данный тест, каждый читатель сможет узнать, является ли он модником или модницей или же, напротив, является противником моды.
Владелец издательства: Отлично. Прекрасный тест. Одобряю.
У меня есть для вас 2 новостиодна хорошая, другая – плохая. Начнем с плохой: тираж прошлого номера показал слишком низкие цифры. Теперь хорошая: в связи с этим, во-первых,  я решила изменить оформление нашего журнала и сделать его более красочным. Прошу ознакомиться с новыми требованиями по оформлению журнала.
(раздаёт листовки с новыми требованиями по оформлению журнала сотрудникам – см. Приложение 2)
А во-вторых, в этом месяце вам необходимо будет подготовить электронный вариант нашего журнала. Поэтому после того, как вы сдадите ваши готовые материалыглавному редактору, он в свою очередь, скомпонует  их в единый журнал, и на каждый пункт содержания журнала сделает гиперссылку и обратно.
Задача ясна?
Сотрудники все вместе: ДА!!!
Владелец издательства: На этом наше собрание закончилось, и вы все можете занять свои рабочие места и приступить к оформлению своего материала в соответствии с новыми требованиями. После этого, используя носители, вы свои готовые материалы предоставляете главному редактору, который направит их в типографию. И очень скоро мы с вами будем держать в руках новый номер нашего журнала, который, надеюсь, благодаря нашим усилиям, разойдётся большим тиражом.
Чуть не забыла. Наш журнал в этом месяце разыгрывает 6 пригласительных на показ новой коллекции Валентина Юдашкина. Поэтому каждому из вас (кроме художественного редактора) предлагается следующее задание: Сделать пригласительные билеты на данный показ. К выполнению данного задания прошу подойти творчески.
Спасибо за внимание. Все свободны!!!

3. Рабочий процесс

Ученики садятся за компьютеры и занимаются оформлением материала.

4. Подведение итогов

Все сотрудники собираются за круглым столом. Владелец издательства демонстрирует получившийся номер журнала в печатном виде и в электронном виде (с помощью проектора). Благодарит всех за добросовестную работу и творческий подход к подготовке и оформлении материалов.