Цели урока: рассмотреть случаи сложения 9+7, 8+7, 7+7; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14; развивать умения решать задачи.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20;
- использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи; выполнять задания творческого и поискового характера;
- применять полученные ранее знания в изменённых условиях;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: макбуки, кружочки синие и жёлтые, таблица10х10, схемы задач, Буратино, Пират, состав числа 7 и таблица сложения вида [ ]+7, карточки с примерами.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Запись числа и классной работы)
2. Актуализация знаний.
Из театра папы Карло был Пиратом похищен Золотой ключик Буратино. И он отправился на его поиски. Помогите ему.
А) УСТНЫЙ СЧЁТ.
А поможет нам найти Пиратов волшебный математический клубок. Давайте решим примеры, и пройдем этот путь вместе с Буратино. Достаньте свои веера цифр, будем считать и показывать ответы.
Молодцы. Перед нами “волшебные сундучки”.
Ключик Пират спрятал в одном из сундучков. Он не отдаст его, пока Буратино не узнает в каком из сундучков находится ключик. Нам нужно подобрать схему к задаче. Давайте поможем нашему герою.
Б) ПОДОБРАТЬ СХЕМУ К ЗАДАЧЕ.
Подбери схему к задаче.
1. Мальвина и Пьеро рисовали ромашки. Мальвина нарисовала 9 ромашек, а Пьеро 5. Сколько всего ромашек нарисовали Буратино и Пьеро?
2. Мальвина в своем саду сорвала 17 слив, а яблок на 7меньше. Сколько яблок сорвала Мальвина?
3. Карабас-Барабас утром чихнул 7 раз, а вечером 9 раз. На сколько раз больше чихнул он вечером, чем утром?
4. Пьеро и Артемон решали примеры. Пьеро решил 7 примеров, а Артемон на 2примера меньше. Сколько примеров решил Артемон?
- Какая схема лишняя?
- Почему? Здесь то и спрятал ключик Пират.
- Составьте к ней задачу.
- Молодцы!
- Кому было трудно было выполнять это задание?
Сундучок нашли, а открыть не получается. Кода не знаем.
В) ПОВТОРЕНИЕ СОСТАВА ЧИСЛА 7.
7 6 5 4
- Кто хорошо знает состав числа 7?
- А для чего на нужно знать состав числа7?
Поднялась буря и унесла сундучки в математическое море вместе с ключиком.
Поплыли в поисках его Буратино и Пират.
3. Сообщение темы урока.
Чтобы найти ключик мы с вами и нашими героями будем учиться прибавлять 7.
4. Самоопределение к деятельности.
- Чему мы будем учиться на уроке?
Поможем им.
Работа по теме урока.
А) ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.
- Прочитайте пример. (9+7)
- Как мы к 9 прибавим 7? (По частям: Сначала прибавим 1, чтобы дополнить 9 до 10, а потом прибавим ещё 6. Получилось 16)
- Прочитайте пример. (8+7)
- Как мы к8 прибавим 7? (По частям: Сначала прибавим 2, чтобы дополнить 8 до 10, а потом прибавим ещё 5. Получилось 15)
- Прочитайте пример. (7+7)
- Как мы к 9 прибавим 7? (По частям: Сначала прибавим 3, чтобы дополнить 7 до 10, а потом прибавим ещё 4. Получилось 14)
- Давайте ещё раз прочитаем примеры и запомним их.
Б) ЗАКРЕПЛЕНИЕ НЛОВОГО.
- Я буду показывать пример на карточке, а вы называете ответ.
(Учитель показывает карточки с примерами, а дети называют ответ.)
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - прогнулся
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик увидать,
Нужно на носочки встать.
А потом бегом, бегом,
Мы за ключиком пойдем.
Долго искали они заветный ключик. Устали и решили попить чаю.
6. Закрепление изученного материала.
А) РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №2.
1) Чтение задачи.
2) Сравнение кратких условий в задаче.
Было – 6 конфет Съели – 4 конфеты
Осталось - ?
1 коробка – 6 конфет 2 коробка – 4 конфеты
Всего-?
- Какая краткая запись подходит? Запишите верную.
- Какое слово в вопросе указывает на то, что задача решается сложением?
- Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно.
- Кто испытал трудности при решении задачи? Кто легко справился?
Подкрепившись, пошли дальше. Перед ними возвысилась гора примеров. Давайте поможем нашим Пирату и Буратино преодолеть эту гору.
Б) РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ №1.
(Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка)
На берегу моря они увидели заветный сундучок знаний, в котором был спрятан ключик.
Они быстро побежали к нему, но попали в яму. Чтобы выбраться из неё, нужно соединить выражение с результатом.
7. Рефлексия.
- Кто запомнил таблицу, с которой мы познакомились?
- Соедините выражение с результатом.
7+7 15 8+7 14 9+7 16
- Кто запомнил таблицу, с которой мы познакомились?
Наконец Буратино и Пират взяли ключик, а вам за помощь и активную работу на уроке подарили маленькие ключики.
Подведение итогов урока.
- Какие случаи сложения вы изучили сегодня на уроке?
- За активную и хорошую работу на уроке Буратино дарит вам ключики.
- Спасибо вам за урок.